Самая сложная работа, связанная с управлением компаниями, — это управление через бизнес-процессы, когда мы исключаем

Автор: Сергей Дзюбенко, ГК «Штарк»

Чем отличается система управления «персоналом» в  семье как в микрокомпании от обычной компании?

— Система управления «персоналом» внутри семьи — это не отношения подчиненного и начальника, а система партнеров.  По крайней мере должна быть, но в реальной жизни может быть иначе — кто-то занимает позицию главы семейства и управляет. Дети в этом смысле всегда являются объектом управления. Мне, конечно, кажется некорректным сравнивать компанию (пусть даже микрокомпанию) и семью. Некоторые компании по характеру отношений в коллективе можно сравнивать с семьей, но точно не наоборот. В любой компании, которая является коммерческой структурой, отсутствует понятие, обычно именуемое демократией. Всегда существует иерархия, система подчиненности, структура целей и задач, за которые кто-то отвечает, и с кого-то спрашивают. Сотрудники не голосуют при определении стратегии компании, формировании ее бюджета и т. д. Это право акционеров, все остальные подчиняются, принимая правила игры или не работая в этой компании. В семье, в ее традиционном понимании, мир устроен несколько иначе. 

Как распределены зоны ответственности в семье, есть ли там «должности»? 

— Зоны ответственности в семье, конечно же, существуют. Кто-то зарабатывает, кто-то отвечает за дом, хозяйство, детей и т. д. При этом не всегда мужчина зарабатывает, а женщина занимается домом — бывают и исключения. В любом случае зоны ответственности определены или формируются в процессе совместной жизни. Кто-то, условно говоря, является генеральным директором, а кто-то — финансовым. Как мне кажется, эти границы определяются достаточно точно. 

Бизнес-процесс в семье чем-то отличается от бизнес-процессов в компаниях? 

— Я бы вообще не называл это бизнес-процессами. Есть вопросы, которые требуют совместного решения, и обычно это происходит не по заранее заданному алгоритму, а в силу необходимости: мы обсуждаем, решаем, постепенно приходим к какому-то единому мнению. Это в семье. В компании все гораздо сложнее. Основное отличие в том, что бизнес-процесс в компании представлен не двумя участниками.  Есть четкие роли, зоны ответственности, включая функцию контроля и т. д. 

При этом идеальный бизнес-процесс — это тот, который понятен, четко определен и жестко контролируется. В нем есть прописанные роли, оговоренные сроки, поставленные цели. В противном случае вы получаете спонтанно сформировавшийся обычай, не обязательно подчиненный общим целям и стратегии компании. Миссия, ценность и стратегия компании — это общий тренд, они определяют направление движения компании. Бизнес-процессы же описывают очень ограниченный по времени стандартный набор мероприятий для решения стандартных задач в рамках реализации общей стратегии. 

Должность в компании — это синоним ответственности? 

— Должность или позиция — это синоним функционала и зоны ответственности. 

Иерархия должностей (по Файолю) всегда необходима в компании? 

— Как мне кажется, должности априори определяют наличие иерархии. В любой компании есть набор функций, описываемых через ее организационную структуру, возглавляемых соответствующими руководителями. Должность определяет как функцию, так и позицию внутри структуры компании. 

Как бы вы определили виды, формы бизнес-процессов в компаниях и роль должностей при этом?

— Бизнес-процесс описывает определенный набор действий и мероприятий при реализации или достижении определенной цели — от разработки стратегии до производства нового продукта или выполнения стандартных операций, требующих межфункционального взаимодействия внутри компании. Под формой обычно понимают описание бизнес-процессов через регламенты, порядки, процедуры и т. д. Но даже сложные бизнес-процессы могут быть описаны «на одном листе» через алгоритмы, четко определяющие основные функции каждого из участников такого бизнес-процесса. Эволюция компании, как правило, идет от регламентов как инструментов управления к бизнес-процессам и алгоритмам как инструментам реализации поставленных целей и задач на уровне стратегии, миссии или ценностей. 

Как надо выбирать самые подходящие для компании бизнес-процессы?

— Бизнес-процессы не подбираются, а создаются на основе стратегии, целей и задач компании, под них создаются и выстраиваются бизнес-процессы. При этом через построение бизнес-процессов мы отвечаем не только на вопрос «Чего мы хотим достигнуть?», но и «Каким образом мы хотим этого достигнуть?», определяя таким образом во многом эффективность работы компании.  Как правило, бизнес-процессы строятся по некой единой логике, которая включает в себя определение необходимых функций для решения задачи. После определения функций описывается алгоритм взаимодействия между ними. Как мне кажется, самая сложная работа, связанная с управлением компаниями, — это управление через бизнес-процессы, когда мы исключаем цикличность, ненужные операции и функции. Это сложный процесс, но он всегда предполагает создание, анализ и внесение изменений в существующие процессы, а не использование готовых рецептов.

Главный вопрос: есть ли критерии, когда можно сказать, что ДОЛЖНОСТЬ как доминанта в процессе организации работы фирмы сильно уступает в эффективности системе, где должности размыты, а доминирует процесс, система с целями и критериями их оценки?

— На мой взгляд, одно другого не исключает и друг другу не противоречит. Система управления компании классически делится на управление процессами и управление проектами. Разница в том, что процессы описывают стандартные, регулярно совершаемые операции, целью управления которыми становится повышение их эффективности. В случае с проектами отличительные черты — это разовость, ограниченность во времени, с четко определенными целями в конце, набором участников и критериями оценки эффективности их работы. При реализации проектов проектная команда представляет собой необходимый набор функций. Но это же справедливо и для бизнес-процесса, описывающего кросс-функциональное взаимодействие. При этом лидером проекта не обязательно должен быть руководитель по должности. В случае с процессами мы говорим о взаимодействии между функциональными подразделениями в рамках исполнения стандартных операций, организация работы которых является одной из основных задач/функций соответствующих руководителей. Таким образом, каждый бизнес-процесс предполагает наличие четких зон ответственности, т. е. функционала. Функции группируются и формируют организационную структуру, во главе каждого блока которой стоит руководитель. 

Почему и как появляются в компаниях раздутые штаты? 

Это может произойти по разным причинам. Первая — историческая. Предприятие существовало 100 лет со штатом в 100 тыс. человек и продолжает существовать. К сожалению, это часто встречающиеся примеры на российском рынке. Вторая, и основная, причина — неэффективность бизнес-процессов. Нет четкого определения обязанностей сотрудников, пересечение функций и зон ответственности — все занимаются всем или, что хуже, часть функций не выполняет никто. Отсюда дублирование функций, ненужные и необязательные функции.

Отсутствие функции управления процессами рано или поздно приводит к ситуации неконтролируемого роста персонала, несоотносимого с количеством операций в компании. Это вопрос определения критериев, по которым необходимо то или иное количество функционала.

Каким компаниям и как удается держать штат не раздутым? 

— Ответ я дал ранее — просто управляйте своими процессами, четко определяйте зону ответственности, определяйте критерии необходимого количества персонала через ту или иную функцию.   

Проще всего закрыть проблему или решить задачу, ВЗЯВ человека на ее решение, иногда ее взваливают на уже работающих. 

— Можно взять на решение задачи человека извне, а можно выделить из уже существующих сотрудников. Возложить ее на существующих сотрудников факультативно или дополнительно к основным функциям  — это точно не самый эффективный способ. Человек не может заниматься всем на свете, даже если он суперэффективен и трудолюбив. У нас не было закупщиков. До определенного времени данный функционал выполнял кто-то другой — факультативно, исполняя поручения, но де-факто не отвечая за развитие этого направления в целом, за управление процессом закупок и т. д. При росте объема операций было принято решение о выделении самостоятельной функции со своими задачами, целями и ответственными за это людьми.  

Но именно так поступает 99% руководителей и компаний. 

— Если существующая структура функций компании не определяет, кто отвечает за решение задачи, значит, нужно создавать соответствующую зону ответственности. Если же это определено, возникает вопрос эффективности ее реализации — либо никто не поставил задачи, либо не определена ответственность.

IT-компании первыми стали строить работу через построение бизнес-процессов вместо традиционных должностей или история знает иное? 

— Как я говорил ранее, бизнес-процесс и структура должностей друг другу не противоречат. Это дополняющие друг друга элементы управления компанией через процессы и функциональную структуру организации. Бизнес-процесс не может существовать без наличия функциональной структуры, поскольку именно она определяет, кто за что отвечает. А внутри бизнес-процесса вы определяете, кто реализует соответствующий функционал.

Консультанты сегодня приходят на производство именно с целью перестроить бизнес-процессы. С какими проблемами они сталкиваются?

— В большинстве случаев консультанты занимаются именно бизнес-процессами, пытаются их перестраивать. Собственно, они пытаются ответить на вопрос, насколько существующая структура бизнес-процессов отвечает на вопрос реализации стратегии компании. Проблема, как мне кажется, заключается в том, что любая структура, особенно крупная, это достаточно сложный и консервативный механизм для изменений. И первое, с чем сталкиваются такие консультанты — это противодействие самих сотрудников — никто не хочет ничего менять. Если я работаю 10 лет по понятному и привычному мне алгоритму, то изменить этот порядок очень тяжело. Поэтому всегда все консультанты или те, кто занимается изменением, реорганизацией, реструктуризацией бизнес-процессов сталкиваются с противодействием сотрудников и руководителей. Чтобы начать менять систему нужно ровно 3 секунды — принять решение, что мы ее меняем. А чтобы завершить изменения — это должен быть непрерывный и постоянный процесс. Даже на перестроение базовых процессов могут уходить годы — у нас это может быть 1 год, у Газпрома — 10 лет. В любом случае это месяцы и месяцы работы. Сначала мы описываем, как структура выглядит на сегодня (это ведь тоже структура бизнес-процесса), как она работает, какие в ней заложены проблемы, связанные с нерешаемыми нами задачами. Насколько эффективно построен процесс, не тратим ли мы время на решение вопросов, которые могут решаться по-другому, более оптимально. 

Аутсорсинг отдельных процессов — уже реальность (клининг, рекрутмент, пиар и т. д.), но чем принципиально, на ваш взгляд, отличается традиционная система с должностями от компании, где во главе угла стоят бизнес-процессы?

— Опять не вижу необходимости противопоставлять систему с должностями и систему с бизнес-процессами. Они неотрывны друг от друга. Аутсорсинг делают почти все компании без исключения, вопрос только в масштабах и целесообразности этого аутсорсинга. Каждая компания решает самостоятельно, что она готова или не готова отдать и почему.

Что происходит с должностями в такой компании с бизнес-процессами? Должности же не исчезают как таковые?

— Я не видел компаний без должностей, может, они и существуют. Например, стартапы могут реализоваться на базе партнерства. Но даже при наличии всего двух партнеров определяются зоны ответственности, т.е. функционал — кто за что отвечает. Назвать функции должностями вопрос, скорее, технический. Если под должностями подразумевается отношение подчиненности, оно все равно будет. Любой современный успешный стартап становится жестко структурированной компанией с должностями, руководителями, начальниками, функциями… Должности никуда не исчезают, и не вижу причин, почему они могут исчезнуть.

Совмещение должностей — это паллиатив или первый шаг в смене процесса? 

— Совмещение должностей — это скорее проблема в управлении компанией. Если вам приходится совмещать должности, значит на какую-то функцию у вас просто нет подходящего человека и вы вынуждены что-то совмещать. Обычно это происходит от неизбежности. Не бывает, что человек делает одинаково хорошо и то и другое. Можно одинаково хорошо делать десять вещей в принципе, но нельзя одинаково хорошо ими одновременно заниматься. Фокус должен быть на чем-то одном.

Кто в компании может видеть, как система тормозит развитие компании, дает сбои качества, срыв выпуска новой продукции?

— Обычно это выделенная функция. Есть специально обученные люди, так называемые бизнес-аналитики, или бизнес-методологи. Их задача — построение бизнес-процессов, контроль, измерение, оценка эффективности через определенный набор критериев. То есть точно такая же выделенная функция, как юристы, финансисты, бухгалтеры и все остальные. Конечно, многие крупные компании привлекают внешних консультантов, которые анализируют структуру существующих бизнес-процессов на предмет ее эффективности и соответствия поставленным целям. Проиллюстрирую разницу между внутренней функцией и привлеченным аналитиком на простом примере — бухгалтер в штате, который работает каждый день, и аудитор, который проверяет корректность его работы.

Борьба отделов и департаментов — как она выглядит в фирмах, где доминирует бизнес-процесс, а не должности и отделы? 

— Борьба отделов и департаментов существует везде, в любых компаниях, где существуют отделы и департаменты. Это не вопрос наличия или отсутствия бизнес-процессов и должностей. Это всегда вопрос разграничения зон ответственности и полномочий. С разной степенью накала, но всегда так. Как правило, каждый отдел борется за получение полномочий, стараясь переложить ответственность на других товарищей. Условно говоря, больше полномочий и меньше ответственности. Понятно, что не бывает полномочий без ответственности и ответственности без полномочий, но всегда существует масса пограничных вопросов. Все подразделения, которые взаимодействуют друг с другом в рамках определенного алгоритма, сталкиваются с необходимостью разграничения функции и зоны ответственности между собой. Либо за них бьются, либо пытаются спихнуть.

Сергей Дзюбенко, исполнительный директор ГК «Штарк»