Дух ответственности формируется под постоянным высоковольтным напряжением

Автор: Леонид Богуславский, НПО «Родина»

1. Что такое атмосфера и дух ответственности в бизнесе в вашем понимании? 

- На мой взгляд, бизнес можно условно разделить на две принципиально разные части: бизнес, связанный с творчеством (например, дизайн, маркетинг, где люди должны что-то придумывать), и бизнес, связанный с конкретным производством. Мне доводилось руководить промышленными предприятиями, где приходилось иметь дело и с находящимся под высоким давлением оборудованием, и с высоковольтными электрическими сетями. На таких предприятиях должен царствовать жесткий регламент и порядок, жесточайшая дисциплина, и необходим постоянный контроль над исполнением этих регламентов. Поэтому «дух ответственности» не совсем верное название. На промышленном предприятии такие вещи, как техника безопасности и должностные инструкции, должны быть прописаны максимально подробно, и их исполнение должно ежедневно контролироваться. За малейшее отклонение от них сотрудники должны быть наказаны. Масса промышленных катастроф произошло из-за халатности и отсутствия дисциплины. 

2. Думали ли вы над причинами техногенных аварий (Саяно-Шушенская ГЭС, старты ракет, столкновение поездов недавно в Италии) с целью недопустимости именно управленческих ошибок в вашей компании? 

- В нашей компании я требую от сотрудников на производстве наличия и безукоризненного исполнения всех технических норм и регламентов. Здесь не может быть никакой фантазии: если написано, что нужно, например, два раза в день смазывать механизм, значит так и должно быть. Не надо думать, что можно сделать как-то иначе, самодеятельности быть не может. Все катастрофы начинаются со слов «смотри, как я могу». 

3. Космонавтов тестируют долго и сложно, но такое испытание невозможно и дорого повторять во всех технических компаниях. Как быть?

- Космонавта так долго тестируют, потому что его нельзя снять с орбиты в любой момент. Любой межличностный конфликт или его собственную халатность невозможно быстро исправить, очень велика цена ошибки или неслаженности работы команды. В обычном производстве просто нужно жестко увольнять за несоответствие и несоблюдение внутренних регламентов или распорядка. И тогда команда технарей подберется дисциплинированная и достойная. 

4. Конкуренция требует оптимизации издержек везде и всегда. Но какова цена создания в компании атмосферы ответственности людей и безопасности продукции? Вряд ли ее можно посчитать. 

- Отсутствие аварий масштаба Саяно-Шушенской ГЭС, отсутствие любого рода промышленных катастроф — это и есть цена, которую платит компания за формирование хорошей технической службы. Иначе расходы и компании, и государства на ликвидацию такого рода техногенных катастроф будут огромны. Косвенно это оценивается стоимостью промышленной страховки: каждое промышленное предприятие должно страховать свою ответственность перед третьими лицами за возможное причинение ущерба. Соответственно, если на предприятии постоянно происходят какие-то аварии, то цена такой страховки будет велика. Лучший показатель — это безаварийный период работы. 

5. Но что же входит в «базовый пакет» создания правильной атмосферы? 

- Если руководство последовательно требует от сотрудников соответствия правилам и регламентам, наказывает за их неисполнение и поощряет за соблюдение, это создает климат в коллективе. Люди понимают, чего от них хотят, за что премируют, за что наказывают. Они чувствуют груз ответственности, который на них лежит. Если объяснять, что любая самодеятельность может привести к непоправимым последствиям, люди проникаются чувством ответственности за сложное оборудование, которое находится в их руках, и за безопасность остальных работников.

Если же в компании все правила действуют лишь на словах, когда они не сформулированы и непонятны, это может демотивировать сотрудников, поскольку они не будут понимать требований руководства.

7. Где начинаются сложности в создании атмосферы ответственности? 

- Как обычно — в тот момент, когда дело доходит до реализации правил. Основная сложность состоит в том, чтобы донести до всех сотрудников — слесаря, сборщика, техника — все требования и регламенты, заставить их прочитать, выучить и соблюдать. Реализация — это всегда самое сложное. Любой самый хороший план можно испортить плохим исполнением.

8. Какие методы создания атмосферы неприемлемы в бизнесе? 

- Неприемлемо, когда приоритет отдается любимчикам, а решения принимаются не на основании здравого смысла, а из-за личных интересов, лоббизма и т.д. Коллектив все это видит, все это не может привести к созданию дружной атмосферы.

9. Наказания все же вы применяете? Какие, когда и почему? 

- Естественно. У нас существуют правила: за исполнение всех регламентов люди получают надбавки, за неисполнение — лишаются премий, также могут быть объявлены какие-либо взыскания, и так вплоть до увольнения.

10. Как исследуете общественное мнение, шлейф от наказаний? 

- Честно говоря, не исследуем. Я сторонник армейского устава: если старшина взвода будет каждый раз спрашивать солдат: «Я вас не обидел, что заставил пробежать марш-бросок?», то это будет не армия, а детский сад. 

11. Как надо дозировать информацию в таком ответственном бизнесе, как ваш, и в то же время не обидеть линейных сотрудников? 

- Общий принцип дозирования информации заключается в том, что каждое должностное лицо должно знать тот объем информации, который нужен ему для всеобъемлющего исполнения своих должностных инструкций. В нашей работе мы руководствуемся законом о военной и государственной тайне, внутри компании ориентируемся также на положение о коммерческой тайне, разработанные должностные инструкции. Все, что людям положено знать, им доносится.

12. Выгорание работников случалось в вашем опыте? Как заметить и что делать? 

- Честно говоря, я хоть и знаком с термином выгорания, но я в него не очень верю. Я понимаю, что на некотором этапе у человека может появиться некоторая апатия, лень. В этом случае ему надо либо отдохнуть, либо менять работу. Выгорание — это когда пытаются свои проблемы оправдать термином, говорят «я выгорел эмоционально». На самом деле человек или поймал звездную болезнь, или обленился.

13. Какие поощрения сегодня работают? Какие – моветон, но некоторые фирмы их еще применяют?

- Поощрения делятся на материальные и нематериальные. Естественно, только деньги никогда не были и не могут быть мотиватором к труду. Есть возможности карьерного роста, получения образования, повышения квалификации, расширения каких-то собственных компетенций. Мы оплачиваем обучение наших людей, стараемся с коллегами обмениваться информацией. Скажем, если коллеги достигли больших успехов в чем-то, вырвались вперед, мы договариваемся о стажировках наших сотрудников на таких предприятиях с целью переноса опыта коллег на нашу площадку. Такие поощрения, которые сочетают в себе как премии, так и возможности обучения, мотивируют к карьерному росту. Мы особенно стараемся продвигать молодых специалистов, поскольку костяк наших кадров еще советский, и многим людям уже далеко за шестьдесят. Мы ускорено обучаем молодежь, чтобы передать штурвал в надежные и подготовленные руки.

14. Ответственность — это постоянное напряжение. Как стоит помогать специалистам его снимать? 

- Мы не привыкли уделять много времени тим-билдингу или корпоративам, как многие крупные компании. Но мы празднуем Новый год, а в июне всей компанией отмечали восьмидесятилетие НПО «Родина». Это был тот праздник, когда люди чувствуют себя одной командой, и все, от уборщицы до генерального директора, собираются вместе.

15. Аутсорсинг сегодня — тренд времени. Как, кроме строгих договоров, надо добиваться надежности и ответственности партнеров? 

- Если мы говорим о правовом поле, то только с помощью суда, прокуратуры. Если при заключенной сделке партнер не соблюдает условия договора, то это представляется единственным выходом. 

16. Новые партнеры — какие фильтры вы включаете, отсекая ненужных и непонятных?

- Надо изучать деловую репутацию потенциального партнера, так же, как и его портфолио. В этом помогут отзывы других клиентов этой компании. 

17. Как мотивировать партнеров? 

- Закон бизнеса — выживает сильнейший. Если компания постоянно срывает проекты и сроки, то она обречена. С ней просто не будут заключать контракты.

18. Ассоциации существуют в вашей сфере бизнеса? Как они помогают атмосфере ответственности?

- Конечно, в авиастроении есть множество ассоциаций. Например, мы являемся членами Ассоциации производителей авиационных систем и агрегатов (АВИСА). Цели АВИСА — совместное лоббирование интересов производителей авиаагрегатов в нашей стране: продвижение продукции, представление интересов перед государственными органами или заказчиками. Конечно, в рамках АВИСА у нас есть производственный обмен мнениями, внутренние конференции кадровых служб, в том числе производственных. Есть и дискуссионные площадки, где мы обмениваемся накопленным опытом. Но в целом это не основная задача ассоциации.

Что касается рядовых сотрудников НПО «Родина», то факт, что компания является членом некой ассоциации, им не очень интересен. Другое дело, что они чувствуют причастность к авиаотрасли, которая сама по себе несет некий ореол романтики, чего-то такого великого. Люди чувствуют гордость и за себя, и за державу.  

19. Сегодня СМИ пишут о том, что бизнес избегает заказов от госкомпаний и госорганов. Поделитесь секретами позитивного сотрудничества? 

- На сегодняшний день 80% заказов, а то и больше, поступают от государства. Прежде всего это связано с обороноспособностью страны. К сожалению, отечественные авиакомпании по большей части заказывают зарубежную технику, соответственно, гражданское авиастроение пока тоже работает на государственные нужды.

Секретов работы с госорганами нет. С одной стороны, это самый состоятельный клиент, но он же и самый требовательный. Нужно просто строго выполнять требования, которые прописаны в контракте, поскольку любой срыв сроков или другие ситуации как минимум приводят к штрафным санкциям и как максимум — к потере контрактов, которые обеспечивают нас основной работой.

20. IT-технологии и ответственность — как они помогают в этом деле?

- Современные технические средства помогают выполнять наши задачи более качественно и избегать ошибок.

Например, появляются станки с числовым программным управлением. На первое место выходит уже не старый слесарь, который один умеет выточить какую-то уникальную деталь, а молодой парень-программист, который может написать грамотную программу по управлению станком. И этот станок 24 часа в сутки, без обедов и болезней, вытачивает необходимую деталь по заданной программе.

То же самое у технологов, конструкторов: с помощью современных технических средств появляется удобный инструментарий. Конечно, ни одна программа за конструктора не создаст новый элемент двигателя или крыла самолета, но компьютер поможет это сделать быстрее, сам проверит ошибки, совпадения размерных цепей, материалов. А программа, которая предназначена в помощь технологу, поможет быстро разработать технологию, как разработанный элемент двигателя можно изготовить и на каком оборудовании.

22. Поколение пепси, некст и т.д. — чего стоит от них ожидать уже завтра, к чему готовиться? 

- Глобально цели и задачи не меняются. Меняются способы управления. Если раньше нужно было иметь большую плановую диспетчерскую службу, которая на бумаге высчитывала нормы, запасы, то сейчас все это заменяют умные компьютерные программы по управлению промышленным предприятием. Соответственно, современному руководителю нужно обладать всем тем объемом технических знаний, которые были и 50 лет назад, но при этом осваивать и новые, цифровые способы управления производством. 

Леонид Богуславский, первый заместитель генерального директора НПО «Родина»

Беседовала Анна Баграмова