Корабль теряет скорость, обрастая ракушками, а компания — «семейственностью»

«Семейные» компании — это палка о двух концах. С одной стороны, ну разве не приятно работать с родственниками и добрыми друзьями? Но с другой — не расхолаживает ли это настолько, что частенько думаешь: «Ну не постараюсь я, сделаю работу как-нибудь, все равно простят — свои же люди…» Что думает об этом HR-директор компании «Торговые Системы «ТехноНИКОЛЬ» Евгения Корнилова?

1.​ Компании СЕМЕЙНОГО ТИПА — нередко предмет критики и кладезь примеров ошибок и КРИТИКИ на бизнес-семинарах и в деловых книгах. Чем они выделяются и что так раздражает критиков в их стиле менеджмента?

Да, действительно, зачастую, принимая участие в различных управленческих семинарах, я слышу такое мнение. Но поддерживаю его отчасти. Сегодня ни один тип делового сообщества не является лучшим, в каждом из них есть как минусы, так и плюсы. В основе семейного типа управления лежит высокий уровень социабельности, который предполагает дружелюбные, а не потребительские отношения между сотрудниками, в рамках которых люди рассматривают окружающих как друзей, а не как средство достижения собственных целей. Работать в такой атмосфере приятно, это укрепляет моральный и корпоративный дух. Кроме того, высокий уровень социабельности часто помогает раскрыть творческий потенциал, потому что она способствует работе в команде, обмену информацией, созданию атмосферы открытости.

Но! Именно высокий уровень социабельности позволяет возникнуть угрозе благодушного отношения к недобросовестно выполненной работе — кто будет упрекать и увольнять друга? В спорных вопросах выбирается не лучшее решение, а компромиссное. Еще один минус — образование закулисных группировок, которые в нерабочее время могут «решить» любые вопросы.

2. Какие показатели здоровья компании семейного типа страдают заметнее всего и пагубнее для развития?

Прежде всего при таком типе управления существует не недостаток иерархии, а обилие возможностей ее не соблюдать. Решения по самым разным вопросам принимаются чаще всего в дружеском кругу еще до обсуждения их на собрании. Это может негативно сказываться на эффективности принятия решений для бизнеса. Также эффективность теряется уже на входе — когда в компанию принимают не по компетенциям, а «по блату», потому что имеют знакомых или родственников в компании.

3. Почему лидеры позволяют компании сползать в сторону «семейственности»? Много ли таких компаний?

Руководителям приятно видеть, когда в компании люди часто останавливаются в коридорах, чтобы поговорить на служебные темы, на перерывы уходят большими группами и даже общаются вне работы, отмечая дни рождения и праздники. Руководителям кажется, что таким образом у них формируется настоящая команда профессионалов.

В своей деятельности я часто встречалась с компаниями «семейного типа», по последним исследованиям 24% компаний в России придерживаются принципов семейственности.

4. Компании «СЕМЕЙНОГО типа» — как их отличить от реально семейных эффективных компаний, которых в мире до 80%?

Очень хороший вопрос! Семейный тип компании все же может быть эффективным. При регулярном и эффективном менеджменте, когда руководство не зациклено на себе, а ведет открытую, постоянную коммуникацию, если в компании научились преодолевать негативные аспекты высокого уровня социабельности — существование группировок, низкую производительность — и использовать ее позитивные черты, например, увеличение творческого потенциала и преданность организации — их ждет успех. Здесь огромную роль, как я говорила, играет менеджмент, присутствие сильного лидера-профессионала, который должен и сплачивать, и вести за собой, и негативные стороны данного типа превращать в позитивные.

5. Признаки или элементы «семейственности», кажется, присутствуют и в крупных компаниях? Какие? Чем опасны отдельные ее проявления?

  • При приеме и адаптации сотрудников существенное решение о том, останется кандидат или нет, принимают не только HR-менеджер и непосредственный руководитель, но и коллектив, при этом идея реализовать правильные изменения для бизнеса встречается с реальным нежеланием коллектива что-либо менять, и нежелание побеждает.

  • Прием на работу осуществляется по протекции, по принципу «хороший человек» — не путать с «хорошим специалистом».

  • Наличие в компании «кланов» и «партий».

  • Выработка решений в таких компаниях происходит кулуарно, без публичного обсуждения. С учетом влияния «кланов» и «партий», что самое интересное, и принятые решения, в том числе опубликованные, могут меняться под давлением интересов «семьи» за «семейным ужином».

  • Решение выбирается не самое лучшее и эффективное для бизнеса, а лучшее компромиссное. Лишь бы кого-нибудь не обидеть.

6. Почему эксперты считают семейный тип управления и неформальные правила столь непростыми для анализа и критики?

Не согласна с данным утверждением. Сейчас есть множество литературы по ключевым типам корпоративной культуры, где рассматриваются как отрицательные стороны, так и положительные. Я приверженец того, что нужно не отрицать что-то, а искать пути решения, усовершенствовать.

7. Как формируется «семейная» культура управления? С чего начинается процесс, и в чем он проявляется в самом начале?

На стартапе компании обычно состоят из родственников и друзей. Границы полномочий обычно четко не очерчены, и все занимаются всем. Далее происходит развитие компании, появляется все больше людей, которые никак не связаны с учредителями. Если количество новых сотрудников превышает некую критическую массу, то происходит спонтанный переход от семейного типа управления к другому, например, общинному.

Возможен ли обратный переход? ДА. Посмотрите на компании, где средний срок работы сотрудников 5 лет и более, и вы, скорее всего, увидите в этой компании семейный тип управления, которого не было, возможно, еще несколько лет назад.

Естественные неформальные связи и есть основной драйвер изменений типов управления, особенно если во главе компании находится не Лидер с большой буквы, а просто опытный сотрудник. Все мы любим комфорт, и долгое время не принимаем во внимание, что он препятствует развитию. Лидер же не допустит потери власти и, соответственно, перехода к семейному типу управления.

9. Какие управленческие проблемы и задачи решает, как ему кажется, лидер, когда позволяет развиваться «семейным» формам отношений?

Прежде всего, улучшения климата в компании и развития взаимодействия между отдельными подразделениями. При этом слово «кажется» здесь не уместно. Если в компании разрозненность и напряжение, нет обмена информацией, руководитель, и это естественно, прибегает к корпоративной культуре, сплочению, так как у компании есть общая цель и миссия. И если все будут понимать ее по-своему, они не захотят работать на единый результат. К примеру, интересна ситуация с Philips, когда из успешной компании она превратилась в аутсайдера и даже была близка к краху. Что же было не так? Уровень социабельности здесь был настолько высок, что фактически компанией управляли «политизированные группировки», а руководители компании постоянно спорили по поводу целей и стратегии компании. Тогда президент Ян Триммер предпринял попытку трансформации, начав с ужесточения требований к менеджерам. Он ввел жесткие стандарты для оценки выполненной работы и обязал сотрудников им следовать, а также стал проводить собрания с руководящим составом и заявлять о достижениях, стратегии и планах. По итогу многие менеджеры либо ушли, либо были переведены на более низкие должности, а компания выиграла.

11. Как принимаются важные решения в компаниях семейного типа?

Важные решения могут приниматься закулисно, как я уже говорила, либо путем обсуждения с учетом влияния «партий» и «кланов». Повторюсь: не лучшее эффективное решение, а лучшее компромиссное решение.

12. «Магнит» Галицкого — пример сверхэффективного менеджмента, и вдруг он объявил, что устал, но некому передать бразды правления. Предположите причины, не позволившие ему вырастить смену.

Действительно, Сергей Галицкий создал эффективную модель бизнеса, недаром в продуктовом ритейле компания выбилась в лидеры. Сейчас в «Магните» трудятся более 200 000 сотрудников — огромный коллектив. 

«Некому передать бразды правления» — это яркий пример влияния «партий» и «кланов» внутри «Магнита». Все топы, которые окружают Галицкого, не допустят усиления своего коллеги. А значит, любую звезду будут гасить на взлете.

Как выйти из этой ситуации? Как вариант — взять себе со стороны несколько замов с убедительным опытом, дать им проявить себя и, защитив их от «кланов» и «партий», по сути, создав свой собственный «клан Галицкого», через год-другой плавно передать бразды правления.

14. Почему и как некоторым успешным лидерам все же удается избежать участи стать компанией семейного типа?

Эти руководители имеют нацеленность на результат как подразделений, так и каждого сотрудника, выраженную в цифрах, регулярный менеджмент и публичное обсуждение важных для компании вопросов, что приводит к тому, что ценностью в компании становится не «хороший парень», а «профессионал», потому как теперь все на виду, вклад каждого очевиден, а влияние кланов минимизировано благодаря публичности.

15. Риск — благородное дело для фирм семейного типа или они его избегают? Как и когда они берут кредиты, как диверсифицируются, закрывают направления, открывают новые? 

С точки зрения риск-менеджмента руководитель оценивает риски, рассматривает возможности кредитования и др. независимо от типа корпоративной культуры.

Иногда привлекаются сотрудники в качестве поручителей по кредитам компании, но лично я с таким не сталкивалась, а только слышала об этом.

16. Рекрутинг в фирмах семейного типа: его принципы, исключения, стратегия, кого ищут и выбирают, особенности адаптации или ее отсутствия?

Давайте разделим компании семейного типа на два основных вида:

1.​ Компании, которые осознанно строят управление семейного типа.

2.​ Компании, которые отрицают, что у них управление семейного типа.

Компании первого типа применяют специальные приемы, закрепленные формально, чтобы выбрать сотрудника, который максимально впишется в существующую модель:

-​ оценка сотрудника на испытательном периоде в большей степени зависит не от руководителя, а от сотрудников подразделения. Где значение личного результата сотрудника может не играть вообще никакой роли при оценке его профессионализма;

-​ большое значение имеют протекции от сотрудников, уже работающих в компании. Бывает, что вакансии даже не размещаются публично, все вакансии закрываются за счет своих;

-​ принимаю людей только из «этого» вузавузов.

Компании второго типа формально имеют стандартные правила рекрутинга, но неформальные правила могут быть даже более сложными и жесткими, чем в компаниях первого типа.

17. Увольнения неизбежны и в компаниях семейного типа. Работает там принцип «свои-чужие»? Что не прощают даже «своим»?

Не прощают предательства. «Клан», если не может избавиться от сотрудника официально, может спровоцировать неугодного сотрудника на увольнение и даже «подставить» его.

18. Присутствует ли в фирмах семейного типа клановость? В чем и как она проявляется? Как влияет на эффективность и развитие? 

Конечно, есть — это одна из отличительных черт фирм семейного типа. Я противник клановости, именно клановость становится одним из негативных явлений корпоративной культуры семейного типа, оказывая разрушительное влияние на моральный климат, доверие сотрудников друг к другу, своим обязательствам и компании в целом.

Вам хорошо работается в такой среде, если вы входите в круг «своих»: знаете нужных людей, слышите «верные» сплетни. Но те сотрудники, которые находятся вне этого круга, чувствуют себя чужаками в компании, ощущают полную неспособность влиять на происходящие в ней процессы и конечный результат.

К клановости нужно подходить с особой пристальностью и аккуратностью и перевести в продуктивное русло. Клановость не должна быть принципом раздачи «своим» ключевых должностей.

Руководитель должен сделать все, чтобы превратить неуправляемый «клан» в управляемую команду единомышленников.

19. «Синдром землячества» характерен для западных фирм, когда все топы как минимум выпускники одного вуза (Гарварда или Оксфорда...) — это тоже элемент «семейственности»?

Нет, можно быть братьями, сестрами, друзьями, одногруппниками, но придерживаться любого типа управления. Однако я уверена, что наиболее эффективно — применение всех плюсов различных типов управления в сочетании с командой единомышленников, как было при создании корпорации Apple или нашей корпорации «ТехноНИКОЛЬ».

20. Борются ли и как акционеры с «синдромом семейственности» в филиалах? Практики говорят, что порой там вырастает фронда, да еще какая!..

При многочисленности филиалов и удаленности их от центра управления семейственность приобретает большие и губительные масштабы, если нет должного внимания. Там могут появиться свои лидеры, которые далеко не разделяют стратегии компании и уводят коллектив в сторону. Как вы знаете, у нас огромная филиальная сеть, и эта проблема нам знакома. Особенно «семейственность» проявляется в кризисные годы, когда политика сверху ужесточается и люди на местах для борьбы с изменениями «включают семью». Порой уходят целыми коллективами. Таких ситуаций лучше не допускать, заранее проводя эффективный и постоянный менеджмент, особенно с руководством филиалов и ключевыми функциональными руководителями, которые должны быть «на стороне» топ-менеджмента.

22. Если бы вам привелось перестраивать бизнес-процесс закоснелой и неэффективной компании семейного типа для нового акционера, как бы вы это делали?

1.​ Внедрить цифровые показатели эффективности для подразделений и сотрудников и завязать на них систему оплаты. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность оценить вклад каждого в общий успех и вознаградить за личный результат. Это также резко снизит влияние кланов.

2.​ Изменить мышление руководителей или заменить их, невзирая на былые подвиги, если они упорно держатся за старое.

3.​ Внедрить систему регулярного менеджмента.

4.​ Все важные вопросы решать путем обсуждения на совещаниях, где присутствуют представители заинтересованных сторон.

5.​ Действовать гибко при возникновении кризиса, вызванного действиями «фронды»; после урегулирования кризиса руководителей «фронды» и основных действующих лиц уволить, чтобы этот пример сдерживал остальных.

Справка.

Компания «Торговые Системы ТехноНИКОЛЬ» — международная торговая компания, основанная в 1992 году. Специализируется на продаже строительных материалов и инструментов для промышленного, гражданского и частного домостроения. Входит в корпорацию «ТехноНИКОЛЬ». В 2012 году компания заняла 57-е место в рейтинге крупнейших российских частных компаний Forbes.

Численность компании сегодня более 2000 человек.

  • более 100 торговых отделений по России и СНГ;

  • 10 000 товарных позиций в интернет-каталоге;

  • более 700 ведущих брендов;

  • постоянное расширение ассортимента и поиск новых партнеров.

Беседовала Елена Мамонтова

Евгения Корнилова, директор по персоналу ОК Европа «Торговые Системы «ТехноНИКОЛЬ»

Образование:

  • экономический факультет Уральского государственного университета им. Горького, специальность «Управление персоналом»;
  • юридический факультет Уральского института экономики управления и права;
  • сертификат бизнес-тренера;
  • опыт работы более 13 лет в крупных федеральных компаниях — «Алютех», Х5 RetailGroup, RenaissanceInsuranceGroup.