На главную   Обратная связь
   


 
  О журнале     Архив номеров     Сделать стартовой   Добавить в избранное  
Забыли пароль?   Регистрация
 



  Поиск по сайту


НА ГЛАВНУЮ

ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ЖУРНАЛЫ

ЭКСПЕРТЫ

ТОП-ПЕРСОНЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

КАПИТАНЫ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

ДЕЛОВОЙ КЛУБ УП

РЕГЛАМЕНТЫ УП

ВИДЕОЖУРНАЛ

НАШИ ПАРТНЕРЫ

КОНТАКТЫ

АНОНСЫ




Подпишитесь на рассылку
Адрес e-mail:

 

Ознакомительная подписка на журнал управление персоналом

Яндекс.Погода



Журнал "Управление персоналом" N23 2016 год





Айтишники часто стремятся стать незаменимыми


Автор: Елена Кохненко, «Меридиан»

- Кто и почему обычно стремится к статусу или положению незаменимого в компании?

- Это могут быть айтишники, которые пишут специальную, особую программу под компанию. Я уже встречала несколько подобных случаев. Эта программа, как правило, пишется на старом коде, ее сложно дописывать и дорабатывать. ПО завязано на одного человека, который ведет все формулы, таблицы, отчеты. Все обращаются к нему по вопросам расчета, заполнения, планирования, графиков, базы и пр. Со временем такой специалист становится незаменимым. Чтобы этого не случилось, путь только один: программа должна быть современной, с возможностью ее дорабатывать под новые задачи при помощи разработчиков. Лучше всего изначально использовать общеизвестные, понятные программы, которые можно адаптировать под задачи компании. Например, 1.С, которую мы все знаем. Когда все завязано на одном человеке, возникает зависимость. Если такой сотрудник уходит, а на нем завязаны, например, все производственные процессы и данные, все базы — это становится катастрофой. Базы следует копировать, дублировать. Должны быть замы, другие специалисты, владеющие этой информацией. Понятно, что нет вечных сотрудников — они уходят в отпуск, болеют, увольняются. И чтобы не терялись важные данные для компании, не следует допускать завязки на одном человеке.

Я знаю несколько айти-сотрудников, которые целенаправленно стремились к статусу незаменимых. И в ответ на любые «посягательства» со стороны других сотрудников, руководителей, которые предлагали сменить самописные программы на профессиональное ПО, отбивались под разными предлогами: либо это дорого, либо невыгодно, либо сложно, «переходы тяжелые, сложные, неосуществимые, у нас все это уже есть (да только работает через пень-колоду) и пр. Делается это, как вы понимаете, специально. Цель таких людей — признание их незаменимости в первую очередь. Второе — власть в компании, контроль над ситуацией. А потом уже деньги.

- Определимся с теми профессиями, которые могут позволить некоторым людям стать незаменимыми без кавычек.

- Как я уже говорила, я встречала айтишников, которые руководили компанией: на них были завязаны все бизнес-процессы и данные. Люди становятся незаменимыми, если им это позволяют. Незаменимым может легко стать главный бухгалтер или финансовый директор, который знает всю подноготную бизнеса. И когда он резко уходит, может быть нанесен серьезный вред компании в плане отчетов, налогов, коммерческой информации. Руководитель, который глубоко, хорошо знает производство, управляет им «от и до» может быть незаменимым. Бизнесу может быть нанесен серьезный вред, когда такой человек уходит и еще забирает кого-то из команды. Встречалась с такими ситуациями в бизнесе, когда один человек уводил за собой целую цепочку сотрудников. В конце концов, незаменимым может стать и директор по персоналу, который привел новую команду, и на котором все держится в плане людей: он вдохновляет их, удерживает, успокаивает, и сотрудники эффективно работают на его энергии. И если такой человек уходит к другому работодателю или от него избавляются по каким-то причинам, то крепкая профессиональная команда начинает на глазах рассыпаться.

Часто дело не в должности или профессии незаменимого сотрудника, а в его личности. Если перед нами умный, грамотный, харизматичный профессионал, которому доверяет начальство и подчиненные, с этим человеком хочется сотрудничать. И когда он по каким-то причинам покидает компанию — начинаются серьезные проблемы.

- В каких профессиях не должно, вроде бы, появляться незаменимых, но они появляются?

- По идее и в идеале — ни в каких профессиях не должно быть незаменимых. А сферы и направления, где они все же есть, я перечислила выше.

- На каком этапе роста компании могут как грибы появляться незаменимые?
- Когда в компании либо бурный рост и развитие, либо когда наступают острые, кризисные моменты. И тогда от таких людей, которые вытягивают ситуацию, вдохновляют коллег и подчиненных, очень многое зависит. И если такой человек покидает компанию, компания может пострадать. Особенно опасно, если они покидают ее в кризис. Ситуация будет переживаться намного острее, чем во время бурного развития бизнеса. Развитие можно приостановить на время. А когда идет кризис, спад, да еще и люди ценные уходят — вот здесь начинаются серьезные проблемы.

- Почему руководители допускают, а то и способствуют «незаменимости» сотрудника?

- Личных отношений никто не отменял: есть понятие дружбы, доверия, понимания, совпадения по интересам. Поэтому личностный фактор и дружба играют большую роль — если, например, руководитель доверяет своему подчиненному, дружит с ним, он может стать для него незаменимым. А еще некоторые люди так втираются в доверие, умеют манипулировать коллегами и руководством, что становятся незаменимыми.

- Как не допустить незаменимости главбуха?

- Нужно, чтобы у него был крепкий заместитель. Во всех компаниях. Я не говорю про мелкие компании. Мы говорим о бизнесах, где есть обороты. Здесь нужен заместитель главного бухгалтера, который бы владел информацией, ситуацией, дублировал функции, знал, как делаются отчеты. Таких замов надо назначать.

- «Звезды» и «незаменимые» — где и когда эти понятия тождественны?  А когда это совсем разные люди?

- Звезда не всегда незаменима. Это разные понятия. Звезда чаще всего заменима. Звезда — это яркий, заметный, харизматичный, известный человек. Он часто выступает, пиарит компанию, себя, достижения своей компании. Это яркая личность, человек, который умеет вовлекать и вести за собой. Это чаще всего лидер. Не всегда это человек трудолюбивый, работоспособный. Часто он зависит от настроения. Такие люди, как правило, не очень умеют приспосабливаться — они негибкие. Поэтому они могут «звездить» какое-то время, а потом «закатиться». Так прослеживается их поведение, но они заменимы. Незаменимы прежде всего профессионалы высокого уровня, обладающие редкими профессиями.

- Критическая масса незаменимых всегда своя? Чем рискует руководитель, допустивший создание критической массы из таких специалистов?

- Такой руководитель не мог продумать наперед, что будет в ближайшем будущем, то есть он не стратег. И когда на одного сотрудника выдают слишком много полномочий, проектов, клиентов, когда все завязано только на одном — это говорит о недальновидности самого руководителя. Если он не продумал взаимозаменяемости сотрудников, он сам виноват, как говорится. Всегда должна быть заменяемость: у каждого сотрудника должен быть «дубликат» — тот, кто владеет информацией и ситуацией. Если в компании будет создана критическая масса незаменимых, бизнес может погибнуть.

- Что или кто может быть катализатором процесса разрушения бизнеса? Что может подтолкнуть незаменимых к провокации или иным способам манипулирования?

- Вернемся к айтишнику с самописной программой. Если компания бурно развивается в этой шкурке самописной программы, то шаг влево, шаг вправо — и начинаются сложности с этой программой. В этом случае нет возможности расширения и возможности вводить новые данные. Это серьезный сдерживающий фактор для бизнеса. Бизнесу уже пора идти вперед, так как вокруг изменения, инновации, но эта старая программа мешает двигаться, так как застряла на одном уровне и никак не продвинется. Это может стать катализатором начала конца. Бывает, что у собственника срабатывает старая заезженная пластинка — одно и то же, нет внедрений в плане видения бизнеса. Внешняя ситуация уже поменялась, появились новые инструменты, а он работает по старинке — такой своей позицией он сам наносит урон бизнесу. И приходит новая команда, которая хочет изменений в компании, несет новые веяния и натыкается на полное непонимание. Она приходит, но никаких толковых изменений не удается внедрить. На словах у руководства — одно, а на деле — другое. То есть руководство говорит «мы хотим изменений», а на самом деле это только слова. Потому что старые сотрудники, которые работают по сто лет, не хотят таких изменений. Это очень некомфортно, неприятно. Понятно, что «жить в эпоху перемен» сложно. Но по-другому в бизнесе нельзя! Когда компания слишком сильно держится за старые устои, живет своим прошлым, замшелыми правилами, боится нововведений, многое кажется руководству незаменимым — таким образом, создается дутый шар, который может лопнуть в любой момент. Когда человек из старой команды видит, что для него идет прямая угроза, что для новой команды он — мыльный пузырь, он начинает целенаправленно вредить, подставляя новых руководителей. Он очерняет все нововведения. Тогда начинается очень неприятная возня. Такой человек всячески показывает свою незаменимость в плане программ, активности: «Вот сейчас я уйду, и у вас тут все полетит!»

- Какие принципы надо закладывать в формат бизнеса, процессы так, чтобы незаменимых не появлялось в принципе?

- Прежде всего, это понятные и прозрачные бизнес-процессы, прописанные системы, положения, регламенты, где четко расписаны функционал и инструкции: кто за что отвечает, к кому за чем обращается, кто кого замещает на время отсутствия. Вот эти простые правила помогают избежать незаменимостей. А также нужны внятные, понятные программы, сохранение и копирование баз, дубляж важных вещей. Все придумано уже давно, но не везде внедрено и не везде работает.

Елена Кохненко, директор по персоналу компании «Меридиан»

Наша справка. Компания «Меридиан». http://meridian-workwear.com/ Компания «Меридиан» была основана в 1991 году. Компания объединяет 7 фабрик — шесть швейных и одну обувную, конструкторский отдел, опытно-экспериментальное швейное производство, предприятие по изготовлению компьютерной вышивки, а также производство трикотажных изделий. Компания занимается разработкой коллекций спецодежды и выпускает корпоративные каталоги.

Беседовала Наталья Матюшина

ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:



 
Корзина:

Ваша корзина пуста














  О журнале | Архив номеров | Анонсы | Подписка
| Книжный магазин | Контакты | На главную страницу | Обратная связь

Обращаем Ваше внимание на то, что вся размещённая на сайте информация и реклама носит справочный характер и не является публичной офертой (Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть 1, Статья 437).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - TP@TOP-PERSONAL.RU
 

   Яндекс.Метрика
© 2001-2017 Издательский дом
"Управление персоналом"