Молодые предприниматели Англии: Фрейзер Доэрти, Кристиан Оун, Адам Хилдрет, Джеймс Мюррей Уэллс

Уже после того, как Фрейзер Доэрти стал известен на весь мир как один из самых молодых миллионеров, самостоятельно сколотивших свое состояние, он признался журналистам, что началось все с простой любви к варенью. Он вообще любил полакомиться чем-нибудь сладеньким, но вот всевозможные джемы приводили его просто в восторг.

Однажды Фрейзеру надоело упрашивать свою бабушку приготовить ему нечто особенное, и он сам решил заняться кулинарией. Было ему тогда 14 лет, и это занятие неожиданно оказалось очень и очень увлекательным. Позже он начал готовить и по бабушкиным рецептам, которыми та охотно делилась с увлеченным процессом создания варенья внуком. Вскоре джемы Фрейзера распробовали все родственники, друзья и знакомые, а после и прихожане местной церкви.

Начали поступать заказы, и Фрейзер был вынужден расширить свое производство. Заказы увеличивались с постоянной скоростью, и вот Доэрти уже снял в аренду кулинарную фабрику. Дальше — больше; на новых площадях ему понадобилась помощь, и Фрейзер нанял себе персонал.

Свалившемуся на голову бизнесу изрядно мешала школа, времени и на учебу, и на бизнес не хватало, а потому он выбрал второе. Его фирма получила название SuperJam.

В возрасте 16 лет Доэрти подписал контракт с сетью супермаркетов Waitrose. Джемы пришлись по вкусу шотландцам, и очень скоро баночки с вареньем молодого предпринимателя Фрейзера Доэрти красовались на полках почти двух сотен магазинов. Поначалу ему пришлось весьма нелегко — не сразу наладились расходы и количество выпускаемой продукции, он брал кредиты в банках, однако со временем предприятие вышло на правильные рельсы, и Фрейзер начал получать прибыль. Следом пришли контракты и с еще несколькими сетями магазинов, а вскоре джемы Доэрти вышли и за пределы страны.

Фрейзер уверен — чтобы у детей появился интерес к бизнесу, нужно его стимулировать, нужны интересные встречи с удачливыми бизнесменами, интересные истории и примеры успеха. Он считает, что бизнес-идеи должны развиваться и поощряться еще в школе. А молодым бизнесменам Фрейзер советует не бояться, не стесняться и ни в коем случае не хоронить собственные интересные идеи — при должном сочетании удачи и труда они обязательно выстрелят.

Кристиан Оун заработал свой первый миллион, будучи школьником и запустив два интернет-проекта: в 2008 году — сайт Mac Box Bundle и год спустя — рекламный сервис Branchr.

Кристиан увлекся компьютерами в семь лет. В десять уже изучил веб-дизайн. Тогда родители подарили ему компьютер Mac. Примером успешного бизнесмена для школьника стал владелец компании Apple Стив Джобс. Кристиан поставил себе амбициозную цель стать не менее значимой фигурой в интернет-мире.

На создание Mac Box Bundle юный интернет-предприниматель тратил все свое свободное время. Первый проект 14-летний мальчик создал на карманные деньги. Он принес Кристиану 700 тысяч фунтов стерлингов за два года.

О своей идее юноша говорит: «Я хотел создать что-то действительно революционное и в тоже время простое, что-то такое, что перевернет представление о том, как работает реклама». И он придумал Branchr — платформу для продажи и покупки рекламы для владельцев сайтов и компаний. Он продает рекламу не только для веб-платформ, но и iPhone, BlackBerry, Android, WAP.

Уже через год после запуска Branchr принес предприимчивому школьнику полмиллиона фунтов стерлингов и знаменитого клиента — букмекерскую контору William Hill. Сейчас рекламный сервис, который был создан 16-летним подростком, продает более 250 миллионов рекламных объявлений 11 тысячам сайтов в месяц. На юного предпринимателя работают восемь взрослых сотрудников, которые обеспечивают техподдержку и продажи. А сам владелец бизнеса думает над третьим проектом, который станет площадкой для продажи программного обеспечения компаниям.

Кристиан Оун разумно подходит к ведению бизнеса. Большую часть дохода он инвестирует в свои проекты. Вообще, юный предприниматель пока не строит долгосрочных планов, он не знает, чем будет заниматься через 10 лет, но пока не заработает 100 миллионов фунтов, свой бизнес не бросит. По мнению молодого бизнесмена, формула успеха в любом бизнесе одинаковая и простая: упорный труд, стремление к великому и решительность.

Адам Хилдрет стал одним из самых богатых подростков Великобритании к 19  годам, его состояние тогда составляло приблизительно 2 миллиона фунтов. В 1999 году, когда ему было всего 14  лет, юноша решил запустить принципиально новую социальную сеть. Примерно в это время различные крупные компании, вроде Coca-Cola, начали привлекать к своим рекламным кампаниям молодежь из Интернета, и эти молодые ребята должны были разрабатывать для компаний маркетинговые стратегии, как раз ориентированные на подрастающее поколение. На этой волне Адам и начал работать управляющим директором агентства Dubit Limited. Проработав четыре года, Адам научился не только зарабатывать, но и на практике изучил маркетинг.

Не остановившись на достигнутом, в 2005-м Адам решил запустить свой новый проект — Crisp Thinking. По задумке Хилдрета, его сервис распространял особое программное обеспечение, которое позволяло защитить детей в Интернете от всевозможных негативных проявлений долгого пребывания в сети.

По некоторым прогнозам будущий капитал Хилдрета к 2020 году может составить 40  миллионов фунтов.

Кстати, проект Dubit Limited в 1999-м был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как проект, основанный самыми молодыми предпринимателями.

Джеймс Мюррей Уэллс. Окончив школу Harrow School, Джейми поступил в Университет Западной Англии, планируя изучать право. Именно во время учебы Мюррей Уэллс обнаружил, что у него испортилось зрение и ему требуются очки. Но его неприятно поразила цена на очки. Так, начав изучать рынок, он пришел к выводу, что порой пара очков, себестоимость которых не превышает 7 фунтов, в итоге продаются по 150.

Предприимчивый Джейми быстро передумал учиться и решил попробовать исправить ситуацию с очками на британском, а заодно и на всем мировом рынке.

Так, в 2004 году 21-летний Джейми запустил собственный проект — Glasses Direct, деньги на который он взял из своего студенческого кредита. Начав продажи через Интернет, Мюррей Уэллс в первый же год реализовал 22 тысячи пар очков, а вскоре годовой бюджет его компании перевалил за миллион фунтов стерлингов.

К 2009 году у бизнесмена уже работал штат из 70 помощников, и по статистике компания Glasses Direct продавала по паре очков каждые три минуты. Позже фирма стала базироваться в Лондоне в качестве онлайн-ритейлера. К 2010 году доходы Glasses Direct достигли 5 миллионов долларов, в то время как привлеченные инвестиции составили 34 миллиона долларов.

Джеймс даже провел несколько рекламно-просветительских акций, целью которых было объяснить людям, почему стоит покупать очки дешевле и где.

В феврале 2010 года Джейми Мюррей Уэллс создал еще один проект — hearingdirect.com — на этот раз его товаром стали слуховые аппараты для людей с пониженным слухом. Так проект Hearing Direct стал зеркалом его первого проекта Glasses Direct.

Подготовила Наталья Селивёрстова