Я всегда оцениваю партнеров по бизнесу масштабом и детализированностью их мышления

Автор: Андрей Черногоров

Успешными компаниями становятся только «голодные» компании или все сложнее?

— Многие путают «голод» и необходимость мотивировать себя. Но по своему опыту прекрасно знаю: мотивация не нужна там, где есть отлаженные результативные процессы и четкое понимание цели, к которой ты идешь. С целеполаганием у современных предпринимателей извечные проблемы. Все мыслят обезличенными показателями и метриками, но не могут ответить на простой вопрос: что ты хочешь получить, к чему ты стремишься, какой след хочешь оставить после себя? Горизонт планирования у таких людей с трудом переваливает за рабочую неделю, в то время как настоящие революционеры от бизнеса мыслят большими циклами в 3-5-10 лет. В итоге вся их деятельность превращается в бег по кругу. Здесь нет ни прорывных результатов, ни убедительной жизненной философии, которая вдохновляла бы сотрудников идти за своим лидером в самое пекло. Я  всегда оцениваю партнеров по бизнесу масштабом и детализированностью их мышления. Кризис в компании начинается с кризиса масштаба мышления. Сотрудникам с большим потенциалом, но временной потерей высокого разрешения в мыслях и действиях, нужно помогать раскрывать свое творческое начало. Для этого используются методики из мира изобразительного искусства.

Есть группа художников-шестидесятников под руководством Элия Белютина. У Белютина был свой способ работы с мышлением для пробуждения инноваций. У человека существует три контура, три способа функционирования: сбор информации через органы чувств, динамическая обработка информации и статическая обработка. В динамическом режиме вы можете ухватить пятьсемь единиц информации. Остальное хранится в большой статической памяти. И эффективность мышления зависит от того, как быстро и как точно вы при возникновении вопроса или задачи попадаете в нужную область своей статической памяти. Это переключение и есть гениальность. Человек становится экспертом, когда нарабатывает метод быстрого попадания в правильную область своего мозга. Тогда и все задачи он решает быстрее, нестандартнее, эффективнее. И мотивация ему просто не нужна.

Данная методика позволяет быстро формировать динамические связи внутри человеческого мозга, входить в состояние потокового мышления, когда для достижения результата не требуются никакие внешние стимулы и вспомогательные инструменты. Белютин задействовал неожиданные механизмы переключения эмоционального аппарата. Вызывал слезы, психологический шок, чтобы студент отошел от стереотипов мышления.

По этой методике лучше работать с сотрудниками до 27 лет. Взрослым тяжелее строить новые динамические связи, сложнее верить в то, что можно и нужно жить и творить, не надеясь на спасательный круг в виде таинственной мотивации. Если ты точно знаешь, что стена твердая, ты через нее никогда не пройдешь.

Как предпринимателям успешных компаний удается быть голодными до успеха все эти 50 лет?

— Все зависит от горизонта планирования. Если руководитель обладает навыками глобального мышления, то у него не будет проблем с мотивацией, с подпиткой своей стратегии и спустя 50 лет. Если же он откровенно мельчает, то дрова в костер его ложных амбиций приходится подкидывать постоянно, каждый год или даже чаще.

Стартаперы, как правило, все голодны до успеха, но чем отличается их голод от голода уже состоявшегося бизнеса?

Голод стартаперов — это голод первых результатов, это желание доказать окружающим, но прежде всего самому себе, что ты делаешь что-то не зря. Их голод эмоционален и импульсивен, это желание получить результат любой ценой.

Голод зрелой компании — это голод расширения горизонтов возможностей себя и своей команды, это желание постоянно поднимать, казалось бы, и без того уже недостижимую для остальных планку.

Как поддерживать внутри компании «горение» топов к успеху?

— Парадоксально, но «горение» априори присутствует в подсознании российских управленцев и топ-менеджеров. Другое дело, что далеко не все могут грамотно распознать эти мощные предпосылки и культивировать из них по-настоящему рабочие практики для достижения высоких результатов. О чем речь? Являясь производной от азиатской культуры, российский деловой менталитет всегда и везде подразумевал работу с клиентами, подрядчиками и партнерами на условиях, которые выходят за рамки простого договора. А что это как не культурный и психологический базис к тому, чтобы всегда делать свое дело с горящими глазами и быть голодными до новых результатов? Речь идет о добровольном предвосхищении первичных ожиданий. Это может быть еще одно яблоко, которое кладет вам торговец на рынке, после того как взвесил килограмм за оговоренную цену и взял от вас деньги. Это может быть дополнительная услуга или подарок, который принес вам подрядчик сверх того, что было обещано. Или важная задача, решение которой взвалил на себя ваш партнер по бизнесу, хотя вы об этом его не просили. Все это и есть практики по управлению персоналом, это нетворкинг. И приучать к нему нужно всех: и менеджеров по продажам, и руководителей проектов, и отделы обслуживания. Только выстраивая долгосрочные и неформализованные отношения, можно расти и развиваться в бизнесе и постоянно испытывать правильное чувство голода. Мы редко достигаем хороших результатов в одиночку. По-настоящему выдающиеся достижения — это следствие командной игры. В бизнесе невозможно заранее договориться обо всем, даже если вы заключаете одну-единственную сделку. Поэтому стороны договариваются, как правило, о базовых вещах, оставляя значительную часть вопросов на потом, по мере того как они будут появляться. Кто-то называет это кредитом доверия.

Эффективный нетворкинг — это намного больше, чем простой посев своих визиток и рассылка деловых писем потенциальным партнерам. Я говорю об искренних взаимоотношениях с заказчиком за пределами переговорной комнаты. На реализацию человека может повлиять даже один деловой контакт, правильно распознанный и реализованный. Но такой контакт не появится сам по себе. Его появлению предшествует большая работа. Прежде всего над самим собой. Ты должен быть умным и интересным собеседником, надежным и адекватным партнером, честным и ответственным профессионалом для всех, с кем ты решил строить бизнес. И размер твоего кошелька при игре в высшей лиге не решает уже ничего, если ты имеешь репутацию зануды, нытика и жлоба. Вот почему вопрос голода в компании — это еще вопрос отношения, вопрос стиля ведения бизнеса, твоей собственной культуры.

Андрей Черногоров, генеральный директор компании Cognitive Technologies.

Андрей Черногоров — ответственный секретарь комиссии ГД РФ по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при комитете ГД РФ по науке и наукоемким технологиям, член Королевского института закупок и поставок (CIPS), генеральный директор компании Cognitive Technologies — ведущего российского разработчика роботизированных систем, ПО для машинного зрения и управления предприятиями. По итогам 2014 года возглавляемая Черногоровым компания — крупнейший поставщик ИТ в госсекторе (СNews) и наименее зависимое от западного ПО предприятие России («Российская газета»). По итогам 2015 года — второй в России разработчик ПО (рейтинг «Коммерсант»), участник рейтинга крупнейших компаний России «топ-500» издания РБК.

А. Черногоров входил в число специалистов, участвовавших в подготовке 94-ФЗ и 223-ФЗ и других законодательных документов рынка, и являлся инициатором целого ряда слушаний в Государственной Думе.

Беседовала Екатерина Кахраман

Журнал, октябрь 2015 г.