Самоучка каждый раз находит свой способ решения проблемы, и зачастую он-то и бывает самым правильным

Автор: Александр Лапин,бизнес- эксперт

Оказывается, подавляющее большинство успешных бизнесменов — самоучки. Что вы думаете по этому поводу?

Думаю, что это подтверждение известной истины о том, что предпринимательство, корпоративное управление и оперативное управление — абсолютно разные, я бы даже сказал, противоположные виды деятельности. Разные люди обладают разными способностями, опытом и знаниями. Есть универсалы, которые могут успешно заниматься всем, но они крайне редки. И если они начинают заниматься всем сразу, то не всегда могут полностью сосредоточиться на том, что на сегодня является самым важным в этой триаде. По большей части у каждого человека есть способности, которые развиты в максимальной степени, и акцент на них приносит максимальную эффективность, особенно если они востребованы в нужное время и в нужном месте. Поэтому наука управления человеческими ресурсами, если убрать из нее всю воду, концентрируется на решении этих двух ключевых вопросов — на что способен человек и как эти способности можно использовать. При том, что много копий на этот счет сломано, от идеального решения мы по-прежнему далеки.

 Ранее в УП дискутировался вопрос: «Лидерами рождаются или становятся?» Но к однозначному ответу так и не пришли. А каково ваше мнение?

— В старом советском фильме один из героев, отец которого до революции был богатым человеком, сказал о себе так: «Подавал большие надежды, а закончил свою карьеру в должности директора женской бани». Наблюдая людей, с которыми много лет общался и работал вместе, я предложил бы такой вариант: лидером может стать только тот, кто рожден с определенными лидерскими задатками. Но дальше все определяется, с одной стороны, воспитанием и личностью воспитателей, а с другой — той средой, которая окружает человека с детских лет и в течение всей профессиональной карьеры.

Итак, почему «знайки», окончившие с успехом вузы и школы бизнеса, не превращаются в королей бизнеса, а растворяются где-то на неласковых просторах рынка?

— Вуз и школа бизнеса отличны от собственно профессиональной деятельности и бизнеса. Говорю сейчас об управленческих специальностях. Например, в медицине студент большую часть времени проводит в лечебном учреждении, разбираясь на практике с особенностями своей профессии, то же и во многих технических специальностях. Можно хорошо изучить управление финансами во всех ипостасях и стать хорошим специалистом в этой области, но научиться управлять социальными системами невозможно. Для этого надо иметь в первую очередь личностные качества, жизненный и профессиональный опыт, позволяющие правильно оценивать ситуацию и принимать решения. И здесь мы возвращаемся к первому вопросу нашей беседы. Обучение в такой ситуации может только помочь расширить кругозор. И то в той редкой ситуации, когда учителям есть чем поделиться с учениками. Чаще, к сожалению, этого не происходит

 Какими навыками, характером, наклонностями и компетенциями, приводящими их к успеху, изначально обладают самоучки?

— Книгами на эту тему заполнена большая часть полок в магазинах в разделе «Управление». И число подобных изданий будет расти по той простой причине, что «правильного» ответа на этот вопрос нет, и, соответственно, «правильно» оценить человека с точки зрения наличия этих качеств практически невозможно. Поэтому разнообразные методики оценки по этой тематике будут продолжать множиться. Регулярно будет появляться что-то якобы новое, поскольку тема эта неисчерпаема и единственный правильный ответ на поставленный вопрос мы никогда не получим.

 Если вы заметили, что в вашей компании есть сотрудники с качествами, присущими успешным бизнесменам-самоучкам, то как вы поступите: а — предложите им помощь на пути к своему бизнесу; б — попытаетесь использовать их энергию во благо вашей компании?

— В первую очередь следует подумать о риске ухода такого замечательного сотрудника вместе с частью вашего бизнеса. Например, есть просто хороший продавец, а есть хороший продавец с предпринимательскими способностями. И он волей-неволей будет думать о ситуации «если бы директором/собственником был я». Случаев таких немало, и самое печальное для вас — это появление более сильного конкурента для вашего бизнеса.

 Какие самые сильные качества в самоучках помогают им идти к цели, не отвлекаясь на трудности в пути?

— Как ни странно — отсутствие зашоренности от образования. На «знайку» при решении проблемы подсознательно будет давить груз стандартных методов и способов решения задач. Самоучка каждый раз находит свой способ решения проблемы, и зачастую он-то и бывает самым правильным. И в этом уникальность самоучек — решения, которые они вырабатывают, в большей степени отражают особенности организации и окружающей среды. Постоянная выработка таких решений, накопленный опыт и правильные выводы и являются самообучением. Но это не означает, что самоучка должен быть безграмотен. Наоборот, он должен обладать широким кругозором и качествами, о которых мы говорили выше.

 Перфекционизм — отличная вещь (например, у Стива Джобса, когда он добивался качества айфона), но говорят, что самоучки как раз идут к цели, пренебрегая качеством сторонних вещей.

— Все зависит от дороги и от цели, к которой вы идете.

 Нехватка ресурсов — норма стартапов, и сегодня многим бы пригодилось умение лавировать при нехватке ресурсов. Но как и где учатся этому самоучки-бизнесмены?

— Если вы хорошо учились, но никогда в жизни не сталкивались с ситуациями, которые нельзя решить с помощью стандартного набора решений, вы проблему не решите. Вы можете быть суперменом в управлении корпоративными финансами и успешно работать в стандартных условиях. Но, например, в кризисной ситуации у талантливого самоучки больше шансов найти выход из безвыходного положения и нестандартное решение проблемы именно в силу того, что он меньше внимания обращает на стандартные решения, с помощью которых проблема не решается, а оценивает ситуацию шире, во всем ее многообразии.

Лидерские качества, о которых вы говорили, могут сильно отличаться — жесткий Джек Уэлч и мягкий ресторатор Новиков, например. Но что именно делает их лидерами?

— Не претендуя на звание знатока лидерства, сказал бы, что это кругозор, опыт, быстрый разум и внутренний драйв.

И, что немаловажно, энергетика.

Как самоучки возобновляют энергию? Где у них «аккумулятор»?

— Думаю, в этом смысле они не отличаются от других людей. Все зависит от индивидуальных пристрастий — кто-то марки собирает, а кто-то боксом занимается.

В фильме «Авиатор» дивно смотрится депрессия героя, а в итоге — успех! Всем ли уготована депрессия в бизнесе?

— Если это не аномальное состояние, то в той или иной степени чувство неудовлетворенности и депрессия являются частью жизненного цикла любого человека. Жизнь меняется, люди проходят через кризисы, после чего начинается отсчет нового цикла. Вспомните ситуации из собственной жизни — все кажется из рук вон плохо, рассыпается на ходу, не работает, но потом наступает момент, когда все меняется, и вы делаете шаг вперед, оставив все проблемы позади. Бизнес в этом случае не исключение.

Удача самоучек — это итог невероятной настойчивости в достижении цели, выдержки или просто мистика, случай, и мы знаем только героев, а те, кому не повезло, так и остаются в тени?

— Хороший вопрос. Есть хорошее слово — «сложилось». В этом, думаю, и есть ответ. Сложилось все вместе — природные данные, мудрые наставники, внешний фон, встреча с возможностями — значит сложилось. Если нет — то, как в ситуации выше, обнаружили себя в должности директора бани (что может быть тоже неплохим карьерным достижением).

Самоучки умеют привлекать в свою команду талантливых людей. В чем секрет их способности «унюхать» перспективных? Ведь самоучки не обладают тем профессионализмом и знаниями, которые есть у многих эйчаров.

— Не соглашусь с тезисом о том, что умение привлекать таланты принадлежит исключительно самоучкам. Талантливые люди и люди в целом, как мне кажется, тянутся к лидерам, будь то авторитетный хулиган во дворе или философ-мыслитель в очках. Зачастую таланты продают себя вовсе не лидерам. Вообще, оценить личность может только личность того же масштаба. Равно как и профессиональные качества может оценить только профессионал того же либо более высокого уровня. В этом смысле HR даже с самыми передовыми методиками может больше навредить, если сам не является личностью соответствующего масштаба.

Как самоучки приходят к той или иной системе мотивации команды?

—  Точно так же, как к решению всех остальных проблем управления — создавая собственную систему управления для конкретной ситуации, не завязанную на стандартные методы из учебников.

Они чаще резки, чем мягки, но есть ли что-то общее в их методах расставания с неугодными коллегами, с плохими партнерами?

— Думаю, что в этом смысле они не сильно отличаются от остальных руководителей. Все зависит от характера. И иногда лучше резко и прямо, чем мягко и с интригами.

Они учатся, как правило, на ходу. Что является для них стимулом?

— Сама жизнь, которая ставит постоянно новые нестандартные задачи и требует их решения, и есть этот самый стимул. А процесс выработки решений и есть процесс обучения.

В чем секрет их длительного «горения» и иммунитета от выгорания?

— Представляется, что статистики на этот счет нет, и вряд ли самоучки в этом смысле отличаются от остальных.

Фатальные ошибки совершают порой все и самоучки тоже. Но в чем отличие их ошибок от ошибок коллегиальных органов управления?

— Здесь вопрос скорее о разнице индивидуальных решений и коллегиальных. В коллегиальных органах также могут присутствовать самоучки. При прочих равных условиях, если есть индивидуум-самоучка, принявший неправильное решение, в него с большим удовольствием будут тыкать перстом «знайки» с комментарием — «вот видите, что получается, когда набирают безграмотных самоучек».

Какие наблюдения есть у вас в аспекте доверительного окружения самоучек? Есть ли здесь какие-то закономерности? Кто становится для них опорой и другом?

— С точки зрения профессионального общения самоучки часто общаются с умными «знайками». Это позволяет сверить свою оценку ситуации с «канонической». Ну а подбор друзей — это общечеловеческая тема.

Итак, чему же можно и надо учиться у бизнесменов-самоучек?

— Умению оценивать любую ситуацию во всем ее многообразии и системе взаимосвязей, отодвинув на второй план стандартные методы и приемы решения задач. Больше обращать внимание на людей и отношения с ними. Не бояться нестандартных вариантов решения задач.

А можно ли козу научить играть на баяне? (Может быть, невозможно копировать то, что делают самоучки?)

— А не надо копировать. Просто иногда полезно стать немного самоучкой. Когда-то приходящему на работу молодому специалисту говорили: «Забудьте все, чему вас учили в институте». И зачастую это было правильно. Особенно, если через какое-то время этот специалист начинал переосмысливать то, чему его учили, применительно к конкретной ситуации и создавал свою собственную методику решения задач. И таким образом самообучался.

Как себя вести компании, если ее основной конкурент на рынке — компания с ярким лидером-самоучкой во главе?

— Зависит от того, кто лидер в вашей компании.

* Александр Лапин, бизнес-эксперт (большой опыт управления на топ-позициях крупных международных компаний) mr.alex.lapin@yandex.ru.