Ложь — это слабость человека...

Автор: Елена Павлюк

Елена Павлюкуправляющая, учредитель мировой сети салонов красоты «Сакурами».

- Какие виды и формы лжи, описанные в статье, Вы встречали у сотрудников за время работы в бизнесе?

— Любому топу, управленцу приходится сталкиваться с ложью сотрудников. Мне кажется, наиболее часто встречаемая ситуация — это последний вариант из описанных в статье, когда ребята сами верят в то, о чем они говорят. Они верят, что они лучше всех, что замены им нет, что их почему-то должны носить на руках. И, соответственно, они накручивают себя, что потом вытекает в конфликт. Приходится жестко «опускать на землю», что, конечно, не всем нравится. Иногда доходит и до увольнения.

- Можно ли и как на собеседовании или испытательном сроке проверить кандидата на потенциальную слабость (склонность) ко лжи?

- Мне кажется, я сразу вижу, когда человек врет. Это нечастая история: у нас такой случай был около двух лет назад. Менеджер не то чтобы заведомо хотела говорить неправду. Она иногда не успевала в срок сдавать работу — ложь исходила из этой ситуации. Она не выдерживала дедлайны, а на совещаниях говорила, что все сдаст вовремя. Со временем все были в курсе того, что она постоянно не успевает делать работу и врет на этот счет. Не могу сказать, что это какая-то страшная ложь и нарушение, но в любом случае это неправильная позиция человека.

Врущий человек начинает сильно смущаться, нервничать. Заметна повышенная нервозность — глаза бегают, он говорит скороговоркой.

На испытательном сроке очень быстро проверяется склонность человека ко лжи, когда в компании налажена командная работа. Слишком много глаз, которые контролируют процесс от начала до конца. Поэтому сразу можно определить, чист или не чист на руку человек, умеет ли работать в команде, можно ли рассчитывать, полагаться на него. Проверяется это очень быстро — в течение двух недель.

- Как часто надо "мыть полы" в компании и каким средством, чтобы никому не было повадно лгать?

- Не следует сразу же ругать людей за вранье: надо сначала постараться разобраться, почему это происходит. Нужно понимать, почему человек так делает. Может быть, ему нужно где-то подсказать, что-то подучить, как-то поддержать, поменять команду — причин вранья масса.

- Есть ли у вас наблюдения, когда кто-либо в команде был готов пойти на дезинформацию руководителя компании? Почему и при каких обстоятельствах сотрудник может дезинформировать руководителя?

- Большого опыта в таких ситуациях у меня нет. У нас в компании я такого не встречала. Сейчас в компании налажена здоровая атмосфера, климат. Никто ничего не скрывает, весь карьерный рост прозрачен. Каждому понятно, почему этот мастер будет в будущем арт-менеджером. Все показатели и результаты доступны.