Настоящие причины и факторы, влияющие на процесс принятия решения руководителем, всегда остаются за кадром

Автор: Михаил Коноплев

Опытом исправления серьезных ошибок в руководстве компании высокотехнологичных стартапов делится управляющий директор Houzz Михаил Коноплев.

Принимать решения только на основании своего предыдущего опыта — самая распространенная и опасная ошибка руководителей, порой фатальная…

Но как иначе принимать решения?

Какие фатальные ошибки ранее успешных известных руководителей вспоминаются вам сейчас?

Настоящие причины и факторы, влияющие на процесс принятия решения руководителем, всегда остаются за кадром. То, что со стороны кажется фатальной ошибкой, в действительности может являться самым правильным выходом для компании в конкретной ситуации. А вообще, «фатальная ошибка», как, впрочем, и «успешный руководитель» — очень субъективные понятия, ярлыки какие-то. Считаю, что любая критика должна быть конструктивной и желательно подкреплена математически.

По каким принципам и критериям вы выбираете для более тесного общения тех людей в компании и вокруг нее (партнеры и коллеги), чьи мысли и аналитика вас привлекают адекватностью, актуальностью и практичностью?

Стараюсь общаться с наибольшим количеством людей ежедневно — как внутри компании, так и за ее пределами. Я не ограничиваю свой круг общения до непосредственных подчиненных или заместителей. Люди, находящиеся на разных уровнях организации, — от офис-менеджера до главного редактора — часто владеют ценной информацией, поскольку видят множество проблем изнутри.

Общаясь с клиентами и пользователями ресурса напрямую, я собираю информацию: получаю полезную обратную связь о качестве наших услуг, возможностях платформы и продукте в целом. Я читаю все письма, которые приходят в службу поддержки. 

Можете описать именно ваш механизм решения сложных проблем компании?

У меня нет собственного ноу-хау. К решению сложных проблем я подхожу, как и все, последовательно. Собираю информацию и всесторонне изучаю вопрос, составляю список потенциальных вариантов решения, анализирую эффективность каждой опции с учетом временных и финансовых ограничений и в конце концов принимаю наиболее оптимальное решение.

В фешенебельных отелях непрестанно натирают до блеска и без того блестящие части интерьера — ручки, зеркала… Что, на ваш взгляд, должен непрестанно «начищать до блеска» руководитель силами сотрудников в своей компании (полы, окна, документы, персонал, маркетинг, связи...)?

Самое главное — держать руку на пульсе и постоянно совершенствовать продукт или услугу, которую предлагает компания. У нас есть специальная таблица, куда руководители подразделений из всех 10 стран вносят пожелания по улучшению платформы, полученные от пользователей или сотрудников. Раз в квартал мы собираемся, обсуждаем этот список и последовательно внедряем лучшие предложения.

На втором месте — поддержание продуктивной и дружной атмосферы внутри компании. Результат на выходе получается хорошим тогда, когда команда работает эффективно, все бодры и веселы, а каждый сотрудник ощущает ответственность за общие показатели.

Мы все меньше совершаем ошибок, учась на них, или одно другому не мешает?

 Прямой зависимости здесь нет. Характер и специфика ошибок изменяются по мере того, как мы приобретаем новые полномочия и осваиваем новые роли. Убежден, что ошибки — важная составляющая роста и профессионального становления. 

Какие ваши ошибки в бизнесе сделали вас сильнее, осторожнее, мудрее?

Я извлек уроки из ситуаций, когда приходилось расхлебывать последствия поспешных или, наоборот, затянутых решений. В то же время потери ценных сотрудников или неправильно подобранные сотрудники тоже многому научили.

 Почему персонал совершает ошибки в, казалось бы, несложных ситуациях? 

Причин для ошибок может быть множество: нечетко поставленная задача/цель, отсутствие механизмов контроля, недостаточное обучение сотрудников, найм сотрудников с неправильной квалификацией, отсутствие мотивации (или неправильная мотивация), склонность некоторых менеджеров к чрезмерному делегированию… Как правило, в каждой ошибке персонала есть доля вины руководителя. Уделяя достаточное внимание развитию сотрудников и наладив эффективную коммуникацию «руководитель-подчиненный», многих ошибок можно избежать.

Принцип «четырех глаз» европейского менеджмента известен всем, но что кроется в деталях в применении у нас? 

Важно обеспечить эффективные механизмы управления и контроля. В России, например, есть ряд документов, подписываемых не одним, а несколькими представителями компании.

 Страх совершить фатальную ошибку присутствует в голове всегда и у всех боссов? 

Отнюдь! Очень многое зависит от мировоззрения руководителя. Если в целом по жизни человек — пессимист, то он будет терзаться, переживать, фокусироваться на ограничениях вместо преимуществ, бояться ошибиться, и этот страх будет отнимать у него колоссальное количество энергии. А если руководитель привык мыслить позитивно и стакан для него — наполовину полный, то он настроит на успех и себя, и команду. При этом, разумеется, никто не отменял необходимость анализировать ситуацию и рационально подходить к ведению бизнеса.

Polaroid, создавший инновацию и первым придумавший цифровое фото, упустил позиции и исчез... 

Возвращаясь к вопросу о фатальных ошибках, можно долго спорить о судьбах отдельных компаний, но стоит ли? Рынок новых технологий является высококонкурентным и очень динамичным по определению — прорывы и открытия здесь происходят чуть ли не каждую неделю. Для удержания позиций компания должна постоянно двигаться вперед, искать новые ниши, не только внимательно изучать, но и предугадывать потребности потребителей.

Джек Уэлч жестко спас GE, но потом сам привел ее к пропасти. В чем его фатальная ошибка? 

Ну снова вы о фатальных ошибках… Я как представитель совершенно иного сегмента рынка, а именно — рынка высокотехнологичных стартапов, не владею информацией вокруг промышленного конгломерата GE в той степени, которая позволила бы мне выносить вердикт.

 Получается, босс должен вечно бояться совершить фатальную ошибку и бежать наперегонки со временем, как белка в колесе? 

Повторяю: бояться не нужно. Если боитесь, не начинайте. Относительно постоянного движения вы правы. Только двигаться желательно не в колесе, а вперед. И не бегом, а последовательно, осмысленно двигаться. Для того чтобы оставаться на шаг впереди конкурентов, нужно строить эффективную команду и постоянно думать о новых возможностях развития компании. Важно запрашивать обратную связь от своих клиентов и улучшать свой продукт в соответствии с полученной информацией. 

 Как не «дать себе засохнуть» (не отстать от времени, инноваций, новых веяний)? 

Я лично уделяю много времени самообразованию: читаю много автобиографий успешных предпринимателей и очень активно слежу за новостями в мире высоких технологий, маркетинга, менеджмента и предпринимательства. Стараюсь не выпадать из общей повестки страны: мне повезло — за годы работы на российском рынке у меня появились друзья практически во всех отраслях экономики.

Более половины своего времени я провожу в офисах компании в Берлине и Лондоне, общаюсь с коллегами из Австралии и Японии, это очень расширяет кругозор.

Вообще, очень важно постоянно расширять круг знакомств в различных сферах и географиях.

Но ведь можно все изучать, за всем следить, но не понять главного в ситуации, в вашем бизнесе — «зародыша» в курином яйце? 

Верно. Но, даже отыскав идеальное решение, нужно помочь ему материализоваться — как цыпленку вылупиться из скорлупы. Сильная сплоченная команда, ориентированность на клиента, инновации и постоянный анализ рынка — вот факторы, которые способствуют как поиску идеи, так и ее реализации.

 Прокрастинация в принятии важных решений также может стать «промедлением, смерти подобном». Когда становится ясно, что совещания закончены и пора действовать? 

В таких случаях успех зависит от умения руководителя принимать решения. Хотя некоторые ситуации традиционно являются сложными для любого руководства. Это как в популярном интернет-меме — «иногда нужно просто взять и…» — резко изменить траекторию движения компании или отказаться от целых направлений бизнеса. 

 Какие ключевые преимущества у вашей компании на рынке сегодня? 

Компания была создана для того, чтобы превратить ремонт или дизайн интерьера в увлекательный и эффективный процесс. И нам это удалось. На нашей платформе собрано все, что может понадобиться человеку в процессе ремонта: 1) идеи и вдохновение, 2) практические рекомендации, 3) база фотографий реальных квартир и домов (более 9 миллионов), 3) целый раздел с портфолио профессионалов (архитекторов, дизайнеров, ремонтных бригад и др.), 4) раздел с товарами для ремонта и декора и 5) очень активный форум. Мы являемся главным и единственным в свое роде универсальным ресурсом в сфере ремонта, дизайна и обустройства интерьеров — и в этом наше главное преимущество.

Еще одним важным преимуществом является наше глобальное присутствие — у нас 6 офисов за пределами США, что позволяет нам адаптировать продукт для различных рынков и ускорять темпы роста компании.

Что или кто может угрожать вам в перспективе, и как это обойти, нивелировать? То есть, что вы предпринимаете сегодня, визионируя будущее? 

Я уверен в том, что наше глобальное присутствие, очень сильная и сплоченная команда профессионалов, ориентированность на запросы наших пользователей и главное — качественный, удобный и полезный продукт позволят преодолеть любые трудности на нашем пути. 

Когда хантят топов, обычно все начинается с одного из вариантов (схантить носителя знаний, схантить лучшего в отрасли). Какие риски вы видите в таком выборе пути рыночного рывка? 

В идеале, бизнес-показатели сильной инновационной компании не должны слишком зависеть от определенного менеджера, хотя удерживать и поддерживать ценных и талантливых сотрудников, разумеется, необходимо.

Компании, которые рассчитывают на прорыв в отрасли лишь за счет привлечения сильного профессионала или «носителя знаний», очень рискуют. Такие прорывы, как правило, кратковременны.

Кто, на ваш взгляд, и почему менее всего рискует совершить фатальную ошибку (кроме тех, кто живет, как «премудрый пескарь», но это иная история)? 

Избежать ошибок совсем не получится. Достичь успеха с наибольшей долей вероятности сможет тот, кто сумеет окружить себя единомышленниками и построить профессиональную команду, объединенную общими целями.

 Какие страховки от фатальных ошибок придумали гениальные люди бизнеса? 

Здесь могут быть различные варианты: диверсификация бизнеса, построение сильного бренда, под которым могут быть открыты новые компании, или создание очень сильных конкурентных преимуществ, которые даже в случае серьезных ошибок позволят компании остаться на плаву.

Ваши советы?

Люди — самый главный актив любой компании. 

Краткая справка

Михаил Коноплев, управляющий директор Houzz в России. Эта компания — онлайн-платформа, объединяющая владельцев жилья и экспертов в области ремонта и дизайна интерьеров. 

 Михаил был управляющим директором компании Airbnb в России, СНГ и странах Балтии, а также руководил компаниями ShopTime.ru и KupiBonus.ru

Образование: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ); Пермский государственный национальный исследовательский университет. Женат, воспитывает двоих сыновей. В свободное время Михаил много путешествует с семьей, занимается спортом, в том числе спортивным туризмом.

Беседовала Татьяна Осипова