- Кого будем считать незаменимыми в компании?
- Администраторов системы и создателей системы. Все остальные заменяемы.
- Кто обычно и почему стремится к статусу или положению незаменимого в компании?
- Стремятся все и в основном непрофессиональные сотрудники. Чем больше сотрудник стремится к тому, чтобы стать незаменимым — тем менее он профессионален, потому что он боится потерять свое место.
- Определимся с теми профессиями, которые могут позволить некоторым людям стать незаменимыми без кавычек?
- Таких профессий не существует.
- В каких профессиях не должно вроде как появляться незаменимых, но они появляются?
- Это вопрос непрофессионализма. Повторюсь: самые непрофессиональные сотрудники и стараются стать незаменимыми.
- На каком этапе роста компании могут как грибы появляться незаменимые?
- У нас этим грешат компании на этапе начала работы.
- Почему руководители допускают, а то и способствуют «незаменимости» сотрудника?
- Потому что они сами слабы. И, конечно, у них нет других вариантов, как нанять таких же «незаменимых», как и они. Они будут бояться технологически изменить бизнес, потому что не будут понимать, как же компания будет жить без этого якобы уникального сотрудника. Просто он не создатель системы, а всего лишь исполнитель.
- Как не допустить незаменимости главбуха?
- Если вы боитесь потерять главбуха, это говорит о том, что у вас нет системы. Это фатально. Потому что задача главного бухгалтера — всего лишь сводить налоговую отчетность. Только налоговую, даже не управленческую. Сводить управленческую отчетность – задача финансового директора. Поэтому, если вы не понимаете функцию главбуха — это фатально. Бухгалтер – это всего лишь технологическая единица. Причем не самая важная.
- «Звезды» и «незаменимые» — где и когда эти понятия тождественны?
- «Звезду» можно сделать и из уборщицы. Это наша проблема – в российском бизнесе слишком много «звезд». Если бизнес принадлежит не профессионалам, а так называемым звездам, то он обречен.
- Критическая масса незаменимых всегда своя? Чем рискует руководитель, допустивший создание критической массы из таких специалистов?
- Если возникает критическая масса незаменимых, считайте, что бизнес уже мертв.
- Катализатор процесса разрушения бизнеса — что или кто может им быть?
- Разрушение бизнеса может произойти, если он слаб, от незначительного удара изнутри или снаружи. Здесь нельзя говорить о едином факторе. Я видел бизнесы, которые разрушаются по самым примитивным функциям, когда люди начинают просто заниматься детской оптимизацией налогов. Причем это одна из основных функций предпринимателя – удовлетворять вызовы клиентов. А задача клиента – требовать от предпринимателя оптимизировать издержки, не связанные с услугами.
- Что может подтолкнуть незаменимых к провокациям или иным способам манипулирования?
- Функции незаменимого зависят от его морально-этических устремлений. Если незаменимый слаб духом, он сделает из компании подконтрольную карманную игрушку, которой будет вертеть как считает нужным.
- Какие принципы надо закладывать в формат бизнеса, процессы так, чтобы незаменимых не появлялось в принципе?
- Должна существовать даже внутренняя конкуренция на всех этапах принятия решения. Абсолютная демократия на выработке решения и абсолютный тоталитаризм на момент исполнения этого решения.
Дмитрий Потапенко, CEO & Founder Management Development Group Inc.
Наша справка. Management Development Group Inc. — европейская компания операционного управления. Область деятельности: маркетинг, разработка и обоснование концепции торгово-развлекательных комплексов, архитектурное проектирование, инвестирование, строительство, брокеридж и последующее доверительное управление действующим объектом. http://www.mdg.su/
Беседовала Светлана Федюкова