Почему наемные топы редко создают свой бизнес?

Автор: Денис Нештун, «АРСИЭНТЕК»

 Акционеры крупных фирм, видимо, постоянно думают над тем, способны ли их СЕО открывать новые рынки, создавать инновационные продукты, делать компанию непотопляемой и устойчивой, растить прибыль. Как вы считаете, насколько это реально?

— Вполне реально. И наша компания — яркий тому пример. Другое дело, какие условия есть у каждого конкретного руководителя для открытия своего бизнеса.

 Как СЕО могут предполагать совмещать риск с инновациями и при этом гарантировать акционерам «не оступиться» — это же не стартапы, где риск — норма?

— В бизнесе никаких гарантий не существует. Нужно грамотно оценивать риски, понимать, о чем бизнес, во что и зачем ты вкладываешься. Наемный топ — это не страховка от поражения, а лишь инструмент управления. Вы ему или доверяете, или меняете. Вот и все.

 Чем и почему могут отличаться подходы к управлению у акционеров и у их наемных топов? Какими ресурсами и как могут распоряжаться и рисковать первые и вторые?

 — Есть разные ситуации. Бывают случаи, когда акционеры заработали денег и хотят развивать какую-то интересную им конкретную тематику. В  этом случае не участвовать в развитии бизнеса они не могут априори. Другой вариант — когда инвесторы просто хотят приумножить капитал. Для этого они выбирают более рисковые варианты (используется известный принцип «чем больше риск, тем больше потенциальная выгода»). В этом случае их вмешательство в детали очень стопорит развитие бизнеса, и они сами это видят.

Основная разница — это ощущение риска. Акционер всегда рискует своими собственными деньгами и не ограничен в этом. Он рискует всем, чем хочет. Наемный топ — чужими деньгами. Он ограничен уставом и бюджетом. Кроме денег есть еще время и деловая репутация — здесь и акционеры, и наемные топы рискуют одинаково. Если вы несколько раз что-то заявляете и не выполняете, вам просто перестают верить.

 Директор GE не так давно решил построить завод процессоров за $150 млн для холодильников из порошкового металла БЕЗ испытаний технологии и принес убыток в $450 млн. Как такое могло случиться в компании, которая еще в 1990 году входила в топ-10?

— Это нормальная ситуация для инновационных проектов. Чтобы достигать больших результатов, люди берут на себя большие риски. Безопаснее всего — ничего не делать, положить деньги в банк и получать мизерные проценты.

Когда вы пытаетесь внедрять инновации, то всегда имеете дело с технологиями, которые еще никто никогда не испытывал. Вы не можете полноценно испытать большую, ресурсоемкую идею, не рискнув большими деньгами. И положительным результат бывает далеко не всегда.

Лично я тоже достаточно рисковый человек, и когда начинаю какой-то проект часто слышу: это не будет работать. Но рискую, вкладываю деньги и время. Иначе большой бизнес не построишь.

 Есть ли у вас представление о том, кто и почему становится СЕО крупных фирм?

— Я думаю, это те люди, которые способны самостоятельно принимать решения и брать на себя риски и всю полноту ответственности. В жизни есть такой закон: сначала нужно что-то сделать, а потом получишь результат. То же самое в бизнесе: сначала человек что-то делает, проявляет себя, а уже потом это оценивается, и ему предлагают руководящую должность. Нужно быть ответственным и смелым, а также обладать способностью подниматься над проблемой.

 Мир знает не так много топов, кто рискнул отправиться сам в бурное море предпринимательства. Почему?

— Большинству, наверное, удобно не выходить из зоны комфорта — рисковать чужим, а не своим. К тому же, когда вы создаете бизнес, должно сойтись много звезд: должна быть идея, потенциальные клиенты, ресурсы, команда, которой вы доверяете, а еще — куча времени. Как правило, гендиректор любой компании — очень занятой человек, и думать над новыми идеями получается не у всех. Впрочем, среди моих знакомых довольно много таких примеров, когда люди уходили с руководящих должностей в свой бизнес в той же сфере.

 Какими знаниями должен обладать топ, чтобы успешно открыть свой бизнес?

— Нужно отлично знать продукт, технологию, ситуацию на рынке, потребности клиентов, особенности конкурентов, их слабые места, разбираться в продажах, маркетинге, а также быть хорошим организатором и психологом. Последнее особенно полезно внутри своей команды — важно уметь объединить профессионалов вокруг идеи и сделать так, чтобы специалисты разных отраслей нашли общий язык в твоем проекте.

 Кому бы вы доверили управление крупным бизнесом: предпринимателю средней руки или профессиональному наемному топу?

— Однозначно предпринимателю. Если человек развил свой бизнес — пусть маленький, но успешно — он уже хорошо понимает полный цикл, у него есть чутье на риск — когда он оправдан, а когда нет. Просто наемный директор рисковал только чужими деньгами. К тому же, если речь идет о стартапе, нужно учесть, что опытный наемный директор будет вам очень дорого стоить.

СЕО, да и все мы, предпочли бы, чтобы акционеры не вмешивались в сам процесс. Но как тогда «незаметно» управлять бизнесом силами СЕО? Как правильно контролировать работу наемного топа во главе фирмы?

— Есть инструменты удаленного контроля, виртуальные офисы и порталы для управления задачами и проектами — с их помощью можно быть в курсе процессов, происходящих в бизнесе, и одновременно избежать ненужной бюрократии и отчетов. Но в целом это очень тонкий момент. Здесь важно не передавить, потому что в  противном случае ваш директор превратиться в рядового исполнителя, а директором придется быть вам самому. У директора должны быть большие полномочия и возможности. Я считаю, что наемный директор должен быть в доле бизнеса — так он будет понимать, что рискует в том числе и своими деньгами. Наша компания, к примеру, применяет этот принцип для руководителей всех уровней — мы выделяем им бюджет, и они свободны им распоряжаться — могут пустить на развитие направления, а могут положить в свой карман. Эффективность использования этого инструмента в том числе говорит нам о качестве работы руководителя.

Кого и как надо слушать и слышать перед принятием важных решений?

— Советоваться надо с командой, с теми, кто идет к цели вместе с вами и кому вы доверяете. Нет книжек с правильными ответами. Все, что мы делаем каждый день — это всегда риски.

Где сейчас искать успешных СЕО для реализации крупных проектов?

— Все зависит от того, насколько вы общительный человек. Сейчас есть соцсети, есть знакомые, знакомые знакомых — найти нужного человека довольно просто. Если не получается через связи, то рынок большой. В нашей компании есть опыт, когда на ответственные позиции мы пригласили людей с рынка, и они показывают очень хорошие результаты.

Денис Нештун, генеральный директор и соучредитель компании «АРСИЭНТЕК».

Беседовала Наталья Матюшина

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Необычный стартап с более чем двадцатилетней историей. Будучи изначально созданной для поддержки центров обработки данных и телекоммуникационной инфраструктуры группы «ЛУКОЙЛ», благодаря накопленному высокотехнологичному опыту начала оказывать услуги, а также создавать продукты и решения для открытого рынка.

Сейчас это глобальная компания, представленная более чем в 80 городах России и Евросоюза, постоянно ищущая и создающая новые решения, разрабатывающая новые продукты, открывающая новые направления и рынки. Глобальная команда из более 1000 человек.

Компания, которая активно использует для эффективного взаимодействия технологии виртуального офиса, выстраивает горизонтальные взаимодействия между командами, максимально избавляясь от бумаг и бюрократических барьеров http://www.rcntec.com/