«Орлы» не сбиваются в стаи

Автор: Елена Франтова

Тема «орлов», конечно, пересекается с темой лидерства, но УП хотел бы выделить особенности «орлов» — в их «хищном» поведении, атаке на «добычу»… А как бы вы описали топ-менеджеров-«орлов»?

Если говорить про топ-менеджеров, то для меня «орлы» — это особая категория сотрудников, которые «летят» впереди компании. Это те, кто добывает новых клиентов, новые рынки, новые направления бизнеса. По сути, это те, кто сразу после акционеров задает вектор движения компании.

Но «орлы», это не всегда топ-менеджеры. Я уверена, что «орлами» не становятся — ими рождаются. Поэтому важно вовремя увидеть среди сотрудников маленьких еще «орлов» и работать с ними индивидуально. Вклад в них будет оправдан. «Орел» всегда стремится расти вверх — к более масштабным результатам, и если удается совместить стремление растущего «орленка» с задачами компании, получается отличная синергия! 2. При деловом знакомстве вы как-то определяете для себя тип поведения топа, если вам предстоит с ним взаимодействовать?

- В моей практике есть два варианта ситуации знакомства с потенциальным топом компании. В первом варианте мы осознанно ищем нового человека и точно знаем, кого и зачем хотим найти. А во втором варианте знакомство с сильным кандидатом, совпадающим с нашей корпоративной культурой, происходит в силу обстоятельств. И в этом случае я всегда думаю о том, где и как мы сможем сотрудничать.

В обоих случаях для меня важны три ключевых параметра: образ мышления (стратег или тактик), уровень амбициозности (даже у топ-менеджеров он бывает разный), командный игрок или «волк-одиночка».

3. Видны ли орлиные крылья или как их заметить у кандидата на место топа или сео?

- Конечно, видны, и не только крылья, но даже когти! Наверное, это тоже один из критериев «орла» — он никогда не будет скрывать свою силу. Это люди, которые мыслят стратегически, бизнес-схемами и решениями. Результаты для них — это победы с конкретными и измеримыми параметрами. При этом победа — это не разовое событие, а образ жизни и мышления. Им нужен вызов, и слово «невозможно» вызывает интерес и азарт. 4. «Высоко летают» — что вы понимаете под этим выражением?

Это масштаб их результатов (побед). Чем глобальнее и весомее достижение, тем выше они летают. Также важна регулярность побед. Эпитеты «бывший» и «заслуженный» к «орлам» не подходят. 5. И всплывают примеры Джобса, Хонда, Уэлча… Кого еще вы причислили бы к ним?

Илон Маск, Ричард Дрендсон, Ричард Фейнман. 6. Как долго может длиться такой «высокий полет»? Губит «орлов» не пиво, а…

Рутина и попытка загнать их в рамки. Это охотники, которые, помимо добычи, могут приносить еще и новые возможности для развития бизнеса. Поэтому их «высокий полет» обусловлен в том числе готовностью компании отпускать их в него. Другими словами, если использовать потенциал «орлов» не по назначению, они демотивируются, сдуваются и начинают искать вызовы на стороне.7. Сколько в среднем работают в компании топ-менеджеры-«орлы»?

- Это зависит от способности компании к развитию и движению вперед. Если компания не останавливается, то ей обязательно нужны будут «орлы» для захвата и освоения нового. Ведь у «орлов» есть не только скорость и результат, но и «зоркий глаз». Они видят те выгоды, пути, возможности, которые остальные рассмотрят намного позже. Если компания не ставит новых целей, не берет на себя новых вызовов, то и «орлам» становится скучно.

Второй важный аспект проблемы — умение компании подобрать «орлу» правильную задачу, должность. Обычно после нескольких быстрых побед доверие к сотруднику и надежды на него сильно возрастают. За ним пытаются закрепить более системную ответственность: например, отстроить новый бизнес, возглавить команду и т. д. И это ловушка. Системность подразумевает процесс и, возможно, длительный, а «орлу» по-прежнему интересны быстрые победы. Поэтому либо он разочаровывается, либо в нем, и в итоге, скорее всего, расстаются.

8. «Орел» никогда не станет курицей? Что происходит с «орлами», которых прессуют в компании?

- Если «орел» не может справиться с ситуацией в компании — пробиться, отстоять — я уверена, он начнет искать другую компанию с другими возможностями. Для него движение и драйв — основной смысл и главный интерес. Можно поступиться этим на какое-то время, но навсегда — нет. Поэтому если вам кажется, что «орел» под тяжестью обстоятельств стал «курицей», вывода может быть два: или он скоро «улетит», или это и была «курица», просто в какой-то момент ей удалось взлететь. 9. Курица тоже никогда не сможет стать орлом? Можно ли заставить «курицу» выполнять задачи, которые по зубам только «орлам»? Как это сделать?

- Давайте поставим вопрос шире: может ли кто-то другой выполнять задачи «орла» так же хорошо, как он? И «да» и «нет». Я уверена, что очень способные, высокоинтеллектуальные топ-менеджеры с тактическим мышлением и высоким уровнем ответственности могут в какой-то момент принести ожидаемый результат. Но! Скорее всего, это займет больше времени и не будет повторяться регулярно. Это будет подвиг для такого человека. Так же как для «орла» было бы подвигом внедрить новый процесс в компании от начала и до конца.

10. Откуда берутся в бизнесе «орлы»? Насколько трудно их искать, привлекать, мотивировать, ограничивать функционал?

- «Орлы» в бизнесе чаще встречаются в качестве акционеров больших и маленьких компаний, нежели в качестве наемных менеджеров. Но и наемные тоже такими бывают. Искать и мотивировать их сложно, а вот привлекать — легко, т. к. мы точно знаем, что для них будет лакомым кусочком. Кстати, отчасти это понимание может служить лакмусом: «орел» перед нами или нет. Если у кандидата глаза загораются на невыполнимые задачи со значимым результатом и с понятной ценой вопроса — скорее всего, это «орел».

Что же касается мотивации и ограничения функций, то, наверное, самое важное — понимать для себя, почему нам нужен именно такой типаж именно на эту задачу. И если задачи нет, лучше расстаться друзьями, чем пытаться уговорить «орла» заниматься не свойственной ему деятельностью.

11. Нередко маститые топы, всю жизнь проработавшие в одной компании, дошедшие до самого верха, при смене команды или банкротстве не могут или не хотят найти новое пристанище. Почему? Они не были «орлами»? Или есть исключения?

- Сложный вопрос и не однозначный. Возможно, и «орлами» не были, возможно, были и ушли в свой личный бизнес. Не вижу тут общего ответа. На мой взгляд, такие истории крайне редки и требуют индивидуального рассмотрения.

12. «Орлы» должны драться, расширять горизонты, «рвать» конкурентов. Именно им доверяют самые боевые участки бизнеса?

Да! И такие участки тоже. Ведь без драки иногда невозможно выиграть. Но, повторюсь, важнее победа, а способы уже могут быть, как говорится, под ситуацию.

14. В природе орлы долго не живут, а вот век падальщиков — сотни лет. Какой расклад в бизнесе с «орлами» и с администраторами?

Мне кажется, было бы некорректно приравнивать администраторов к падальщикам.

«Орел» может не долго жить в конкретной компании, но при этом делать отличную длинную карьеру. Связано это с тем, что в какой-то момент он перерастает текущие потребности и уходит искать новые амбициозные проекты.

15. Сложно ли договариваться с «орлами»? Они держат слово? 

Да, когда это важно для выигрыша. Если ваш выигрыш общий, то с еще более высокой вероятностью. Но честность, ответственность все-таки очень личные качества, да и трактуются по-разному, поэтому, чем четче с «орлами» договор, тем понятнее будут их ответы.

16. Диоклетиан в 300 г. разделил Римскую империю для «лучшего управления». Размер компании и масштабы бизнеса имеют значение для «орлов»? 

Скорее, масштаб задач для их текущего профессионального развития. Задачи должны быть всегда немножко сложнее того, что он может сделать прямо сейчас.

18. Почести, регалии, слава — как они соотносятся и воздействуют на «орлов»?

Положительно! Орлы любят и славу, и регалии, ведь они очень амбициозны. Но без реальных задач, возможности проявить себя и полномочий даже регалии не смогут их долго удержать.

19. Поражения и неудачи — закаляют «орлов» или «подрезают им крылья»?

Настоящих — закаляют.

20. Увольнять орлов небезопасно?

Думаю, нет. Просто это надо делать аккуратно. Если «орел» будет воспринимать увольнение как вызов, несомненно, он ввяжется в драку с намерением победить. Поэтому важно режиссировать ситуацию.

21. Хэдхантинг для «орлов» — как переманить такого? Ему же не скажешь «цып-цып-цып» (удвоим зарплату)?

Деньги — это тоже часть признания, а значит, тоже сработает. Также сработают и статус, и привилегии. Но к ним непременно придется добавить возможность приносить весомые победы.

22. «Два медведя в одной стае — это хорошо, а два медведя в одной берлоге — это очень плохо» — недавно говорил в УП эксперт. А два орла? (НУ НЕ ЖИВУТ МЕДВЕДИ СТАЯМИ И ОРЛЫ — ТОЖЕ, ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ЖИВУТ ОРЛЫ В БЕРЛОГАХ!!! От корр.)

Два орла хороши в одной компании на разных направлениях. Ожидать, что они сыграют в команде, не приходится. Результат-то будет один, и всегда останется вопрос — «чей?».

23. Бывают в природе и стаи орлов (НЕ БЫВАЕТ!!), а в бизнесе? 

Мне не встречались. По крайней мере в продолжительном сотрудничестве.

24. Кому, когда и как удается сколотить «стаю» из успешных «орлов»?

Было бы интересно посмотреть.

25. Как чувствуют себя линейные сотрудники в подчинении у «орлов»? Нужен ли особый подбор или можно из «чаек» сколотить армию орлов?

Быть в подчинение у «орла» трудновато. Но есть чему поучиться и зарядиться. Для «орла» важно, чтобы ему вовремя подносили снаряды правильной формы и размера, и те, кто их подносит, должны быть под рукой. Поэтому если под «орлом» есть кто-то, кто обеспечивает тылы — остальную команду, лучше под него или под них набирать. При этом важно, чтобы «орел» не утратил ощущения, что он главный и единственный — он этого не потерпит.

26. В каких ситуациях, видах бизнеса вам без «орлов» не обойтись?

- В любом бизнесе на определенном этапе нужны «орлы». Это этапы прорыва или следующего шага, или интенсивного роста, т. е. тогда, когда компания стремится вверх. Поэтому желаю каждой компании, чтобы часто или хотя бы иногда к ней залетали и приживались настоящие «орлы».

Интервью с директором по персоналу ГК «Пионер» Еленой Франтовой