ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ. Десять ошибок «АЛИБАБЫ»

Автор: Константин Холстинин

Интернет-площадка Alibaba.com, на которой импортеры и экспортеры находят друг друга по всему миру, является компанией, сумевшей провести крупнейший IPO в истории и поднять свою стоимость до 266 миллиардов долларов. Очень часто сложно сказать, что в действительности послужило причиной успеха той или иной компании. В случае с китайской интернет-платформой Alibaba этой причиной могла стать прозорливость инвестора, который смог определить перспективность проекта и вложил в него первые пять миллионов долларов, а совсем не гениальность решений владельца компании Джека Ма.

В молодости Джека Ма, которого сегодня называют Цукербергом Востока, сложно было назвать успешным человеком. Он получил образование в педагогическом институте Ханджоу и по этой причине совершенно не разбирался в математике, программировании и технике. Он не был харизматичным лидером. Ему с трудом удавалось находить себе работу, и до 30 лет он зарабатывал $12-15 в месяц, занимаясь репетиторством. Трудно поверить, что сегодня мы видим его имя на 33-м месте в списке Forbes с состоянием 22,7 миллиарда долларов.

Сам Джек говорит о своей стратегии так: «Я всегда помню об одном: в эпоху Интернета лучше принять неправильное решение, чем не принимать никакого».

Посмотрим, какие решения принимал легендарный предприниматель. Пройдем вместе с компанией весь путь взлетов и падений и выясним, чем на самом деле являются ошибки «Алибабы».

Ошибка № 1.

Получив первые инвестиции — сначала 5 миллионов долларов, а затем 20 миллионов, — молодая компания с быстрорастущим трафиком решает наконец перебраться из гостиной квартиры Джека Ма, которая находилась в то время в городе Ханчжоу, в нормальный офис и выбирает для размещения внутренней штаб-квартиры Шанхай, а для размещения команды разработчиков — Кремниевую долину в США.

Свое решение Джек обосновывал тем, что компания, разрабатывающая сервис мирового уровня, должна находиться в центре мирового стартап-движения. Там есть специалисты, способные развивать продукт, есть инвесторы, менторы и инфраструктура. Логично. Но Джек не учел разницы в языке и во времени.

Ошибка описывается следующим образом: «Время, расстояние и языковые различия сделали контакты между командами совершенно неэффективными». Финансовый аналитик Ву Сяобо назвал это первой ошибкой Джека Ма. Но было ли это финансовой ошибкой? Конечно, нет. Это ошибка из области формирования структуры компании и управления командой. Именно отсутствие коммуникации между участниками проекта породило финансовые трудности.

Ошибка № 2.

Вторая ошибка, которая чуть не обернулась крахом молодой компании, тоже была из разряда кадровых и управленческих. Эту ошибку часто совершают неопытные руководители в быстрорастущих проектах. В ситуации, когда компания показывает динамичный рост, количество нерешенных задач растет так же быстро. Но вместо того, чтобы уделить особое внимание повышению эффективности работы существующей команды, владельцы компании начинают нанимать все больше и больше новых специалистов со стороны, не успевая выстроить их коммуникации с существующим коллективом. Не избежал этой участи и Джек Ма. Компания «Алибаба» в начале нулевых показывала быстрый рост и имела большие затраты при нулевой прибыли.

Ошибка № 3.

И снова кадры. И снова такую ситуацию можно часто встретить в быстрорастущих молодых компаниях. В какой-то момент владелец компании, добившись значительных успехов в бизнесе, начинает недооценивать деловые качества и способность к развитию старых сотрудников, с которыми он начинал строить свое детище. Как правило, он начинает нанимать дорогих управленцев со стороны, перекрывая старым сотрудникам возможность подниматься в управленческой иерархии.

Так поступил и Джек Ма. В 2001-ом Ма заявил своим соучредителям, что карьерный предел для них — уровень менеджеров. Он нанимает китайских и иностранных профессиональных управленцев, но лишь немногие из них остаются ко времени IPO.

Ошибка № 4.

Неудачные инвестиции. Инвестиции в надежду вместо инвестиций в синегрию. Чтобы разобрать последующие три ошибки Джека Ма, задумаемся над вопросом: зачем успешные компании делают инвестиции в растущие стартапы? Ответ «для увеличения прибыли» будет неправильным. Интернет-гиганты, например Facebook, покупают либо аудиторию, которая есть у растущего стартапа, и платят от $20 до $50 за каждого пользователя при заключении сделки, либо вместе со стартапом покупают технологию, которая может вывести основной бизнес на новый уровень.

Теперь посмотрим, что делал Джек. Он надеялся, что сотрудничество с одной из крупнейших поисковых систем в мире поспособствует динамичному развитию и появлению новых концепций в области электронной коммерции. Для этого Джек Ма заключил сделку с Yahoo.

Это приобретение не способствовало ни появлению дополнительной аудитории, ни появлению новой технологии, которая подняла бы основной бизнес на новый уровень. Нельзя просто купить топовую поисковую технологию и рассчитывать на абсолютное преимущество.

Ошибка № 5.

Покупка кросс-региональной платформы Koubei.com с акцентом на потребление (недвижимость, рестораны, развлечения и т.д.). Количество пользователей ресурса, созданного в 2004 году, быстро перевалило за миллион. Купив платформу в 2006 году, ее попытались интегрировать в существующий интернет-магазинTaobao, но именно это и послужило причиной краха успешного проекта Koubei.com. Портал не смог четко позиционировать свои услуги в результате такого слияния.

Наверное, не стоит улучшать хорошее. Аналогичный случай произошел в России в 2016 году, когда «Яндекс» приобрел портал «Кинопоиск» и попытался изменить успешный сервис под свои стандарты. Пользователи начали уходить с «Кинопоиска». Эти эксперименты обошлись «Яндексу» в 540 миллионов рублей потерянной капитализации.

История с Koubei.com научила Джека Ма тому, что слияние одной успешной компании с другой не гарантирует двойной успех.

Ошибка № 6.

Инвестиции в стороннего подрядчика вместо инвестиций в собственные ключевые компетенции. Так произошло, когда вместо того, чтобы развивать собственную систему логистики, «Алибаба» в 2010 году вложила 70 миллионов юаней в недавно созданную стороннюю фирму Star Express. Система логистики является ключевой компетенцией для интернет-коммерции. Например, слабое развитие интернет-магазинов в России эксперты связывают именно с отсутствием хорошо налаженной системы потовой рассылки в масштабах страны. В отличие от США, где доставка фермерам товаров по каталогу была хорошо развита задолго до появления Интернета.

Правильным решением для компании AlibabaGroup было бы развитие собственной системы логистики, возможно, даже путем приобретения под собственное управление молодой компании Star Express.

Ошибка № 7.

Попытка выйти на американский рынок за счет изменения правил игры на своей платформе.

Ошибка № 8.

Репутация. Изначально, когда создавалась платформа alibaba.com, никто не задумался над тем, как исключить репутационные риски, которые может породить появление в системе недобросовестных поставщиков. Таким образом, на площадках Alibaba Group стали появляться фирмы с золотым статусом поставщика, которые охотно принимали от клиентов платежи, но не высылали им товары.

Ошибка № 9.

Создание продукта, не связанного с основным бизнесом компании.

В сентябре 2013 года Alibaba Group попыталась самостоятельно разработать мобильное приложение laiwang для обмена мгновенными сообщениями. Это было истолковано как неспособность разработать собственное качественное приложение и опять же ударило по репутации.

Да! Вы спросите: «А где же десятая ошибка «Алибабы»?

Вот она, ошибка № 10.

Во время посещения «Петербуржского экономического форума-2016» Джек Ма заявил, что создание «Алибабы» было его самой большой ошибкой. Мнение Джека могут разделить многие бизнесмены, если не побоятся себе в этом признаться. Но эта история совсем для другой публикации.

Константин Холстинин, разработчик программы для предпринимателей Google и Сбербанка.