Детализация отчетов и информации – ключ к успеху

Автор: Кирилл Степаненко, «Аксон Холдинг»

Вундеркинды не становятся гениями... Отличники далеко не всегда успешны в бизнесе... УП задался вопросом: так кто же, почему и как приходит к успеху через умение правильно анализировать информацию?

 Директора «Эппл» никто не может беспокоить по своей инициативе... Что это — защита от лишней информации или?..

–Думаю, это защита от лишних инициатив. Задача любого СЕО — эффективная реализация стратегии компании, инициативы же зачастую — это предложения тактического или операционного характера, которые распыляют внимание и здорово отвлекают.

 Говорят, что мы живем в мире гигантских объемов информации (письменность — книгопечатание — ТВ — компьютеры...), или сейчас все так же, как на заре цивилизации?

— Объемы информации действительно огромны. Спорить с этим трудно. С этим необходимо учиться работать. В информационном море гигатонны воды и только 1% жизненно необходимого продукта. Именно эта «рыбацкая» интуиция и навыки обращения со снастями могут помочь избежать пустой траты времени и сил на холостые забросы.

 Как вы отсекаете ненужную информацию и что именно вы считаете лишним?

— Опыт дает в этом смысле целый ряд преимуществ: от умения читать по диагонали и выхватывать взглядом таргетную информацию, необходимую именно в данный момент, до целой системы неких внутренних метрик, фильтров KPI, которые важны всегда. Хороший СЕО оперирует, как правило, точечными бизнес-факторами, на основе которых может и должен развивать собственную управленческую модель.

 Годится ли знаменитый метод дедукции Шерлока Холмса для бизнеса?

— Любой логический алгоритм, в том числе и «дедукция» Холмса — полезный и методологически оправданный инструмент менеджмента. Однако лидер бизнеса обеспечивает собственный успех, зачастую основываясь на иррациональных, интуитивных соображениях и методах. Это умение «прозреть», увидеть в спорном сегодня решении большое будущее — есть редкое, но очень ценное качество для менеджера. И вряд ли найдется эксперт, который возьмется объективно оценить вклад этого иррационального в общий успех бизнеса.

 Согласны ли вы с мнением, что миром владеет не тот, кто имеет информацию, а тот, кто умеет ее анализировать?

— Вы знаете, скорее, миром владеет тот, кто является создателем этой информации. Технологический прорыв конца ХХ века фактически превратил мировую экономику и бизнес-среду в огромную цифровую матрицу. Содержанием ее, ключевым ее контентом являются как раз те решения, стратегии, ноу-хау и продукты, которые создают пионеры и лидеры своих отраслей — Apple, Microsoft, Tesla, Toyota и многие другие.

 Кто и почему научился анализировать информацию в нашем сложном мире?

— Информацию в том или ином виде человек анализировал всегда. Ведь без этого мы не открыли бы полезные свойства огня в палеолите и не изобрели бы персональный компьютер тридцать лет назад. Ведь самая простая и вместе с тем практичная схема любого действия выглядит так — анализ, планирование, исполнение и контроль. И далее по кругу. На этом основаны как общепринятые в сегодняшнем мире правила ведения маркетинговых мероприятий, так и сложные стандарты проектного управления, например PM Bok.

 Японский миллиардер — владелец парфюм-бутиков — в свои 90 лет еле пишет и читает, так что помогло ему столь удачно создать бизнес-империю?

— Те самые интуиция и талант, позволяющие игнорировать очевидные для всех аргументы и действовать наперекор.

 Раскрыть секрет Энигмы смогла команда, в которую входили математики, шахматисты, карточный шулер, философ, лингвист, врач, химик и т.д. Когда в бизнесе нужны столь сложные команды для анализа информации?

— Боюсь, что настолько детективные истории вообще не очень про бизнес. Секрет указанного сюжета в наличии очень сложной задачи, требующей поэтапной разгадки и рассекречивания. В бизнесе, как правило, невозможно обеспечить такой уровень секретности: информация о деятельности лидеров доступна. А успех их обеспечивается грамотным балансом целеполагания и дисциплины, сочетанием энергии собственников и профессионализма исполнителей.

 Какой алгоритм применяете вы, анализируя важную информацию?

— Like4like, пожалуй, самый важный, с одной стороны, и доступный, с другой, способ анализа. Он отвечает на главный вопрос — что изменилось за исследуемый период благодаря внедряемым в относительно статичную систему изменениям, в чем конкретный результат твоих собственных усилий или усилий твоих подчиненных в анализируемом горизонте.

Причем этот алгоритм вполне возможно перекладывать и на всевозможные жизненные, не относящиеся к бизнесу обстоятельства и перипетии.

 Многим успешным политикам в анализе помогали жены, но в бизнесе этот феномен не замечен. Почему? В чем разница?

— Российский бизнес, по моим ощущениям, среда почти стопроцентно мужская. Поэтому здесь, как и в вопросах управления автомобилем, сложились традиционные и не всегда верные стереотипы. Женщины, зачастую обладая прекрасными навыками «чувствования» людей, могли здорово помогать своим партнерам не совершать ошибок человеческих — неоправданное безоглядное доверие кому-то, не всегда верные назначения или выбор контрагентов и т.д. Кроме того, известная сдержанность и взвешенность представительниц прекрасного пола может страховать мужчин от действий, диктуемых излишним оптимизмом, азартом или соревновательным инстинктом, которые нередко приводят к неприятностям.

 Чье мнение категорически не стоит знать и слышать при анализе важной информации?

— Любое мнение полезно. Как известно, две головы лучше, чем одна. Но при этом надо быть крайне острожными с людьми, которые имеют вполне конкретный интерес в обсуждаемом вопросе. Еще осторожнее стоит относиться к тем, кто умеет и любит манипулировать. Давно известно, что техники манипуляции — вещь абсолютно рабочая и способная в корне изменить еще минуту назад казавшееся вам правильным решение.

Пригласить топа в компанию или не пригласить — как вы анализируете информацию о кандидатах, кого выбираете и почему?

— Мы у себя ориентируемся на практическую ценность кандидата, которая определяется его релевантным опытом и желательно оцифрованными и подтверждаемыми результатами работы. В этом нам, безусловно, помогают рекомендации и разного рода кроссрекомендательные мероприятия, позволяющие сделать адекватные выводы по кандидату. И, надо сказать, подводят они нас крайне редко.

Как вы анализируете свои ошибки?

— Я убежден, что человек в своих корневых, платформенных ценностях и качествах, практически не изменяем. Мы, разумеется, можем меняться, но эти изменения, как правило, носят косметический характер. Однако главное, что позволяет мне избегать повторяющихся ошибок — это критическое отношение к себе, сознание того, что чего бы ты не достиг — это не предел, а всего лишь отсечка, путевая заметка на дороге к саморазвитию.

«Мы посовещались... и я решил» — почему этот метод доминирует в бизнесе? Какие из методов анализа вам интереснее и почему?

— Это еще один стереотип, сложившийся в эпоху становления молодого российского бизнеса. Владельцам и топ-менеджерам сложно прийти к парадигме делегирования полномочий вообще и к коллегиальности принятия решений в частности.

Но это явление временное, уже сейчас передовые компании переходят на общепринятые принципы проектного управления, деятельности специализированных рабочих групп, советов экспертов, привлечению менторов и пр. Дайте отечественному бизнесу еще лет 10-15, и эти лекала примерят на себя все, кто вырос из штанишек малого или семейного бизнеса.

Сегодня IT-программы поражают скоростью анализа информации и точностью, но что принципиально нового или необычного они привнесли в нашу жизнь?

— Компьютер с точки зрения бизнеса высвободил гигантские возможности использования ресурсов и прежде всего ресурсов человеческих, взяв на себя функционал по совершению массы мелких кластерных действий, которые до его появления совершали люди. Это относится ко всем без исключения направлениям бизнеса.

Сложно себе представить, что в начале 90-х, скажем, маркетолог имел бы возможность за считанные часы оценить долю рынка, занимаемую его компанией. Сейчас же — запросто. Экономисты моментально считают эффективность тех или иных проектов, продавцы мгновенно определяют целевую аудиторию, HR-ы имеют возможность, не вставая со стула, получать списки потенциальных кандидатов на вакансии. Все это происходит исключительно благодаря современным компьютерным технологиям.

Визионирование будущего бизнес-развития — это часть анализа или его результат?

— Мне кажется, что это элемент стратегического планирования, а также, как ни странно, инструмент мотивации. Западные ритейлеры давно ввели в обязательный обиход создание или корректировку «картинки будущего». Ведь, создав некий стратегический образ будущего бизнеса в целом или отдельных его направлений, много проще планировать пути и методы его достижения, вовлекать сотрудников в процесс достижения цели, превращать развитие бизнеса в некое SMART-движение, в котором в равной степени важны усилия всех сотрудников. И если в прошлом стратегия компаний часто подразумевала некий размытый и неконкретный результат, а иногда просто отражала идеологию компании на определенном этапе, то визионирование конкретизирует будущий результат, делает его достижимым еще при жизни сотрудников.

Глобальные компании «долго тонут» (мнение эксперта УП), не невозврата. Кажется, информации у них в избытке, но... Что мешает их лидерам правильно оценить ситуацию?

— Общая инерционность корпораций и вообще больших систем. Маленькую кастрюлю вскипятить намного проще, чем ведро. Здесь тот же принцип — чем крупнее бизнес, тем медленнее в нем внедряются изменения, слабее чувствуется конкуренция со стороны более подвижных участников рынка. Но благодаря уже упомянутым технологиям скорость принятия решений стала в разы быстрее и в больших компаниях. Как это скажется на их жизненном цикле — покажет время.

«Развивайся или умри» (слоган Джобса) — это призыв анализировать информацию и принимать решения?

— Думаю, Джобс имел в виду все ипостаси человеческого бытия. Как человек, не задумывающийся о собственном совершенствовании, становится малоинтересным среде и в общественном смысле умирает, так и компании, не уделяющие достаточного внимания развитию, не имеют будущего. Однако важно не столько поступательное движение вперед, поскольку это самое «вперед» подчас достаточно сложно определить, сколько наличие изменений внутри бизнеса вообще. И в этом смысле я бы поправил отца современной технологической моды, сказав: «Изменяйся или умри!»

Психологические факторы: что способствует анализу, а что мешает?

— Анализ сегодня — это обязательный элемент ведения бизнеса. Наличие или отсутствие психологических предрасположенностей «не освобождает от ответственности» ведения этой работы. Но если говорить о том, кому подобные вещи даются легче, то в распоряжении HR теперь есть целый ряд высоковалидных (достоверных) методик определения психотипа, темпераментных моделей, прогнозных поведенческих портретов, которые как раз и определяют наиболее подходящие людям того или иного типа виды деятельности. Это и тест MBTI, используемый как акулами бизнеса, так и, к примеру, NASA. Это и широкоизвестные ныне модели Ицхака Адизеса, и многое другое.

Нетрадиционные методы в помощь эффективному анализу (астрология, нумерология и т.д.) — как к ним относятся успешные лидеры?

— Не могу сказать за всех, но те собственники, которые известны мне, к подобным инструментам «анализа» относятся скептически. Это, скорее, история о маргинальных политических деятелях вроде Гитлера, Муссолини, Сталина и Чавеса. Вот они, будучи такими немного образованными эксцентриками от политики, часто прибегали, как известно, к услугам всевозможных гадалок, колдунов и экстрасенсов. Бизнес же во многом — это поле, границы и содержание которого можно просчитать и построить доказуемые гипотезы. Потому метафизика здесь, на мой взгляд, лишний прибор.

Чем отличается анализ бизнес-задач у молодого поколения?

— Поколение Z, судя по тому, что о них пишут специалисты в области теории поколений, — это люди, склонные к максимальной детализации и прозрачности правил. Оттого, наверное, их особенности в аналитической работе, в частности, заключаются в том, чтобы сделать итоговую картинку подробной и понятной, предложить к внедрению только те инструменты и решения, которые действительно можно использовать «в реале».

Ваши советы коллегам: секреты анализа бизнес-информации?

— Не пренебрегать анализом существующего опыта, будь то финансовые отчеты за прошедший месяц или оценка давно реализованных проектов. Выбирая путь сравнения опыта с планами на будущее по четкой и обоснованной системе метрик, можно найти гигантское количество полезной информации, которая поможет избежать ошибок в будущем.

• подвергайте тщательному анализу все виды деятельности предприятия, а не только классические маркетинговые таргеты и продажи;

• прививайте культуру циклической аналитики всем без исключения менеджерам компании, поскольку из нее могут вырастать здоровые и перспективные инициативы.

* Кирилл Степаненко, директор по персоналу «Аксон Холдинг».

Беседовала Елена Мамонтова

Наша справка

«Аксон Холдинг» объединяет развитую сеть крупных гипермаркетов формата DIY. Современные торговые центры находятся в Костроме, Ярославле, Вологде, Череповце, Иваново, Кирове, Рыбинске, Владимире, Переславле. По оценкам специалистов, ежемесячно торговые залы гипермаркетов «Аксон» посещает более миллиона клиентов. Это позволяет «Аксону» считаться крупнейшим игроком на рынке строительных и отделочных материалов России. Количество сотрудников магазинов составляет более 3000 человек. В структуру «Аксон Холдинга» входят также одноименный банк, несколько дочерних производственных предприятий, транспортная компания, девелоперская компания. www.akson.ru