Требование безоговорочного подчинения — одно из проявлений нарциссизма руководителя

Автор: Марина Соколовская

 Как вы понимаете тему «нарцисс в компании»?

— Существует огромное количество статей и различных исследований, описывающих нарциссов. Люди, далекие от психологии, часто описывают нарциссов как людей, зацикленных на себе и бесконечно в себя влюбленных. Как продолжение этого понимания нарциссу присваивают черты завышенной самооценки и неуважения к ценностям других.

В бизнес-терминологии мы часто присваиваем этот «титул» сотрудникам с доминантной позицией, и это доминирование может проявляться по-разному: если сотрудник не обладает достаточными полномочиями, он может просто представлять себя всегда и везде, часто, много, громко «звездить»; если же сотрудник обладает определенной властью, его нарциссизм может проявляться через признание его решений, требование безоговорочного подчинения. Однако важно понимать, что подобное понимание поведения нарциссов весьма поверхностно. Нарциссизм — это не история про плохое воспитание, это история про невротическое расстройство личности, связанное с чрезвычайно заниженной самооценкой, причем очень часто неосознаваемой. Нарушение самоидентификации у нарциссов заставляет их постоянно, разными способами искать подтверждение своей ценности, своей «хорошести», своей правоты, именно поэтому нарциссы постоянно предъявляют себя миру в поисках этого подтверждения.

 Много ли среди нас нарциссов?

— И да и нет. В каждом из нас есть нарциссический компонент, выраженный в большей или меньшей степени, и именно размер этой степени показывает, насколько этот компонент будет определяющим в характере или он будет лишь иногда проявляться. С этой точки зрения правильно проведенное интервью при найме на работу очень вам поможет.

 Как они проявляют себя в разных практических ситуациях в бизнесе?

— Было бы неправильно приписывать нарциссам отрицательное обаяние. Скорее, наоборот, при не очень близком знакомстве нарциссы производят впечатление ярких, харизматичных, талантливых, энергичных, идущих к цели людей. И это так, они такие, эти нарциссы! Так как нарциссы очень заинтересованы в получении позитивной обратной связи, то в социуме, например, на работе, они поворачиваются именно своими лучшими качествами. И только близкое взаимодействие с такими сотрудниками открывает их деструктивные с точки зрения корпоративного взаимодействия качества: истеричность, обидчивость, склонность к манипуляциям, невосприимчивость к корректирующей обратной связи, завистливость к чужим успехам, конкуренцию как основную стратегию поведения в конфликтах, требование беспрекословного подчинения, если мы говорим о позициях руководителей или, наоборот, нерешительность, если есть сомнение, что решение приведет к позитивным результатам, склонность к  фаворитизму и т. п.

 Можно ли и как понять на собеседовании, что перед вами явный или потенциальный нарцисс?

— Конечно. Это довольно легко считать. К примеру, попросите кандидата рассказать о его достижении и, наоборот, большом провале, задайте вопрос о том, как он справлялся с тем и с другим, кто ему помогал. Посмотрите, насколько кандидат вообще будет готов рассказать о каких-то своих неуспехах, насколько он готов назвать какие-то свои черты, требующие развития. Плюс внешние проявления в одежде, аксессуарах, любое «чересчур» может «маякнуть» вам как запрос на дополнительное внимание, что в том числе может быть признаком нарушенной самооценки. Поговорите с кандидатом о его привычках, увлечениях, друзьях, о чем-то, не связанном с работой, и главное — внимательно слушайте! У человека один рот и два уха, и это не случайно, особенно в нашей с  вами работе.

 В каких должностях и профессиях нарциссы — лучшие?

— Трудно сказать, на какой позиции нарцисс может быть наиболее эффективен. Мой собственный опыт говорит о том, что у нарциссов хорошо получается проявить себя в продажах, где идет прямое взаимодействие с клиентом или общение по телефону. Нарциссы умеют слушать и внушать доверие, быстро сближаться, достаточно чутко и быстро реагировать на запрос клиента, при этом обладают энергией и увлеченностью, чтобы очаровать и повести за собой клиента: нарциссам так важно постоянно получать одобрение, что они очень сфокусированы на выстраивании близких, доверительных отношений с клиентами, которые будут их любить. Хотя тут есть свои подвод-ные камни: эти отношения могут быть настолько доверительными, что нарциссы легко переходят границу между деловыми и личными взаимоотношениями, что в свою очередь может приводить, например, к утечке конфиденциальной информации, созданию коалиционной оппозиции, если, например, такой сотрудник не разделяет позицию своего руководителя или, более того, конкурирует с ним. С нарциссами лучше держать руку на пульсе. Хороши такие сотрудники в PR, в коммуникациях, в обучении, особенно на большие аудитории, — везде, где могут проявиться яркость и харизма нарциссов и где компания сможет максимально использовать те таланты, которыми нарцисс обладает.

На каких позициях опасны, вредны?

— Достаточно сложным и неэффективным может быть присутствие нарцисса на ролях/должностях, требующих принятия взвешенных решений, умения выслушивать различные мнения. Я уже говорила: нарцисс завистлив, нарцисс конкурирует, поэтому ему трудно признать, что чье-то мнение или предложение может быть лучше его собственного. И тут, в зависимости от полномочий, нарцисс может прибегать к различным приемам: от скрытого/отрытого обесце-ни-вания чужой идеи до достаточно жесткого «нет, и все». Плюс нарциссы очень тяжело переживают проигрыш в «конкурентной борьбе», поэтому они часто ищут поддержки, возможности пожаловаться, излить душу, но подобное «доверие» они могут демонстрировать только тем, кого они уже давно знают. И, честно говоря, горе тем близким, которые начнут жалеть нарцисса: открыв однажды свои уши такому человеку, будьте готовы держать их наготове всегда, в следующий раз нарцисс не постучится с вопросом: «Есть ли у тебя минутка?», он просто войдет и начнет говорить.

 Какие еще трудности могут создавать нарциссы?

— Для нарцисса любые оценивающие HR-функции, как, например, процесс полугодовой или годовой оценки — сущее испытание, ни одна оценка не будет для него достаточно хороша, один корректирующий комментарий может убить десяток позитивных комментариев.

К счастью или несчастью, корни нарциссизма, как правило, из детства, поэтому помочь нарциссу в его неуверенности очень сложно, и я бы рекомендовала, конечно, помощь психолога. При этом я еще раз хочу сделать акцент на талантах этой категории сотрудников: им важно мнение окружающих, им нужны аплодисменты, поэтому они будут стремиться развиваться, блистать, они неутомимы, они всегда доступны, поэтому именно эти люди смогут дать вам креативные идеи, новых клиентов и т. п. Наша задача как HR — идентифицировать таких сотрудников, давать им реализовывать их таланты, много хвалить и помогать им во взаимодействии. Еще одна хорошая новость: у достаточно здоровых личностей нарциссический компонент в характере не будет прогрессировать, даже если карьера быстро пойдет в гору, а успехи будут просто преследовать. Здоровая самооценка послужит защитой.

Как мотивировать нарцисса?

— Главная мотивация для нарцисса — похвала, признание его заслуг, желательно публичное. Похвалите нарцисса, и он для вас горы свернет. Обратную службу может сослужить малейшая критика. Она буквально демотивирует этот тип личности и может на долгое время выбить из колеи.

Команда и нарцисс — такое возможно?

— Вполне возможно. Нарциссы могут быть как лидерами, так и исполнителями. Правда, в первом случае, как я уже говорила, будет конкуренция за «правильное» решение и подавление всех возможных конкурентов, а во втором — борьба за признание и похвалу начальника.

Как увольнять нарцисса?

— Если вы когда-нибудь решитесь расстаться с нарциссом, то подготовка к встрече — ваше всё. Причем если нарцисс почувствует, что дело идет к увольнению, он начнет сам провоцировать, чтобы создать манипулятивную ситуацию для диалога, которая даст ему возможность выторговывать для себя максимально выгодные условия расставания.

Марина Соколовская, исполнительный директор по финансам и управлению персоналом Mary Kay, Россия