«Интерфакс» о секретах своего бизнеса

Автор: Владимир Герасимов, Интерфакс

Благодаря технологиям и новым кадрам мы изменили структуру бизнеса на 80%.

Медиаиндустрия переживает глубокую трансформацию, которая, помимо всего прочего, меняет требования к профессионалам, которые работают в отрасли. О масштабных вызовах, с которыми сталкиваются медиа в эпоху Интернета и соцсетей, мы беседуем с исполнительным директором группы «Интерфакс» Владимиром Герасимовым.

- В «Интерфаксе» работает почти 1500 человек. На сайте агентства, как я заметил, размещены 8 IT-вакансий и одна вакансия, связанная с традиционной журналисткой работой. Действительно столь резко изменились потребности в персонале?

- Да, в «Интерфаксе» сегодня работает больше специалистов, связанных с IT, нежели журналистов. Если говорить о структуре нашего бизнеса, то сегодня уже процентов на 75-80 он связан с информационными технологиями, информационными системами, а не с традиционной текстовой информацией. Например, система СКАН дает возможность бизнесу мониторить СМИ и социальные медиа, СПАРК — оценивать риски работы с контрагентами, X-Compliance — выполнять требования антиотмывочного законодательства.

- Глядя со стороны, все эти специальные системы не очень сочетаются с тем, что мы привыкли считать СМИ.

- Информационное агентство — это не совсем СМИ. Наша специфика — это акцент на профессиональной, качественной, не всегда массовой информации. Агентства и России, и за рубежом традиционно прежде всего работают для других СМИ, для госорганов, компаний, давая им нужную для их работы информацию.

Так что «Интерфакс» как информационное агентство всегда стремился понимать, как с помощью наших сервисов клиенты могут решать свои очень конкретные проблемы.

Наши финансовые новости с 90-х годов трейдеры стали использовать для принятия решений на финансовом рынке: покупать или продавать акции. Мы первыми запустили специализированные онлайновые информационные продукты для сырьевых рынков: нефтяного, газового, рынка металлов. Так мы открыли только зарождавшийся тогда в России рынок оперативной бизнес-информации.

И довольно скоро стало ясно, что для бизнес-аудитории одних новостей мало. Сервис не купят, если кроме лучших на рынке новостей мы не предоставим также — в одном пакете — биржевые данные, справочную информацию, аналитику. Отсюда возникла система ЭФИР, в которой были объединены все эти компоненты. В 2000-ых «Интерфакс» начал создавать специализированные онлайновые платформы и для других сегментов рынка.

В результате за последние 10-12 лет мы изменили структуру нашего бизнеса процентов на 80, во многом создали его заново, став фактически IT-компанией. Но при этом новые проекты вполне логично шаг за шагом «вырастали» из тех вещей, которые мы всегда считали исконно своими.

Наше преимущество как профессионалов в области информации мы видим в том, что хорошо знаем источники, то, как с ними работать, как извлекать из них максимальную добавленную стоимость.

Мы понимаем потребности клиентов, это тоже наше преимущество.

Наконец, мы успешно освоили современные IT-технологии и привлекли в организацию новое поколение специалистов.

Все это вместе и дает нам возможность постоянно расти.

- На первый взгляд между такими системами, как СПАРК, например, в котором собрана информация о компаниях, и СКАН, с помощью которого можно вести анализ и мониторинг СМИ, мало общего. Значит ли это, что вы готовы сегодня создавать любые информационные системы?

- Наши системы, во-первых, объединяет то, что они охватывают основные информационные потребности компаний, банков в информации.

Например, PR-департамент купит нашу систему СКАН для мониторинга своей медиа-активности и активности конкурентов, департамент экономической безопасности — СПАРК для проверки компаний-контрагентов, IR-служба — воспользуется нашим сервисом для раскрытия информации для участников финансового рынка…

Во-вторых, все наши системы логически связаны между собой. Например, сегодня центральной для бизнеса стала тема управления рисками. И тут у «Интерфакса» наиболее широкая линейка продуктов. В СПАРКе мы собираем информацию обо всех компаниях, в том числе зарубежных, анализируя их риски. Система X-Compliance мониторит специфические риски компаний, связанные с отмыванием денег. СПАРК-Маркетинг покажет риски, связанные с нарушением законодательства о закупках, а СКАН — репутационные риски бизнесов. Наконец, мы акционер Объединенного кредитного бюро, которое знает о кредитоспособности граждан и компаний. Так что мы перекрываем нашими продуктами максимально широкий спектр бизнес-рисков.

В-третьих, все наши самые успешные системы — это сплав лучшего и максимально широкого контента, с одной стороны, и современной IT-платформы с другой.

Из десятка частных агентств, с которыми мы конкурировали в 90-ых годах, практически никто не смог сохранить свой независимый статус или не уйти с информационного рынка. Так что наша стратегия агрессивного выхода на новые для нас — хотя и смежные — рынки, как мы считаем, себя оправдала.

- Кого вы считаете своими конкурентами?

- Практически в каждом сегменте, где мы работаем, свои конкуренты, и их много. Наше преимущество — масштаб нашей продуктовой линейки, синергия между проектами.

Если отвечать шире, то у информационного рынка почти не осталось внутренних и внешних границ. Практически нет разделения между информационными агентствами и другими СМИ — и те и другие сегодня транслируют материалы в онлайне. Более того, в этот же сегмент вторгаются и социальные СМИ. Что касается сегмента B2B, в котором мы в основном работаем, то тут все больше исчезают различия между разработчиками IT-решений и поставщиками контента. Все меньше географических границ.

Так что круг наших конкурентов, и без того очень широкий, будет расширяться и дальше. Чтобы сохранять лидерство, нам нужно постоянно двигаться (а лучше бежать) вперед.

- Удается ли вам выходить с вашими продуктами на мировой рынок?

- Мы с начала 90-ых годов активно работаем на зарубежном рынке, создали сеть международных представительств, чтобы напрямую работать с крупнейшими зарубежными клиентами. В Лондоне работает глобальное энергетическое агентство «Интерфакса», которое выпускает информацию на английском языке.

Чтобы заимствовать лучший мировой опыт, использовать самые современные наработки, мы создали в начале 2000-ых уникальную систему партнерств. Сначала это было рейтинговое агентство с Moodys, затем кредитное бюро, где нашим партнером стал ведущий мировой игрок в этом сегменте — Experian, 8 лет назад было создано СП с компанией Dun & Bradstreet, которое дало нам доступ к крупнейшей мировой базе по юридическим лицам. Зарубежная компания, запрашивая информацию о потенциальном российском контрагенте в глобальной сети Dun & Bradstreet, на самом деле получает информацию от «Интерфакса».

«Интерфакс» хорошо знают в мире, недаром мы — с большим отрывом — самое цитируемое в зарубежных СМИ агентство бывшего СССР. Про нас в Великобритании даже вышла книга. Ее автор — профессор Оливер Бойд-Баррет рассматривает «Интерфакс» как показательный, по его мнению, пример успешного развития традиционного СМИ в новых рыночных условиях.

- Как себя чувствуют ваши журналисты, которые видят, что вектор развития агентства сильно изменился?

- Хотя «Интерфакс» и развивается в новых направлениях, от своего изначального призвания мы не отказываемся. Остаемся лидером по цитируемости, успешно конкурируем с новыми медиа.

А вот сама журналистика, да, меняется. Когда на западе традиционную профессию журналиста называют «худшей», то имеют в виду, что традиционные медиа вынуждены сокращать персонал, что они становятся менее конкурентоспособными по зарплатам.

Правда, при этом специалисты, умеющие работать с цифровой информацией, в бизнесе в целом сегодня востребованы как никогда, и в «Интерфаксе» в том числе.

Работа журналистов в значительной степени автоматизировалась. Например, у нас есть роботы, которые следят за изменениями котировок на фондовом рынке и сами пишут про это новости, и системы, которые следят за обновлением тысяч сайтов.

Во многих случаях СМИ уже не являются уникальным источником информации, конкуренцию им составляют соцсети, Интернет. Но ведущие медиа, «Интерфакс» в том числе, по-прежнему востребованы как своего рода качественный фильтр, который отбирает именно ту информацию, которая нужна клиентам, расставляет акценты и во многом определяет повестку дня.

- Каких навыков, квалификаций вы требуете от людей, которых мы по привычке называем журналистами?

- Во-первых, это специализация в определенной области — госрегулирование, нефтегаз, транспорт, судебная информация и т.д.

Далее, нам нужны люди, которые могут выдать клиенту новое знание, объяснить, что значит то или событие, к каким последствиям оно может привести, вписать его в контекст. Журналист пишет для людей, поэтому любая история, даже на финансовом рынке, должна быть изложена понятно, ярко, интересно. Журналист должен «зажигать».

Без человека никакой робот не напишет текста, который предназначен для «своего» читателя. Не найдет деталей, которые наиболее важны для правильного понимания текста. Наконец, он не дозвонится до того самого ньюсмейкера, который лучше всего объяснит происходящее.

Журналистская школа «Интерфакса» признана на рынке, к нам много желающих прийти и на работу, и на практику. Мы ищем прежде всего людей, которые имеют репортерские качества — то есть любопытны, открыты, готовы общаться с людьми и учиться.

Но при этом журналист должен уметь работать как часть большой информационной машины. Внутренние процедуры, требования к проверке фактов у нас жестко прописаны. Мы создали собственный журналистский стандарт, который лежит у наших сотрудников на рабочем столе — «Технология новостей от Интерфакса. Style Guide», по нему сейчас проходят обучение и студенты на журфаках.

Владимир Герасимов, Интерфакс