Несогласные с новой системой мотивации могут целым отделом перейти к конкурентам

Автор: Надежда Хазова, агентство эксклюзивной недвижимости «Усадьба»

Действительно ли сегодня эффективнее сразу поощрять персонал за достижения, не откладывая в долгий ящик?

Смотря что мы подразумеваем под словом «сразу». На сегодняшний день многие работодатели практикуют ежеквартальные премии, и это оправдано. Действительно, год — это слишком долгий срок для поощрения, особенно для рядового сотрудника и особенно в современных непростых условиях.

 Какие новые формы материальной мотивации сегодня в лидерах?

— Монетарные формы мотивации стары как мир, и за очень долгое время практически никто ничего нового не придумал. Денежная мотивация наиболее универсальна и распространена, поскольку больше всего ценится сотрудниками, так как они сами могут распоряжаться полученными финансовыми средствами в отличие, например, от премиальной поездки за рубеж и т. д. Поэтому периодическое повышение зарплаты в соответствии с достигнутыми результатами или квартальные бонусы, премии — лидеры топ-листа способов мотивации. При этом, например, в сфере продаж сегодня работодатели стараются поощрять не только за сделку, но и за рекомендацию.

Кроме того, сотрудники ценят и такие способы мотивации, как оплата медицинской страховки, членство в клубах, оплаченное питание в течение рабочего дня и т. д. И, конечно, не стоит забывать, что не «хлебом единым жив человек». И помимо материальной мотивации, нематериальная мотивация также важна. А это и возможности самореализации и творчества в работе, возможность освоить что-то новое, подняться вверх по карьерной лестнице, быть частью успешного и профессионального коллектива. И, конечно, внутрикорпоративная культура, ценности и приоритеты компании, созвучные мировосприятию сотрудника.

 Как часто надо пересматривать систему материальной мотивации, и как это делать менее болезненно?

— Надо ли пересматривать систему материальной мотивации и как часто надо это делать, зависит от бизнеса, от сферы, в которой работает компания, и от ее структуры. В сфере продаж недвижимости все довольно тривиально: есть сделка – есть поощрение. А вот его размер определяется уже исходя из успешности и эффективности сотрудника в целом.

 Изучаете ли вы опыт инновационных компаний, стартапов, опыт новых форматов бизнеса (Uber taxi), и как его применять в традиционных бизнесах?

— Конечно! В условиях современного бизнеса это просто необходимо, особенно в нашем бизнесе. Сегодня очень много вариантов мотивации, но нужен именно тот, который привлечет к тебе нужного сотрудника. Зачастую именно инновационные и молодые компании могут его подсказать.

 Бывает, что новая формула мотивации обрушивает бизнес? Как тестировать изменения? Как презентовать сотрудникам?

— Да, бывает и такое. Например, несогласные с новой системой мотивации сотрудники могут целым отделом перейти в другую компанию. История знает такие примеры. А быстро набрать профессионалов и создать новую эффективную команду не так-то просто. Поэтому лучше всего привлекать к разработке новых систем ведущих работников (негласных лидеров), и все изменения вводить постепенно, проверяя временем успешность тех или иных принятых решений, отказываясь от малоэффективных или неэффективных.

 Какая мелочь может не дать «взлететь» самой совершенной модели мотивации?

— Подрезать крылья, казалось бы, даже самой совершенной системе мотивации может даже один недовольный сотрудник, особенно если он лидер в своей группе. При этом он может быть и не против конкретной системы мотивации. Он может быть просто консерватором, выступать против изменений как таковых. Но, как правило, внимательный руководитель заранее понимает, кто из сотрудников — «сложный персонаж». С таким сотрудником необходима более длительная и терпеливая работа.

 Илон Маск привлек к разработке нового вакуумного поезда две компании: одна — стартап, вторая состоит из акционеров-изобретателей и топ-менеджеров, работающих над проектом в свободное время, продолжая ежедневно трудиться в IBM, HP, GOOGLE и т. д. Оцените мотивации сотрудников этих фирм и шансы на успех каждой?

— На мой взгляд, обе компании способны на успех. В первом случае – это обязательство, а во втором – активное «хобби». Было бы интересно на конечном этапе работы соединить обе группы и попросить их сделать симбиоз двух проектов.

 Куда движется «поезд мотивации» сегодня?

— Монетарная мотивация очень важна, и при нынешней экономике она, скорее, будет зависеть от «полезности» каждого сотрудника на своем месте, особенно это касается сферы продаж. Менеджерам по продажам сегодня мало кто ставит исключительно оклад. Но, как уже говорилось, необходимо не забывать и об эмоциональной мотивации, немонетарной. Когда сотрудник чувствует поддержку, уверенность в завтрашнем дне, уверенность во всей команде (от сотрудника на ресепшен до финансового отдела), его достижения (финансовые показатели) будут, несомненно, выше.

* Надежда Хазова, генеральный директор агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба» (входит в состав ГК «МИЭЛЬ»).

Беседовала Оксана Паничкина