Америка живет и движется очень быстро. Интервью с В.Фоминым

Интервью с В. Фоминым

Считается, что для россиян американская мечта - это путь от нищеты к богатству через упорный труд, настойчивость. А в вашей интерпретации американская мечта - это...
- Я был во многих странах мира, в том числе мне довелось какое-то время пожить и поработать в США.
Согласен, что путь к богатству через труд, но я бы добавил существенный компонент - через умный труд. Просто рыть канаву лопатой и пытаться таким образом заработать большие деньги - это не американская мечта. И американцы как раз не думают, что так можно достичь процветания и благополучия. Да, рыть канаву лопатой, но все время думать, как рыть канаву еще лучше и вместо лопаты через некоторое время подогнать экскаватора и вырыть клад, причем экскаватором.
Какие особенности я заметил, живя в Америке? Америка живет и движется очень быстро. Можно риторически сказать, что у них скорость в милях, а у нас в километрах. Они упорно и серьезно трудятся, не чураясь никакого труда. Мне доводилось наблюдать, как на огромном стадионе разносят кока-колу в лоточках, а если ты поднял руку, к твоему месту подходят и продают. Я ни разу не видел этого на наших стадионах. Наблюдая за работой такого продавца, я заметил, как он сам гордится своей работой и с каким уважением другие относятся к тому, что человек делает здесь свой бизнес. Этим уважением к труду пронизано все американское общество. Это очень важно, потому что является показателем уровня развитости нации. К сожалению, в России я часто наблюдал совершенно бросовое отношение к чужому труду и, в частности, к людям обслуживающих специальностей - продавцам, кассирам, уборщицам и др. В целом общекультурный уровень в бизнесе у нас гораздо ниже.
Что еще меня приятно порадовало в США - национальная терпимость. Какой бы национальности не обслуживал тебя человек, американцы не обращают на это ровным счетом никакого внимания или, по крайней мере, никак не показывают этого. На многих ключевых точках развития страны, экономики или какой-то конкретной компании американцы, наоборот, опираются на инородцев, привлекая лучшие умы со всего мира. Американцы умеют работать. Я однажды сидел в приемной относительно большого руководителя, ожидая встречи, и видел, как работает его секретарь. Она не бездельничала ни секунды. В те минуты, когда не звонил телефон, она с бешеной скоростью печатала какой-то текст, четко отвечала по телефону, потом опять печатала, а ровно в назначенное мне время встала и проводила в кабинет. Это было очень необычно видеть, и еще неизвестно кто произвел на меня большее впечатление - сам руководитель или его секретарь.
Работая по-умному, американцы стараются, как я заметил, во всем использовать передовые технологии. Я наблюдал, как решалась проблема поломки кассового аппарата в супермаркете. На самом деле устранить эту поломку я мог бы сам, используя простейшие инструменты, как, наверное, сделали бы на Руси очень многие.
К кассе подошел специалист, увешанный различными приборами, датчиками, и при помощи различных инструментов (минимум трех, на мой взгляд, очень сложных и необычных) поломку устранил, а, как я думаю, заодно устранил часть сопутствующих дефектов, которые могли бы привести к следующей поломке. Такая энерговооруженность, интеллектовооруженность помогает американцам добиваться успехов. Они не боятся вкладывать в инструментарий, вооружая сотрудников самым современным оборудованием, что тоже производит хорошее впечатление, и, видимо, результаты, которых они достигают, объясняются в том числе и инновациями.
Посещая парки развлечений в Америке, я, к своему огромному удивлению, обнаружил, что основная функция этих парков не увеселительная и развлекательная, а познавательная, напрямую связанная с расширением сознания людей. Когда ты путешествуешь внутри гигантского компьютера и тебе рассказывают, как все устроено (мелочь, что спонсором этого аттракциона является компания "Интел"), у тебя расширяется сознание, и ты начинаешь другими глазами смотреть, казалось бы, на привычные вещи. Важно, что американцы активно учатся в любом возрасте. Это стремление поддерживает государство и фирмы, вкладывающие в обучение своих сотрудников.
Да, они процедурные люди, и мы иногда смеемся, что если положено мыть пол раз в 15 минут, то они его моют, хотя за эти 15 минут мог никто не зайти, но они его моют и не дискутируют со своим менеджером мыть его или нет.
Уровню разработки, планированию бизнес-процессов нам у них нужно учиться.

А мы хотим этому учиться?
- Не всегда. Более того, людям свойствен консерватизм, сопротивление изменениям. Мне кажется, что у многих людей с российским менталитетом этот консерватизм очень силен. Более того, иногда он наложен на довольно высокое образование, но российское образование, как известно, отвечает на вопрос "почему?", а не "как?". Мы можем прекрасно объяснить явление, но не делаем и шага, чтобы что-то сделать. К сожалению, у многих российских бизнесменов, чиновников, преподавателей наблюдается такой паралич.
Многим сегодня очень трудно принять новые парадигмы. Как сказал классик, самая неприступная крепость - это человеческое сознание. Но, с другой стороны, происходящие у нас перемены заставляют меняться и реагировать на новые условия.

На ваш взгляд, а российская мечта - это...
- Наша мечта выражена в русских народных сказках - это Емеля, лежащий на печи, Иванушка-дурачок, которому сказочно везет, и др. Российская мечта - это мечта о халяве, и этот стереотип нужно было бы изменить. К примеру, почему бы не сделать выразителем российской мечты Левшу?