Мечтать по-американски. Е.Моргунов

Е. Моргунов

Я бывал в Соединенных Штатах не раз. И каждый раз уезжал туда с ощущением интриги в душе. Что нового ожидает меня на этот раз? Вот некоторые общие ощущения, которые затем я попробую подкрепить теоретическими утверждениями.

Какие они?


Во-первых, возникает ощущение, что все крутится с невероятной быстротой, все спешат, кажется, что это движение хаотично, но на самом деле эта страна, как отлаженный механизм, неукоснительно следует вперед к своим целям. Причем, похоже, точно знает, к каким... Американцы добры, но хладнокровны, улыбчивы, но умеют держать дистанцию, не лезть в душу. Они терпимы, снисходительны к ошибкам и промахам других, не контролируют так жестко поведение друг друга, как это принято у нас. Каждый отвечает за свое поведение, и эта ответственность формируется у них с самого детства. Мне часто приходилось слышать, что американцы - малокультурные люди и не интересуются ничем, кроме самих себя. Возможно, они действительно эгоцентричны, но при этом любопытны и любознательны. Я побывал в Нью-Йорке в выставочных залах, музеях и видел там не только толпы туристов, но и очень много посетителей-американцев.
Во-вторых, Америка для меня - это и гигантская киноиндустрия Голливуда, диктующая киномоду всему миру и создавшая гениальные фильмы. Америка - это символ демократии как главной ценности. Когда я увидел статую Свободы, хотя немного позеленевший, но очень внушительный символ великой державы, я ощутил прилив гордости за эту страну, пусть мне и не родную, но заслуживающую уважения за то место в мире, которое она по праву занимает. Не нравится - становитесь сильнее, конкурируйте с Америкой, а не обвиняйте "этих америкосов" во всех грехах...
Да, Америка - это общество потребления, но мне показалось, что такой оголтелой гонки за благами, какая сейчас наблюдается у нас, там нет. Только очень немногим присуща истерическая эксцентричность в потреблении благ. Большинство, принадлежащее к среднему классу, потребляет спокойно, не делая из этого шоу и не устраивая пира во время чумы.
В-третьих, Америка - это любовь народа к своему государству, это колоссальный труд людей и вера в процветание, это развевающийся на ветру флаг у каждого дома и слезы на глазах при исполнении гимна. Это одна из величайших и волнующих стран мира, где собрались представители всех наций, однако все идентифицируют себя как американцы. Лейтмотив большинства исследований - мысль о единстве "американской" нации, об американском культе патриотизма, о мощном, если так можно сказать, "самоидентификационном коде" граждан Соединенных Штатов. Этот код не родился просто так. Припомните, как часто в детских фильмах, начиная с "Инопланетянина" и заканчивая сериалом "Симпсоны", фигурируют разнообразные "Иные", которые, несмотря на свой цвет, размер и другие причуды, испытывают те же чувства, что и обычные дети, и с которыми можно и нужно дружить. Национальная толерантность воспитывается у американцев с раннего детства. Как бы субъективно каждый из нас ни толковал слова "американец", "американская мечта", "Америка", факт остается фактом: народ, состоящий из многонациональных элементов, за два с лишним века смог достичь высокого уровня развития, о котором другие современные страны могут только мечтать. Главное - американцы горды своим гражданством и принадлежностью к стране.
США - страна мультинациональная. И представителям разных национальностей повезло. Все они вносят весомый вклад в сферы американской жизни потому, что от них не требуется делать выбор между национальным и американским, не требуется отказываться от своего, чтобы получить пропуск в общенациональную культуру. Американская мечта не делит представителей разных национальностей на чистых и нечистых. Сейчас считается общепризнанным, что все волны эмиграции внесли вклад в дело строительства Америки. К слову, можно себе представить, насколько бессмысленными показались бы жителям Америки социологические опросы, подобные тем, которые традиционно (незадолго до 12 июня) проводятся в России: считаете ли вы День независимости праздником? Там положительный ответ на такой вопрос наверняка дали бы 100% опрошенных. У нас этот показатель пока намного ниже.
В-четвертых, сразу виден отчетливый индивидуализм американца. Люди там скорее пойдут к психологам, чем будут общаться между собой. Они не поймут тебя, если ты захочешь пойти гулять по лужам под дождем. У них нет такого понятия, как выйти на улицу и погулять с друзьями. Они ходят только по магазинам или в развлекательные комплексы. С первого знакомства они кажутся такими же, как ты, но когда узнаешь их глубже - удивляешься. Российским умом многих вещей не понять. Близко подружиться с американцами тоже не удастся. Постоянная улыбка не является отражением внутренней благосклонности. А что уж говорить о наших гостеприимных застольях и их ланчах. Принимая приглашение на ланч, следует рассчитывать на динамичную встречу с не безграничным меню.
Что касается отношения к семье и частной собственности, то здесь чрезвычайно заметно то, как преданно американцы следуют правилу "мой дом - моя крепость". Даже обучение в США намного более индивидуализировано, чем у нас. Оно может показаться одновременно сложным и интересным. В частности, сложность состоит в существенном отличии их организации обучения от нашего. Вы не увидите огромной начитки лекционных курсов, а затем воспроизведения услышанного на лекциях в ходе зачета или экзамена. Лекционный курс выполняет не самодостаточную, а всего лишь ориентирующую в предмете функцию. Остальное студент должен освоить, осознать самостоятельно. Контроль за усвоением знаний базируется на выполнении студентами самостоятельных письменных заданий. Если по окончании семестра студенту предстоит написать 5 - 6 эссе по предметам, и каждое из них в объеме 10 - 20 страниц, невольно приходиться много времени проводить в библиотеке. В результате, когда бы ни пришлось заглянуть в библиотеку: в 9 утра или 9 вечера, она всегда наполнена студентами. Кажется, что они просто живут там: общаются, едят, сидят за компьютером, но книги все время находятся поблизости. Интересно и само отношение к книге. Учебники стоят недешево, поэтому, купив книгу перед экзаменом, студенты часто сдают ее после экзамена букинисту. В результате букинистические магазины при университетах становятся своего рода музеями учебной литературы. Там можно отыскать весь набор переизданий одного и того же популярного учебника за последние 15 - 20 лет.

Почему они такие?


Во второй половине прошлого века развернулись исследования особости американцев и поиски ее причин. 1960 году Р. Уильямс обстоятельно проанализировал важнейшие ценности американцев. На первом месте оказался "личный успех", то есть легенда, или американская мечта, о том, как "вырваться из нищеты и достичь богатства", как попасть "из лачуги во дворец президента". Другими важнейшими ценностями по степени значимости оказались: 2) активность и упорный труд, 3) эффективность и полезность, 4) прогресс, 5) вещи как признак благополучия, 6) уважение к науке.
В широко известном исследовании Герта Хофстеде были выделены пять факторов национальной деловой культуры. В отношении США они зафиксировали вполне понятные на житейском уровне особенности (см. рис.). Американцы не привыкли преклонять колени перед авторитетами, они верят, что у каждого есть шанс как подняться вверх, так и опуститься на грешную землю (фактор PDI - дистанция власти). Они индивидуалисты, поскольку в центре их представлений об успехе лежит личный успех, а не коллективное достижение (фактор INV - индивидуализм). По Хофстеде, американцы не настолько стремятся соревноваться с окружающими, как могло бы показаться. Мир и принятие друг друга в семье и на работе для них тоже важены (фактор MAS - маскулинность (соревновательность)). Они как готовы действовать по жестким инструкциям и правилам, так и довериться случайности (фактор UAI - избежание неопределенности). Американцы не привыкли заглядывать далеко вперед, загодя готовя свой грядущий успех. Успех им нужен сейчас и здесь (фактор LTD - долгосрочная ориентация).

Всегда ли американская культура обладала перечисленными особенностями, и если они изменяются, то в какую сторону? Если припомнить первых переселенцев, то даже с нашего берега Атлантического океана можно почувствовать разницу. Для нашего восприятия жизнь переселенца на новый континент - это, прежде всего, тяготы необустроенной жизни, лишения, аскетический образ жизни, взаимовыручка (иначе не выживешь), тяжелый труд. Все это несколько отличается от той картины, которую рисует исследование Хофстеде. Исследования изменений традиционных ценностей в Америке проводились также Д. Рисманом, Н. Глейзером, Р. Дэнни и Д. Бэллом. Выводы Д. Рисмана и его коллег свидетельствуют об отходе американцев в середине ХХ века от традиционных "внутренних принципов" (самоконтроль, пуританское сознание, чувство долга) и преобладании стремлений в ином направлении - к немедленному успеху и высокому престижу. Интерес к достатку и потреблению материальных благ стал превышать интерес к созидательной деятельности. Д. Бэлл пытался объяснять это "ростом эгоцентризма" новых поколений, сосредоточенных на своем индивидуальном "я". Очевидно, что американский ученый практически повторяет вывод Г. Хофстеде о высоком индивидуализме американцев.
Нейл Смелзер, классик американской социологии, пишет о том, что немалое количество американских исследователей видят в изобилии и социальной напряженности разрушающий фактор по отношению к американской культуре. При этом истинная культура, по его мнению, все более вырождается в такое явление, как "массовая культура". Смелзер соглашается с другим крупным американским исследователем Л. Лоувенталем в том, что "массовая культура", будучи поверхностной, в меньшей степени обогащает духовно, чем высокая культура". Более того, отмечая, что "массовая культура" не способна запечатлеть подлинные чувства, Л. Лоувенталь приходит к довольно неожиданному для западного самосознания выводу - "в американском обществе (свободном и экономически развитом) не созданы условия для подлинной реализации личности".
Таким образом, исследователи национальной американской культуры фокусируют внимание на ее трех тревожных тенденциях.
Первая - трансформация ценностей, предполагающая ослабление духовных ценностей и усиление материальных. В социальном смысле это ведет к укреплению индустрии потребления и формированию менталитета потребителя, ограниченного кругом чисто материальных, бытовых и чувственных интересов при все более угасающих культурных устремлениях.
Вторая тенденция - нарастание индивидуализма, вызывающего укоренение личного интереса и личного блага вопреки интересам общества и общего блага. Впоследствии это ведет к конфликту личного и общего блага.
Третья тенденция - вытеснение истинной культуры "массовой культурой", которая менее продуктивна в отношении социокультурного прогресса. Разрушителем культуры, доказывает известный философ Ортега-и-Гассет в книге "Восстание масс", выступает сытая и безликая масса. С точки зрения философии это возможно потому, что масса отходит от высоких принципов и идеалов. Происходит нарушение гармонии духовной и материальной сфер жизни. После чего, потеряв культурные ориентиры, масса низводит истинную возвышенную культуру, становящуюся чуждой, до ее эрзаца - "массовой культуры". А последняя подкрепляет преимущественно материальные аспекты индивидуального сознания.
Есть и позитивные тенденции, о которых было сказано выше. Однако общество, которое стремится к развитию, должно учитывать потенциальные риски. И это американские ученые осуществляют не без успеха.

Американская мечта после 11 сентября


Трагедия 11 сентября 2001 года стала водоразделом не только в политике, но и в национальной культуре Соединенных Штатов. "Ничто и никогда уже не будет прежним", - заявили американцы, едва оправившись от террористических актов.
После распада Советского Союза американцы родили ряд теорий по поводу своего положения как единственной в мире сверхдержавы. Самой популярной теорией стала та, которая постулировала, что история подошла к своему концу в форме американской политической и экономической системы, поскольку все другие возможности исчерпали или дискредитировали себя. Соединенные Штаты - это кульминационная точка истории, такая система, которую должен принять весь остальной мир. И вдруг на превосходную и привлекательную страну 11 сентября напали враги, которые не только были многочисленными и неуловимыми, злобными и изобретательными, но которые делали собственные возмутительные заявления о моральном превосходстве над американцами, а также говорили о своем предназначении свыше. Это вызвало своего рода культурный шок, а затем ответную реакцию, в значительной мере основанную на переосмыслении прежних национальных приоритетов.
Война с террором в Афганистане (с ее придатком в виде войны в Ираке) должна была вновь утвердить американское превосходство. Однако она привела к прямо противоположным результатам: показала неспособность чрезмерно перенапряженной военной мощи даже к тому, чтобы установить стабильность в тех двух странах, которые США оккупировали. Страна переживала разрушительные и наполненные сомнениями внутренние последствия своего поражения во Вьетнаме в течение более чем десятилетия. Война в Ираке должна была стать для Америки триумфом, которого ей не суждено было испытать во Вьетнаме. Триумфа все нет. И последствия этого являются непредсказуемыми. Похоже, Америка находится на распутье, и результат президентских выборов - это свидетельство того, насколько готовы измениться контуры ее национальной культуры.