Брайан Чески и его матрасы-«ночлежки»

Автор: Любовь Какурина

Брайан Чески — молодой американский предприниматель. В 34 года он обладает состоянием в 3,3 миллиарда долларов и входит в Топ-10 самых успешных бизнесменов США по версии Forbes 2015 года. В 2008 году Чески основал компанию AirBnB, которая принесла ему мировую славу и огромную прибыль.

Компания AirBnB — это онлайн-платформа для людей, которые сдают в аренду спальное место в своем доме. С момента основания в 2008 году стартап прошел путь от простейшего сайта без поиска, бронирования, отзывов, возможности оплаты онлайн до эффективной платформы по предоставлению услуг аренды в 192 странах мира. Как же простому студенту Брайану Чески удалось встать у руля огромной корпорации с миллиардной прибылью?

В 2008 году Брайан и его друг Джо Геббиа едва сводили концы с концами, и, чтобы оплатить очередную ежемесячную ренту за свою скромную квартиру, им пришлось срочно найти выход из сложной финансовой ситуации. Острая необходимость в деньгах натолкнула двух студентов дизайнерского колледжа на простую и гениальную идею. В те дни в их городе — Сан-Франциско — проходила крупная дизайнерская бизнес-конференция. Все отели в округе были забронированы. Многим приезжим не хватило места. Некоторые гости этой конференции готовы были спать даже на простом надувном матрасе. Тогда-то и родилась идея, которая принесла двум друзьям огромное состояние. Брайану и Джо пришла в голову мысль вытащить надувные матрасы Геббиа из кладовки и продать спальное место в их квартире. Они назвали пристанище Air Bed and Breakfast («Надувная кровать и завтрак»). Завтрак состоял из обычного замороженного печенья. В те же выходные у них дома переночевало три человека. Чески понял, что эта простая идея может стать основой успешного и прибыльного бизнеса. И он не ошибся. Теперь AirBnB — компания с капитализацией $ 2,5 млрд, а ее ежегодный доход достигает $ 100 млн.

Несколько месяцев спустя их друг-разработчик Нейтан Блечарзик присоединился к Чески и Геббиа в качестве третьего сооснователя, и в августе 2008 года сайт под названием Airbedandbreakfast.com увидел свет. Теперь каждый желающий может зайти на сайт в Интернете, пригласить к себе на ночлег людей по всему миру и получить за это прибыль.

«В последние несколько лет я находился в поисках себя», — говорит Чески. «Я искал ответы на вопросы. Какова наша миссия? Какая большая идея лежит в основе AirBnB? Люди думали, что AirBnB — это всего лишь аренда помещений. Но на самом деле — это больше, чем просто аренда спального места. Помещение — это пространство, а дом — это то место, где тебя ждут. Здесь вы получаете домашнее тепло и приют. Это — главная идея нашего бизнеса. Этим мы отличаемся от простой аренды. Впервые вы можете обрести дом, где вас ждут, по всему миру».

Безработный студент Брайан Чески стал одним из богатейших людей планеты без специальных управленческих навыков и знаний. Отсутствие соответствующего образования и опыта не стало препятствием для Брайана. Спросите любого, кто знает Чески, и люди будут описывать его следующими словами: сильный, целеустремленный, очень и очень любознательный. Он разработал собственную методику приобретения управленческих навыков и назвал ее «обращение к влиятельным источникам».

Суть его метода заключается в том, чтобы найти самые авторитетные, понятные источники в определенной области и обратиться к ним, не тратя времени на второстепенную информацию. По его словам, так изучение любого предмета проходит с максимальной эффективностью и с минимальными затратами времени. Таким источником знания может быть для вас что угодно. Например, в качестве одних из своих ресурсов Чески называет биографии Стива Джобса и Уолта Диснея. Для того чтобы изучить азы гостиничного бизнеса, он прочитал все доступные номера известного авторитетного журнала Cornell Hospitality Quarterly, который выпускает знаменитая Школа гостиничного управления Корнелльского университета.

Чем успешнее и влиятельнее становилась компания AirBnB, тем значительнее становились «источники» Чески. Например, он провел ряд встреч с Марком Цукербергом, Джеффом Безосом, основателем Amazon, и президентом eBay Джоном Донахоу. Операционный директор Facebook Шерил Сэндберг рассказала Чески о ведении бизнеса в глобальных мировых масштабах.

Молодой и успешный основатель сервиса AirBnB видит себя капитаном корабля, а не генеральным директором крупной ИТ-компании. Так он описывает и собственный стиль управления. По мнению Чески, в первую очередь он должен заботиться обо всем, что может потопить его корпоративный «корабль». Во всем остальном, по словам Брайана Чески, он старается делегировать задачи руководителям проектов и вмешивается только тогда, когда происходит что-то угрожающее компании. Три вещи, которыми он занимается, — это продукт, бренд и культура.

AirBnB ведет грамотную маркетинговую политику. Мнение клиента для Брайана Чески имеет первостепенное значение. Брайан научился читать мысли пользователей, когда работал промышленным дизайнером. Ставить себя на место заказчика — главное условие прибыльного бизнеса, считает он. Испытание продукта на себе самом стало жизненным принципом предпринимателя. Он уже несколько лет останавливается только в местах, найденных на AirBnB.

Сотрудники компании AirBnB тестируют сервисы на себе так же, как и Чески. Для работников корпорации организуются специальные ознакомительные туры. Например, некоторые сотрудники компании совершили целый тур по 9 городам Европы — Лондону, Дублину, Копенгагену, Амстердаму и другим. Они останавливались в тех местах, которые предлагаются на интернет-сайте. В AirBnB выбираться большой компанией каждые три месяца в небольшие веселые поездки стало уже традицией, корпоративной культурой.

«Большие города когда-то были небольшими деревушками. Все жители знали друг друга. Но все изменилось после индустриальной революции. Во главе стала безличная индустрия туризма. Мы перестали доверять друг другу, а доверие — это основа здорового общества. Ощущение домашнего тепла и доверия — вот главная идеология AirBnB, которая отличает компанию от обычных сайтов по аренде жилья», — поясняет Брайан Чески.

Подобное американское гостеприимство положило начало так называемой sharing economy — услугам для совместного пользования, а Чески стал одним из главных идеологов. Он видит предназначение AirBnB не только в предоставлении жилых пространств в аренду, но и в том, чтобы люди делились вообще всем — бассейнами, средствами передвижения и т. д. По его прогнозам, скоро нам не нужны будут не только отели, но и общественный транспорт, на смену которому придут сервисы проката машин и велосипедов.

Сегодня многие люди в мире страдают от одиночества. Эта проблема стала одной из важнейших в современном обществе. Этот новый сервис — отличная возможность решить сложную проблему. С помощью AirBnB люди могут приобрести хороших друзей по всему миру. Вы можете пригласить в свой дом иностранца и обрести настоящего друга, который станет частью вашего дома и вашей семьи. Кроме того, пуская иностранцев к себе в дом, люди познают чужую культуру.

Диалог культур еще больше активизируется с запуском нового проекта AirBnB — совместных обедов в незнакомой компании, когда любой желающий может прийти к частному лицу и разделить трапезу за умеренные деньги. Сервис AirBnB стал инструментом глобализации, которая происходит сейчас в мире, и у него большое будущее. Мы станем больше доверять друг другу, что сделает нас и окружающих людей более счастливыми.

Любовь Какурина