Рок руководителя — спонтанные решения, основанные на старом опыте

Автор: Максим Канухин

Все руководители компаний о-о-очень разные, но всех их объединяет положение — они обладают властью и  полномочиями.

— Формальной властью, конечно. Однако это не гарантирует лидерство руководителя в компании. Важно понимать, что руководитель компании это не только обладатель власти, это еще и лидер компании. Наличие лидерства во многом зависит от личности человека. Кроме того, важным фактором успеха компании является ее культура. При этом не только корпоративная культура, направленная сверху вниз, но и организационная культура, направленная снизу вверх. Все это влияет на восприятие руководителя и его эффективность. Очень странно, что вы не сказали об ответственности. В корпоративном мире руководитель — это прежде всего носитель ответственности, а потом уже власти и полномочий.

 Власть в компании достается всем тоже по-разному. Так от чего зависит взгляд руководителя на свою власть?

— Во многом отношение к власти зависит от существующего опыта и культуры компании, в которой человек работает. Для того чтобы понять, подходит человек на конкретную должность или нет, необходимо провести всестороннюю оценку его качеств и компетенций, прежде чем производить назначение. От стиля руководства во многом зависит успех компании.

 Кому вообще противопоказано становиться во главе компании?

— Не существует людей, не подходящих под конкретную позицию. Необходимо поменять угол зрения. Его стиль руководства, позиция и компания и культура компании не соотносятся друг с другом. Так, например, собственник компании понимает, что компания, которую он создал, не соотносится с его стилем. Правильным решением будет нанять стороннего руководителя или назначить из существующей команды.

 Какими компетенциями должен обладать сильный руководитель компании?

— Перечислять можно много и долго и всегда говорить о важности каждой компетенции. На мой взгляд, существует несколько основных компетенций, которыми должен обладать руководитель лю-бого уровня: стратегическое мышление и умение выстраивать коммуникации. Бизнес не существует без людей, и правильное выстраивание коммуникаций с партнерами, клиентами, поставщиками и сотрудниками приведет компанию к успеху. Стратегическое планирование также является важным аспектом деятельности руководителя. Основная ошиб-ка в данном контексте — погружение в операционное руководство, что мешает долгосрочному прогнозированию и развитию.

 Инновационные компании могут вести вперед особые руководители?

— Что такое особый руководитель и чем он должен отличаться от обычного руководителя? Говоря о руководстве, мы можем сказать, что способности руководителя часто являются причиной успеха и неудачи компании, но говорить о том, что только особые руководители могут вывести инновационные компании в лидеры, нельзя. Так, например, в компании Sony руководитель не является публичной фигурой и его «специфичность» трудно оценить. Однако при этом компания многие годы была лидером рынка технических инноваций.

 С чего надо начинать процесс создания команды, если вам поручили построение новой мощной IT-компании и поставили амбициозные цели?

— Как и любые изменения, проводимые в компании, начинать стоит с операционных процессов. Исходя из процессов, которые будут происходить внутри компании, и того, какие задачи ставятся перед ее подразделениями, уже можно начинать подбор команды. Важным фактором будет являться то, что, как и в любом процессе, процесс командообразования — это процесс не всегда быстрый. Существует множество факторов, влияющих на результат взаимодействия. Лидерство в этом случае является одним из главенствующих аспектов.

 Всех не осчастливить. Как правильно обещать блага и бонусы и как объяснять причины их невыплаты (объективные)?

— Важно, чтобы человек понимал причинно-следственные связи между своей деятельностью и полученным материальным вознаграждением. Вам не надо будет объяснять отсутствие выплат, если человек сам понимает, что не достиг необходимого уровня. Важен выбор и понимание метрик, по которым будет оцениваться работа. Если происходит форс-мажорная ситуация, то открытость и ясное видение будущего, а также понимание причин появления существующего факта будет способствовать повышению доверия к руководителю.

 IBM в России платит высокие премии сотрудникам за «привод» в компанию своих знакомых. Как вы относитесь к такой практике?

— Хорошая команда — это залог успеха компании. Многие компании предоставляют своим сотрудникам множество бонусов и поощрений за хорошо выполненную работу. В случае с IBM важно понимать, что с помощью этого метода они создают команду. Основным отличием группы от команды является взаимная ответственность. В данном примере приглашенный специалист сразу понимает этот принцип, так как чувствует ответственность перед своим рекомендателем.

 Ответственность — одно из важных качеств руководителя — как ее проверить «на входе»?

— Существует множество методик оценки персонала как линейного, так и руководящего. Мне очень нравится кейс-метод оценки компетенций руководителя. Он позволяет оценить не только результат, но и принцип принятия решений. При разработке кейсов первично составляется портрет сотрудника, которого мы ожидаем на этой позиции, и под этот запрос создается кейс, который необходимо решить. Данный принцип широко применяется в европейских компаниях и компаниях большой четверки в РФ.

«Резать хвост по частям» или увольнять, если надо, одним махом — есть ли у вас рекомендации коллегам в этом щекотливом вопросе?

— Увольнение — это действительно щекотливый вопрос. На него сложно ответить, не зная контекста. Однако в любых случаях сначала необходимо принять решение о желаемом итоге. Важно знать, где мы находимся и куда желаем попасть. Только после этого планируем свой путь до конечной точки. Так и в случаях увольнения важно понять, какого итога мы хотим достичь и как его наличие/отсутствие может повлиять на эффективность компании. При переговорах на эту тему постарайтесь соблюсти баланс сохранения отношений, дела и репутации.

Символы власти руководителя компании: какие из них являются анахронизмом?

— Все зависит от стиля компании. Сейчас многие компании отказываются от символов власти. Однако во многих отраслях, согласно обычаям делового оборота, отказаться от некоторых символов нельзя. Так, например, отдельный кабинет руководителя тоже является своеобразным символ, но он имеет под собой и качественную оценку. Чаще всего символы власти используются в компаниях с длительной историей и бюрократичным характером деятельности, что, конечно, влияет на эффективность работы компании в целом.

А есть ли те, от которых сегодня не стоит отказываться?

— Изменения сегодня проходят стремительно, и очень важно умение подстраиваться под эти изменения. Так, нельзя сейчас сказать, что от каких-то символов власти стоит отказаться, а от каких-то нет. Слишком большая зависимость от контекста. В международных отношениях прописано большинство действий руководителей стран — от цвета галстука до рукопожатия — все это влияет на результаты. И отказаться от них сейчас не представляется возможным.

Как не дать себе вскружить голову от успехов компании?

— Всегда ставьте перед собой недостижимые цели, и вы добьетесь многого. Теорию относительности можно применять ко всему. Таким образом, ваши успехи могут быть невероятными, но относительно вселенной они ничтожны. Если вы достигли больших успехов в одном плане, распределите свой фокус на другие виды деятельности и постарайтесь добиться результата и там.

Больше всего обид у людей вызывает «несправедливое» распределение благ (добычи)? Или что-то еще?

— Мотивация — важный аспект успешной работы менеджеров. Соблюдение баланса Полномочий-Мотивации-Ответственности сильно влияет на результат деятельности руководителя. Нельзя сказать, что только распределение прибыли является основополагающим фактором. Менеджерам необходимо понять истинные мотивы действий/бездействий человека. Так, например, отсутствие повышения также может быть причиной обиды и нерезультативной работы.

Губит людей не пиво... Что губит руководителей с опытом?

— Собственно, их губит этот опыт. При принятии решения многие руководители опираются не на какие-то потенциальные возможности, а берут за основу уже существовавшие факты и их влияние на прошедшую ситуацию. Важно понимать, что каждая конкретная ситуация уникальна и не имеет прецедентов в прошлом. Именно поэтому в нашей стране нет прецедентного права. Было бы странно, если бы решение принималось на основе похожей ситуации без анализа различия.

Как бы вы порекомендовали руководителю снижать риск ошибок при принятии важных решений?

— Чем больше аспектов вы изучили, тем меньше вероятность принять неверное решение. В конечном итоге правильность или неправильность решения зависит от вашего к нему отношения. Если речь идет о решении для бизнеса, то здесь включается дополнительный фактор ответственности за других. Очень часто непопулярные решения становятся в итоге правильными со стратегической точки зрения.

Кроме как окружив себя щитом из проверенных друзей, как еще можно минимизировать риск предательства?

— К сожалению, реалии бизнеса говорят о том, что даже проверенное окружение не дает гарантии верности. Во многом это зависит от внутренних характеристик людей и их взаимоотношений. В бизнесе, чтобы избежать этого, прежде всего настраивают процессы внутри компании. Это не поможет при шпионаже или интеллектуальном воровстве, но спасет компанию от материального воровства и возможности взяточничества.

Насколько трудно понимать и ощущать, что от тебя зависят судьбы людей?

— Все зависит от личных качеств менеджера. Лидерство — это не власть, это понимание ответственности за себя и окружающих за счет своего влияния на них. Человек должен обладать высокоморальными и высоконравственными качествами для успешного руководства сотрудниками.

Какие фатальные ошибки совершают даже самые опытные и успешные руководители?

— Спонтанные решения, основанные только на прошлом опыте — это рок руководителей. Эти решения могут отразиться на всем окружении компании, сотрудниках, партнерах и клиентах.

Максим Канухин, управляющий партнер тренинг--центра Be-Up. www. center-be-up.ru