Всегда должен быть план Б

Автор: Евгения Дворская, JungleJobs

1. Кого будем считать незаменимыми в компании? 

- Незаменимых не бывает в большинстве случаев. В основном, незаменимыми называют тех, кто генерит очень большую выручку (бестбиллеры), в разы превышающую общие показатели по компании чья эффективность и КПД чрезвычайно высоки, на порядок выше любого другого сотрудника. И здесь потерязамена такого сотрудника влечет за собой кратковременное падение выручки или же понимание того, что перекрыть те же показатели смогут 2-3 сотрудника, а это двойные-тройные затраты.

Действительно же, незаменимые люди — это те, кто хранит какую-то ключевую экспертизу, какое-то узкое знание, напрямую влияющее на основной продукт компании. Те, от потери которых компания может не оправиться. Например, это разработчик, который написал какую-то специфическую программу, и только он знает код, который разработал непосредственно он. Я знаю такой пример, это было 15 лет назад, и компания «тряслась» над этим сотрудником, особенно когда он уходил высоко в горы или уезжал на сплавы по рекам, ведь в его голове был единственный ключ к системе.

Сейчас такое в меньшей степени актуально, так как есть и документация кода, и языки программирования стандартизированы в большинстве своем.

3. Определимся с теми профессиями, которые могут позволить некоторым людям стать незаменимыми без кавычек.

- На мой взгляд, это наукоемкие отрасли, где есть место открытиям, это высокие технологии (включая IT), где развитие экспоненциально.

4. В каких профессиях не должно, по идее, появляться незаменимых, но они появляются?

- Как это ни странно, но хороший электрик или химик-технолог может стать незаменимым. Квалифицированные рабочие, рабочие со специальным допуском, химики, биологи — это те люди, которых сейчас остро не хватает. А если еще производство находится в небольшом городке, и требуется спец с английским языком, то вот тут время говорить о незаменимости такого человека.

Многие из вас подумают о топ-менеджерах, представляя «незаменимых», но давайте будем честными: Стивов Джобсов между нами немного. И иногда талантливый ремесленник — это тот, на ком держится бизнес, а не на всех директорах вместе взятых.

5. На каком этапе роста компании могут как грибы появляться незаменимые?

- Пока компания небольшая и каждый замыкает на себе львиную долю решений, задач. Здесь велика вероятность появления больших рисков для бизнеса при уходе каждого.

При интенсивном росте появляется больше людей, функцию уже не замыкает только один сотрудник, а она делится между несколькими, риски «незаменимости» снижаются.

6. Почему руководители допускают, а то и способствуют «незаменимости» сотрудника?

- Мне сложно сказать, так как это не соответствует тому, что я встречаю в большинстве случаев и что важно, в том числе мне. Всегда должен быть «план Б». Иначе это откровенно рискованно для бизнеса.

6а. Как не допустить незаменимости главбуха?

- Всегда имейте план Б, заведите лояльного заместителя главного бухгалтера.

7. «Звезды» и «незаменимые» — где и когда эти понятия тождественны?  Когда это совсем разные люди?

- Как не допустить незаменимости главбуха?

- Ну вот смотрите, предположим, у нас с вами есть небольшое производство парфюма. Эдакий «свечной заводик» только в парфюмерном направлении. И есть продавец, обеспечивающий сбыт, тот, который перевыполняет показатели постоянно. От него в восторге клиенты, его ненавидят конкуренты и ему завидуют все сотрудники отдела. Вот он — звезда! И его нужно холить, лелеять, мотивировать, продвигать, премировать.

А есть человек, который, например, изобретает новые запахи, главный «нос» в компании. У него образование, полученное в лучших школах парфюмерного мастерства в Париже. И он делает те запахи, которые покупают миллионы.

Или же это человек, который настраивает оборудование, специально обученный, разбирающийся именно в вашем станке, ездивший заграницу учиться работать именно с этим станком.

Вот они, скорее всего, незаменимы. И вот если со звездой ключевой слово — мотивировать, то с незаменимым ключевые слова — мотивировать и бэкапить.

10. Какие принципы надо закладывать в формат бизнеса, процессов, чтобы незаменимых не появлялось в принципе?

- «Резервное копирование (англ. backup copy) — процесс создания копии данных на носителе (жестком диске, дискете и т.д.), предназначенном для восстановления данных в оригинальном или новом месте их расположения в случае их повреждения или разрушения» (Википедия).

Бэкап, преемственность, наставничество — вот те принципы, которые позволят вам не разрушить свой бизнес. Мотивируйте и открывайте в людях звезд, но всегда имейте план Б на случай, если звезда станет незаменимой.

Евгения Дворская, JungleJobs

Беседовала Елена Мамонтова