Грибы можно заметить, только когда они уже вылезли...

Автор: Юрий Мисолин

Юрий Мисолин ООО «Коннект2ми.Ком»

СТАРТАПЫ — как вы понимаете этот термин в плане бизнеса? Чем они отличаются от «стабильных» бизнесов?

— Для меня любой стартап это всегда предприятие, начатое предпринимателем. То есть мой подход ничем не отличается от стандартного подхода к любому бизнесу. Другое дело, что многие понимают под стартапом возможность «распилить что-либо» — чаще всего в этом плане понимаются, например, деньги инвесторов: «Вот найдем 100 миллионов — и мы успешный стартап». А на самом деле — хотите вы построить дополнительный киоск с шаурмой или замахиваетесь на статус «убийцы» предыдущих «убийц» — ваша цель должна быть очевидна и проста: заработать денег. Если операционная математика у вас сходится, вы рано или поздно станете «стабильным бизнесом», если нет — вы пополните ряды «неудавшихся стартапов»...

Как понять, какая судьба ждет стартап, какие данные о нем вам для этого нужны?

— Как правило, когда мне задают такой вопрос, я понимаю его так: «Как найти компанию на миллиард?» Ответ, по-моему, простой: на начальном этапе практически никак. Во всяком случае я не знаю ни одной убедительной методики, применив которую к случайной выборке стартапов, можно будет сразу сказать: вот это «Гугл-2», а вот это будущий «Яндекс-3». Узнать их можно только тогда, когда такие стартапы начинают быстро расти, то есть гриб виден, когда он уже вылез из-под земли.

Я предпочитаю угадывать людей, которые могут построить компанию на миллиард…

Какой процент стартапов сегодня доживает хотя бы до стадии, когда его заметят инвесторы?

— Что значит «заметят»? Если вы пришли к инвестору — вас уже «заметили». Либо вы сами должны о нем рассказать, либо о вас должен кто-то рассказать. Первое дается ногами, второе — грамотной работой со СМИ и/или успехом роста аудитории вашего стартапа, что как раз и равносильно СМИ. Ведь растущая аудитория — это как раз пример идеального средства массовой информаци, или сарафанного радио, если так будет понятнее. Но, на мой взгляд, здесь важно как раз другое: не то, чтобы вас «заметили», но чтобы в вас поверили. И здесь первый, кто должен поверить — это вы сами. Инвесторы очень быстро распознают любую фальшь.

Какие сферы бизнеса уже перенасыщены стартапами?

— Никакие. Количество стартапов не влияет на рынок, на рынок влияет количество явных/признанных рыночных лидеров. Если лидеров много, «воткнутся» очень сложно, если же лидеров явных нет или они не кажутся вам убедительными — дерзайте!

А какие еще не проснулись?

— Есть такая поговорка, что все великие стартапы «прошли мимо» первых своих ста инвесторов. То есть можно с уверенностью сказать, что рынки, как и инвесторы, по умолчанию скорее спят, чем бодрствуют, то есть вам на начальном этапе скорее всего никто не будет ни помогать, ни мешать выйти на рынок с прорывной идеей и завоевать его. Рынки вообще, на мой субъективный взгляд, очень толерантны к шуму — шумят многие, а создают, ломают и перестраивают рынки — единицы.

Крупные компании сегодня почти поголовно бросились создавать стартапы в форме микрокомпаний (чаще засекреченных).

— Да?

В чем их слабые стороны и шансы в сравнении с теми стартапами, где есть тот, кто их придумал и «болеет» ими? (Не считая плюсов финансирования и поддержки.)

— Ну, знаете ли, если бы успех стартапов определялся объемом финансирования… к сожалению, а может быть, и к счастью, успех определяют люди. Но тут я уже повторяюсь: правильные люди, правильная идея, правильно выстроенный план ее реализации и последовательность усилий — вот вам рабочая формула успеха. А корпорация ее исполнила или «фанатик идеи» — вопрос второстепенный. Больший объем денег дает вам право на большее количество ошибок… всего лишь. Но если перечень ваших ошибок бесконечен, вы обречены.

Бизнес-ангелы (как «Альтаир») — какие критерии им важны при принятии решения о поддержке стартапа?

— Это вопрос к «Альтаиру». Насколько я знаю Игоря Рябенького, он активно и открыто делится своими «формулами» со всеми желающими.

Чем отличается система компенсации за труд у команды стартапа от обычной фирмы? (Ранее обсуждал мотивацию лидеров — 1/2014.)

— Знаете, это как критерии оценки стартапа. Если вы верите, что ваша «система компенсации» правильная, вы ее применяете. Если не верите, никто не заставит вас ее применить. Успешные стартапы не зависели, по-моему, от того, была там «система» или нет. А вот была там вера в возможность, плюс способность команды реализовать эту идею или нет — вот это правильный вопрос. Вопрос вашей Команды.

Бегут ли «крысы» с корабля, если стартап грозит утонуть?

— Вы видели кого-нибудь, кто готов утонуть? Риски для себя каждый оценивает сам.

Кто, как и как часто пытается привлечь к себе ценных сотрудников стартапов? По каким едва заметным признакам этот процесс можно почувствовать?

— Я перефразирую ваш вопрос: кто и как относится к купюрам разного достоинства? Ответ: все хотят купюры, но не многие могут позволить себе крупные...

Борьба мнений — кто и как обычно принимает важные решения в стартапе?

— Кто принимает, тот и есть настоящий владелец стартапа.

Почему, на ваш взгляд, остаются невостребованными многие участники команд стартапов после их распада?

— Может, просто потому, что некомпетентных в жизни больше, чем успешных? Статистика опирается на большие цифры. Но в реальности бывает и по-другому. Большинство людей, которые когда-либо работали со мной, не имели проблем с трудоустройством в принципе.

Кто из состоявшихся лидеров стартапов вам интересен идеями и опытом?

— Почему именно состоявшиеся лидеры? Мне интересны многие люди и многие идеи, про опыт вообще отдельная тема. Вы думаете, что мой технический директор мне менее интересен, чем Билл Гейтс? Не уверен…

Акционеры и команда стартапа — от каких ошибок вы бы предостерегли и первых, и вторых? — Не хочу выступать тут ментором.

Растущий организм стартапа приводит к необходимости смены системы управления. Как ее менять на ходу?

— С минимальными издержками. Принимать решения быстро, отдавая предпочтение подтвержденным и эффективным.

Инвесторы и лидер — как лучше договариваться, исходя из сложившейся в мире практики, учитывая что в России договоренности «на берегу» почему-то не работают?

— Не клевещите на Россию. Договоренности должны работать. Если они не работают — значит «пчелы неправильные».

Удивит ли мир ваш стартап? Как скоро?

— Стартап должен не удивлять. Стартап должен зарабатывать. Мы к этому очень быстро идем.

Как бы вы рекомендовали собирать «команду контроля» за командой стартаперов (опыт, компетенции, доверие, знания…)?

— Я пока сам собираю рекомендации… Кстати, вы обратили внимание, что подавляющее большинство успешных людей почему-то никого не учат? Зато вокруг нас в изобилии присутствуют разного рода «великие коучеры», которые не нашли никакого другого применения своим «удивительным советам и знаниям», кроме как «учить других». Меня всегда это забавляло…

Какие проблемы, решенные вами, могли быть решены меньшими усилиями и временем, если бы вы как сейчас знали, как их решать?

— Все, которые не решились сами. Или: кроссворд легче решить, если ответы напечатаны на обороте.

* Юрий Мисолин, генеральный директор ООО «Коннект2ми.Ком»