Шесть заповедей делового общения

Автор: Павел Лядов, МГИМО(У) МИД РФ

26­-27 марта прошел семинар для специалистов по протоколу и внешнеэкономической деятельности, помощников руководителей, менеджеров по организации мероприятий «Деловой протокол в подготовке и проведении официальных представительских мероприятий», организованный консалтинговой компанией «БИЗНЕС РЕСУРСЫ». Об организации и проведении мероприятий на высшем и международном уровне участникам семинара рассказал Павел Федорович Лядов, чрезвычайный и полномочный посол, профессор кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД РФ.

Мероприятия нужно режиссировать

Роль работников протокольной службы очень велика. До недавнего времени «протокольщики» назывались церемониймейстерами. Церемониал — это аналог протокола; когда речь идет о мероприятиях высокого уровня, церемониальная сторона приобретает очень большое значение. В основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации главным образом речь идет, конечно, о визитах делегаций высшего и высокого уровня. Но там четко дается градация: высший уровень — это визиты глав государств, глав правительства. Визиты руководителей международных организаций, министров иностранных дел и т.д. — это уровень высокий.

Существует два аспекта организации и проведения мероприятий на высшем уровне: объективный и субъективный. Объективный аспект — это учет того, что написано в протоколе, а именно совокупность правил, традиций, условностей. Естественно, в деловом протоколе правила не такие жесткие, как в дипломатическом; тем не менее их нарушение подразумевает определенные выводы. Другой, внутренний аспект — это люди, которые занимаются подготовкой и организацией.

Протокол и этикет — это игра по правилам. Вы знаете знаменитые слова Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Я считаю, что при организации и проведении мероприятий любого плана, особенно высокого уровня, надо учиться искусству режиссуры. Работник протокольной службы, он в определенной степени режиссер. И самый профессиональный протокольщик всегда незаметен. Если его не ищут, это значит, что все заранее подготовлено, люди правильно расставлены.

К примеру, вы принимаете делегацию. Проиграйте для себя ситуацию, представьте гостиницу, куда вы их повезете, представьте тот зал, где будет проходить мероприятие, и посмотрите, что надо сделать. Думайте, как настоящий режиссер, который разрабатывает все мизансцены.

Итак, правила, традиции, условности — это объективный фактор. А субъективный фактор это — другая триада: знание, умение и привычка. То есть вам не просто надо знать, что и как организовать в той или иной ситуации, нужно уметь это реализовать. Я часто рассказываю байку о двух английских молодых специалистах, которые работали в области протокола. Оба окончили элитное высшее учебное заведение, и каждый из них попал со своим начальником на мероприятие очень высокого уровня. После этого обеда они возвращаются домой вместе, в одном такси, грустные и печальные. Один другому говорит: «Боюсь, у меня завтра на работе будут большие неприятности. Я подвел начальника не к тому стулу, а потом сел не слева, а справа. Потом еще, в довершение ко всему, взял хлеб из хлебницы вилкой». Другой говорит: «Думаю, меня просто уволят: я увидел, что у начальника нет вина в бокале, и, не дожидаясь официанта, схватил бутылку, налил — да еще и не в тот бокал, в который положено». Водитель слушает их разговор, потом поворачивается и говорит: «Джентльмены, ничего, что я сижу к вам спиной?». Почему я привел этот пример? Молодые люди знали, как нужно себя вести, но попали в реальную ситуацию и растерялись, знания в умения превратить не сумели, а в привычку у них это еще не вошло.