Шпионаж в бизнесе требует быть настороже

Автор: Мария Уваева

Ложь — болезнь всех времен, способная разрушить отдельные элементы организации (подорвать благоприятную обстановку, рабочую атмосферу; сместить стратегические приоритеты компании, исключить ценные кадры — человеческий ресурс) или вовсе всю ее уничтожить. Дезинформация, ложь страшны и в отношениях подчиненный — руководитель, и губительны в отношениях между равными по должностному положению. Ложь, словно едкий раствор, разъедающий всю конструкцию (независимо от сил и времени, потраченного на ее становление) любого социального явления с ее правовым, межличностным фундаментом. Ложь необходимо ювелирно искоренять и скрупулезно обрабатывать оставшуюся после нее «рану».

1 . С какими видами и формами лжи, описанными в статье, вам приходилось сталкиваться?

Чаще всего доводилось сталкиваться с ложью с целью выгоды, наживы. Сегодня в бизнесе имеет место шпионаж, слив информации конкурентам. Это острейший, опаснейший сегмент использования лжи, дезинформации. Надо быть внимательным, чтоб заранее распознать западню, предотвратить последствия.

Форма лжи зависит от степени важности решений, нагрузки, от уровня, фундаментальности вопросов, которые сотрудник решает без согласования с боссом. Встает вопрос доверия руководителя своим подчиненным, доверия их профессионализму, их преданности компании, веры в то, что все решения приняты исключительно для роста, прогресса, имиджа компании, а не для личного выпячивания, тем более личной наживы.

2. Искусная ложь опаснее троянского коня. По каким признакам ее можно распознать, если речь идет о топах?

Всегда было и будет противостояние боевых действий боссов и партизанских движений топов. Такова природа человека. Некоторые не терпят быть марионеткой, не готовы трудиться на кого-то, но жизненные обстоятельства вынуждают... Есть те, кому комфортно быть орудием в руках профессионала, но просто не умеют или не хотят работать. Тысяча и одна причина порождает появление лжи во взаимоотношениях людей. Ранг мастерства приврать у всех различный, но есть признаки, по которым можно распознать вруна в рядах топов:

  • неуверенный голос

  • конфузные, нескоординированные движения;

  • растерянный взгляд

Другими симптомами, указывающими на лживость, являются:

  • несуразное изложение материала

  • заминающийся слог

  • рассогласованная речь

Следующим проявлением лжи выступают:

  • стремление увести разговор в сторону

  • добавление в речь пустых, не относящихся к делу обстоятельств.

Также сигнализируют о лжи:

  • нелепые ответы на поставленные вопросы

  • бессмысленные вопросы руководителю

Признаком дезинформации служит и

  • ощутимо шаткая позиция при уточнении каких-либо обстоятельств, при постановке дополнительных вопросов.

Здесь, конечно, нужно учитывать общий речевой портрет сотрудника, т. е. специфику манеры его общения как в повседневной — более расслабленной, непринужденной обстановке, так и в некомфортных условиях при разговоре на неудобные для него темы.

Чтобы вычислить признаки лжи, необходимо применять индивидуальный подход в зависимости от психотипа работника, жизненной философии топа (которая формируется под влиянием ряда факторов: пол, жизненные установки; мировоззрение; тип личности; темперамент; возраст; состояние здоровья; степень удовлетворенности социальной ролью, жизненной позицией, в том числе положением по службе; превалирующие черты характера; воспитание; образование; навыки; способности и др.).

Надлежит учитывать и специфику отрасли организации, модель соподчиненности, ее внутреннюю структуру. Желательно обращать внимание — идет ли речь о лжи в молодой развивающейся компании или уже в сложившейся закосневшей фирме.

3. Как часто надо «мыть полы» в компании и каким средством, чтобы никому не было повадно лгать?

Чистка от лжи должна проводиться регулярно, с превентивным уклоном. Принципиально своевременно распознавать источник лжи и аккуратно его «подавлять» (очищать коллектив от таких работников) и «залечивать оставленные раны».

Если говорить о средствах, то здесь в ход идет корпоративно-административная фантазия руководителя. Только важно учитывать, что боссу надо быть тактичным, чувствовать тонкую грань между официальной и неофициальной коммуникацией. Под контролем должны находиться вопросы места, объема неформальной коммуникации.

Руководителю надобно быть строгим и одновременно располагающим к себе. Грамотно стимулировать сотрудников, чувствовать: сколько, когда, в каком виде дать «корм», чтобы активизировать эффективную работу, побудить к высокой отдаче каждого работника, но в тоже время существенно «не перекормить» подчиненных в психико-психологичеком аспекте (не перебаловать) и в финансовом (не выйти за рамки финансовой целесообразности расходов на премирование и пр.).

4. Можно ли и как на собеседовании или испытательном сроке проверить кандидата на потенциальную слабость ко лжи?

Принятие в свой «рабочий дом» нового сотрудника — всегда экстремальная ситуация. Не сразу понятно, кто скрывается за маской «кандидата в члены семьи». Наличие в коллективе сотрудника с тенденцией к проявлению такого «недуга», как слабость ко лжи, порождает горизонтальные (среди равных по службе) и вертикальные (с боссом) конфликты. А конфликты, в свою очередь, продуцируют состояние тревоги, депрессии, вялости, агрессии, отчужденности в коллективе, обеспокоенности «лишними», т. е. отвлекающими от рабочих задач вопросами, рассеивается внимание, энерго-психологические, временные ресурсы растрачиваются на внутренние междоусобицы. Лживый человек способен сбить с курса всю компанию. Поэтому так значимо еще на стадии собеседования или хотя бы на испытательном сроке проверить кандидата на потенциальную слабость ко лжи, чтобы предотвратить появление в коллективе разносчика болезни под названием «ложь».

Слабость ко лжи могут выдать:

  • уклончивые ответы,

  • неестественное поведение,

  • интонация,

  • движения тела (отсутствие синхронности, частота морганий),

  • поза при разговоре,

  • скорость речи.

Проверить кандидата на потенциальную слабость ко лжи помогут:

  • Личностные навыки:

Острота и гибкость ума руководителя

Наблюдение

  • Специнструменты:

Тесты

Кейсы

  • Внешние источники:

Наведение справок до собеседования

Отзывы предыдущих работодателей, коллег

  • Спецоборудование:

Детектор лжи

5. Есть ли у вас наблюдения о том, кто, почему и когда в бизнес-командах готов пойти на дезинформацию руководителя?

Рассматривая мелкие и средние бизнес-команды, обходя немного стороной крупные (крупный бизнес) из-за более навязчивого присутствия политики в этом сегменте предпринимательства, надо отметить, что ложь встречается на каждой ступени служебной лестницы, в каждой комнате «рабочего дома».

На дезинформацию обычно толкает: эгоистичная природа человека, личная нажива, желание обогатиться, необдуманность, недальновидность, глупость, несовпадение целей, интересов подчиненных с интересами босса.

Мария Уваева