Изменения Трудового кодекса РФ в 2016 году. Подводим итоги

Автор: Наталия Пластинина

Нормотворческая деятельность в области регулирования трудовых отношений была объемной в 2015 году. В 2016 году ожидалось не меньше изменений.

И вот 2016 год уже подходит к концу…

Практически все изменения, которые были приняты в 2016 году (а некоторые — еще в конце 2015 года), уже вступили в силу. Большое количество изменений было приурочено к 01 июля и к 03 октября этого года.

Некоторые новые нормы ТК РФ вызвали бурные дискуссии, обсуждения и даже активную деятельность по применению, а некоторые «прошли стороной» едва-едва замеченные.

Рассмотрим наиболее существенные и резонансные изменения Трудового кодекса РФ уходящего года в ракурсе ожиданий от них (когда они были еще проектами) и реальности. Насколько ожидания (а в некоторых случаях и опасения) совпали с реальным положением дел?

1. Профстандарты — главная тема года

Больше всего шумихи, конечно, наделали новости о профстандартах, коих последнее время было принято очень большое количество, а также вопрос об их обязательности. Дата «Х» наступила 1 июля и… ничего особо не поменялось! Обязательными профстандарты стали лишь для ограниченного количества работодателей, упомянутых в части 1 ст. 195.3 ТК РФ. Они обязательны для применения только «если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции..». Только в этом случае профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Для остальных же они носят рекомендательный характер.

Письмом Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 были даны ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов, в том числе в части ограничения обязательности их применения и недопустимости увольнения работников, не соответствующих профстандартам. Кроме того, Минтрудом подчеркнуто, что обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Безусловно, если в соответствии с требованиями ст. 195.3 ТК РФ действие профстандарта не обязательно, но работодатель по собственным мотивам (например, чтобы не иметь споров с государственной инспекцией труда при последующей проверке) решает их ввести, все это можно осуществить не экстренно, а постепенно. Это особенно актуально, если для введения новых требований необходимо затрагивать трудовые отношения с уже работающим работником, а не править должностную инструкцию по вакантной должности.

Тем не менее деятельность в области услуг по обучению внедрению (речь идет, прежде всего, о различных семинарах, предлагаемых для кадровиков) профстандартов в этом году оказалась кипучей. С одной стороны, кадровым службам предлагается готовый алгоритм внедрения профстандартов, с другой — приводятся нормы ст. 5.27 КоАП РФ с пугающими размерами штрафов (50-100 тыс. руб.). Цель очевидна: заработать на всем, что связано с профстандартами, как можно больше. Стоит отметить, что испугаться успели многие работодатели. Однако, проанализировав нормы, ознакомившись с разъяснениями, не все стали предпринимать активные действия в области применения профстандартов (за исключением госструктур, бюджетных учреждений), решив повременить с решением. Конечно, проверки за 2016 год еще предстоят, гострудинспекция пока свое мнение не высказала относительно квалификации несоответствия трудовых договоров и должностных инструкций профстандартам. Дело за практикой…

Пока незамеченными остались изменения и уточнения о введении понятия и регулирования порядка применения независимой оценки квалификации работников, внесенные в три статьи ТК РФ (187, 196, 197), вступающие в силу с 01.01.2017. Изменения были приняты в связи с введением норм о профстандартах.

Вывод: профстандарты наделали много шума, а в результате — почти ничего. Учитывая их обязательность лишь для ограниченных категорий работников, немногие работодатели поспешили их внедрять, предпочтя подождать практики и выработки позиций у контролирующих органов.

2. Запретили заемный труд, урегулировали требования к работе частных агентств занятости

Запрет заемного труда зафиксирован в норме закона. Теперь предоставлять работников могут только частные агентства занятости и предприятия, находящиеся в отношениях аффилированности.

С 01.01.2016 вступила в силу новая глава 53.1 ТК РФ и ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В этой области как-то мирно все наладилось и заработало. Да, появись жесткие требования к аккредитации, требования к самим частным агентствам занятости (например, в части размера уставного капитала в 1 млн. руб.). Теперь создать «агентство на час» стало очень проблематично. Аутстаффинг — исключен. Но возможность пользоваться трудом работника, не принимая его к себе на работу, работодателям оставлена. Загнана в рамки, под требования, но все же сохранена.

Вывод: новые нормы ТК РФ и Закона «О занятости населения в Российской Федерации» интересны, подробны, активно исполняются. Но по сути лазейки в законе для использования труда «не-работников» по-прежнему есть.

3. Микропредприятия могут не вести сложный кадровый учет

Нельзя не отметить эти изменения, принятые в 2016 году. Пожалуй, это значительное изменение трудового законодательства, но применение нововведений начнется с 01.01.2017. Конечно, такого шума, как профстандарты, оно не вызвало. Но сколько облегчения принесет теперь большому количеству предприятий–малюток!

В ТК РФ введена новая глава 48.1 (пока состоящая лишь из двух норм), призванная урегулировать особенности труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям. Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к микропредприятиям относятся организации, среднесписочная численность работников которых составляет не более 15 работников и годовой доход не более 120 млн. рублей1.

Согласно ст. 309.2 ТК РФ работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Типовая форма такого договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям» (начинает действовать с 01.01.2017).

Теперь предприятиям–«малышам» не нужно заниматься сложным кадровым учетом, разрабатывать и внедрять целый пакет локальных актов. Достаточно станет лишь использовать уже готовую типовую форму трудового договора.

Жаль, что, несмотря на то, что описанные изменения приняты 03.07.2016, они начнут действовать только с 01.01.2017.

Вывод: микропредприятиям законодатели сделали на новый 2017 год поистине королевский подарок — смягчили требования в области кадрового учета и одновременно предложили готовый алгоритм действий и формы документа.

4. Уточнены и ужесточены требования в части периодичности выплаты зарплаты

Статья 136 ТК РФ1 помимо требования о выплате зарплаты не реже, чем каждые полмесяца дополнена еще одним новшеством: теперь конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Ближе к 3 октябрю 2016 г., когда заработала новая редакция статьи, стало усиливаться беспокойство работодателей. Ведь, несмотря на кризис, все еще есть работодатели, выплачивающие сотрудникам премии и 13-ую зарплату. Однако все они не успели испугаться, так как Минтруд поторопился дать соответствующие разъяснения о том, что новая редакция нормы не меняет порядка выплаты заработной платы. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.

С учетом новой редакции статьи 136 ТК РФ заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30 (31) текущего периода, за вторую половину — с 1 по 15 число следующего месяца.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющих заработной платы и могут выплачиваться за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие). Таким образом, дата выплаты премии может быть иной, нежели в вышеуказанные периоды.

Кроме того, даты выплаты зарплаты лучше внести в ПВТР, так как коллективный договор (где это могло бы быть отражено) существует не в каждой организации, а трудовой договор регулирует трудовые отношения с конкретным работником (см. Письмо Минтруда России от 23.09.2016 № 14-1/ООГ-85322)

Вывод: новая редакция нормы о датах выплаты зарплаты определила рамки периода установления этих дат (что было сделано и ранее большинством работодателей), не повлияв на свободу установления даты (сроков) выплаты премий.

5. Увеличен срок для обращения в суд

Это изменение коснулось индивидуальных трудовых споров о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. По такому спору работник теперь имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Изменение в ст. 392 ТК РФ вступило в силу 3 октября 2016 года.

Напомним, что до этого срок на обращение в суд за невыплаченной зарплатой составлял лишь три месяца. И начало течения срока было связано с тем, когда работник узнал или должен был узнать, что его право нарушено.

Такие укороченные сроки были «на руку» недобросовестным работодателям, которым удавалось различными способами уходить от выплаты зарплаты работникам (чаще — при выплате окончательно расчета при увольнении). Теперь же срок стал более адекватным для обращения работника в суд за защитой своего права.

Вывод: изменение должно существенно повысить финансовую дисциплину работодателя перед работником.

6. Изменения в части порядка исчисления сумм материальной ответственности работодателя

Изменения внесены в ст. 236 ТК РФ, вступили в силу с 03 октября 2016 года.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Компенсация за каждый день задержки выплаты зарплаты теперь составляет (с 03 октября 2016 года) не меньше 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ. До этого «цена» ответственности исчислялась из размера 1/300 ставки рефинансирования (с 01.01.2016 года согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» ставка рефинансирования была приравнена к ключевой). Размер компенсации может быть повышен в локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре.

Вывод: «цена» ответственности за несвоевременную выплату зарплаты повышена вдвое, что нельзя не считать существенным изменением трудового законодательства.

7. Различные уточнения, изменения и послабления в области охраны труда

Конкретные изменения в ТК РФ в данной области не вносились. Были лишь соответствующие ведомственные ответы и разъяснения по конкретным вопросам, которые прояснили и уточнили действие тех или иных требований в области охраны труда на предприятиях. Например:

- в части необязательности ведения журналов учета инструкции по охране труда и их выдачи.

Ведение таких журналов носит рекомендательный характер. Разъяснение было дано в Письме Минтруда России от 15.09.2016 № 15-2/ООГ-33183.

То, что все работодатели в данном вопросе руководствуются Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 № 80 (далее — Рекомендации), не означает их обязательности. Данные Рекомендации не являются нормативным правовым актом, так как не зарегистрированы Министерством юстиции РФ и носят рекомендательный характер, следовательно, требование о полном соблюдении вышеуказанных Рекомендаций не имеет достаточного правового обоснования.

Главное, чтобы выдача работникам инструкций по охране труда фиксировалась под подпись. Форму и порядок выдачи определяет сам работодатель.

- в отношении избирательности инструкций по охране труда.

Так, работодатель организует разработку и утверждение инструкций по охране труда по профессиям и видам работ в зависимости от производственной деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, работодатель самостоятельно определяет, какие инструкции необходимо разработать в организации (см. Письмо Минтруда России от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-23734).

- в усилении требований к кандидату, проводящему инструктаж по охране труда.

Минтруд России в Письме от 09.08.2016 № 15-2/ООГ-2884 пояснил, что вне зависимости от того, есть в организации специалист по охране труда или нет, работодатель вправе возложить обязанности, связанные с проведением вводного инструктажа по охране труда, на другого работника. При этом необходимо учитывать, что вышеуказанные обязанности можно возложить только на работника, который прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях, аккредитованных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Вывод: несмотря на отсутствие изменений в соответствующих нормах ТК РФ, Минтруд России, наконец, дал разъяснения по некоторым вопросам в области охраны труда, которые призваны существенно облегчить (в некоторых случаях — упростить) работу служб охраны труда работодателей.

8. Иные изменения ТК РФ, оставшиеся незамеченными

Изменения ТК РФ в 2016 году коснулись не только вышеописанных норм, но и других. Но в отличие от всех вышеприведенных они не подверглись активному обсуждению в обществе, не вызвали никаких существенных изменений в деятельности работодателей. Так, например, в ст. 278 ТК РФ была добавлена часть 2 о дополнительном основании прекращения трудового договора с руководителем организации (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 347-ФЗ, вступила в силу с 04.07.2016). Также Федеральным законом от 30.12.2015 № 434-ФЗ в ст. 142 ТК РФ была внесена часть 4 (применяется с 10.01.2016) о том, что на период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок. Следует отметить, что это было лишь законодательное закрепление уже давно применяемой судами практики взыскания с работодателей данной компенсации в пользу работников, приостановивших работу из-за невыплаты заработной платы.

Иные не рассмотренные в настоящей статье изменения норм ТК РФ, принятые в 2016 году, в большинстве своем носят уточняющий характер и касаются узкого круга работодателей, в связи с чем остались незамеченными большинством работодателей.

Выводы

  1. За 2016 год было принято много изменений в Трудовой кодекс РФ и иные нормативные акты в области регулирования трудовых отношений, равно как и дано много разъяснений по порядку их применения.

  2. Больше всего шума наделали профстандарты и введенная с 01.07.2016 обязательность их применения. Однако обязательность эта оказалась ограниченной. Большинство работодателей, являющихся частными структурами, немного поволновавшись в середине года, к концу его успокоились и предпочли ничего у себя не менять (если у них не имеется профессий, для которых применение профстандарта стало обязательным).

  3. Важными, но негативными изменениями для работодателей можно считать увеличение меры материальной ответственности работодателя за задержку выплаты зарплаты.

  4. Существенным изменением 2016 года с положительной оценкой можно отметить упрощение с 01.01.2017 кадрового учета в микропредприятиях, внедрение типового трудового договора для них.

  5. Для работников наиболее значимым изменением ТК РФ в 2016 году стало увеличения срока на обращение в суд по спорам о выплате зарплаты — с трех месяцев до 1 года.

  6. Остальные изменения ТК РФ носили лишь уточняющий характер, в большинстве случаев по сути ничего не меняющий.

  7. Урегулирование создания и работы частных агентств занятости вкупе с фиксацией запрета заемного труда прошло стороной от наибольшей части организаций-работодателей из-за неактуальности и специфики деятельности в данной области.

1 Изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда»