- ПОТОЛОК в профессиональном развитии менеджера — как вы это понимаете?
- На мой взгляд, в профессиональном развитии менеджера потолка практически не существует. Сотрудник сам останавливается на том месте, где ему наиболее комфортно в данный момент, но это вовсе не значит, что через пару лет этот же сотрудник не начнет свой карьерный и профессиональный рост, не захочет развиваться дальше, овладевая новыми навыками и компетенциями. И если компания, в которой сотрудник работает, всячески способствует развитию профессионального потенциала своих сотрудников, поддерживает их продвижение по карьерной лестнице, он сможет подняться на самый верх и занять лидирующую позицию.
- Амбициозность в поведении кандидата — о чем она говорит вам на собеседовании? Когда она лишь ширма или самообман?
- Все хорошо в меру! Если во время общения с кандидатом становится понятно, что он чрезмерно амбициозен, а значит может слишком рьяно рваться наверх, не оглядываясь на команду, быть сконцентрированным только на собственном продвижении, позабыть об интересах компании и наделать откровенных глупостей. И если кандидат на собеседовании проявляет именно такие качества, мы стараемся как можно больше узнать о его предыдущем месте работы, и расспросить, как он собирается расти в компании.
- Когда амбициозность лишь скрывает тот факт, что человек уперся в потолок своего роста?
- Этот вопрос можно решить, только обсудив с кандидатом его прошлое место работы, компетенции, возможности для роста. Зачастую это можно понять по его ответам. Хотя, конечно, ответить окончательно на этот вопрос может только время и личное наблюдение за сотрудником уже в компании.
- Карла Фиорини из секретаря доросла до СЕО огромной HP и буквально вдохнула в нее свежесть и новизну. Случайность?
- Я абсолютно убеждена, что это не случайность. Сотрудник, работающий в компании долгое время и прошедший все пласты профессионального роста, очень отчетливо видит зоны риска, чувствует компанию изнутри и руководить в этом случае ему гораздо легче, и новых идей может возникнуть множество. И нам известны такие примеры.
- Как в обычном сотруднике можно разглядеть отсутствие потолка роста управленческих навыков?
- Этого нельзя увидеть сразу. Для этого требуется время, помощь в обучении, материальная и нематериальная мотивация.
- Можно ли по резюме определить тот факт, что кандидат уже достиг своего максимального уровня развития и уперся в потолок?
- По резюме, думаю, этого сделать фактически нельзя. Очень важен живой контакт и непосредственное общение.
- Изучая топов у конкурентов, можно ли заочно или общаясь на конференциях, переговорах, но без собеседования, увидеть потенциал роста?
- Конечно можно, если общаться на темы, близкие к заданной.
- Есть ли способ без проб на практике отличить начитанность и напичканность менеджера знаниями и опытом от умения находить правильные решения?
- Для этого существуют ситуативные тесты, а также этому может помочь общение на тему, «А как бы вы поступили?» с постепенным добавлением вводных. «Вы бы поступили вот так? Это интересное решение, но у нас в компании так не принято по таким-то и таким-то причинам. Какие еще вы можете предложить варианты?».
Хороший, компетентный менеджер, способный находить правильные решения, сможет предложить как минимум 4 варианта ответа.
- Как действовать руководителю, когда у него вся команда уперлась в потолок?
- Поменять роли, пробовать новое обучение, ввести в команду новичка, не обремененного технологиями и традициями старой команды.
- Что происходит в компаниях, где руководитель давно уперся в потолок, а его команда может и желает расти?
- Тут многое зависит от руководителя. Если руководитель адекватный, команда будет расти, и он не станет препятствовать ее росту, а, напротив, будет подтягиваться за ней. Если же нет, то команда рано или поздно уйдет.
- Конфликты какого рода вы наблюдали в компаниях, где часть сотрудников уперлась в потолок, а другие еще нет?
- Происходит битва за лидерство.
Надежда Хазова, генеральный директор сети агентств эксклюзивной недвижимости «Усадьба» (ГК «МИЕЛЬ»).
Подготовила Светлана Федюкова