«Бульон» из IT-компаний в России нежизнеспособен

Автор: Геннадий Клемешев, Kolk Group, Inc

1. В России сегодня IT-компаний, как бифидобактерий в кефире... К чему приведет это всплеск? Кто выживет и почему? 

- Компаний на самом деле не так много. Судьба большинства из них туманна. Вероятность получения каких-то супертехнологий и тем более вывода этих технологий на рынок чрезвычайно мала.

Если честно, то никакого всплеска я лично не наблюдал. После появления Сколково и огромного количества других технопарков у многих появились призрачные надежды на получение грантов и привлечение инвесторов, но в большинстве случаев все эти надежды быстро растаяли, разбившись о конкурентное противодействие крупных брендов и невероятную, экономически никак не обоснованную, жадность инвесторов.

Причин много: это и отсутствие законодательных инструментов, самой инвестиционной среды, культуры бизнес-взаимоотношений, общая необразованность, к этому следует добавить налоговое законодательство, стимулирующее бизнес инновации только на бумаге.

К чему это все приведет? Приведет это к уходу еще оставшихся, наиболее дерзких и умных предпринимателей на другие рынки — в Европу, США, Юго-Восточную Азию.

Выживут в первую очередь те, кто смог получить деньги или у кого эти деньги были изначально. Выживут и те, кто смог пробиться к госбюджету или получил достаточно заказов от крупного бизнеса, желательно от коммерческих структур, имеющих живой денежный оборот. Это крупные торговые сети как офлайн, так и онлайн. Это все, что подчиняется простой формуле — товар-деньги-товар.

Да, в связи с падением общего уровня образования идей в России становится все меньше. Идеи продолжает генерить поколение, получившее еще советское образование, и небольшой срез сибирских университетов, где еще не окончательно убили методику подготовки специалистов.

2. Какие новые направления IT еще неведомы российскому рынку, но уже видны у вас в Америке?

- Мир сегодня полностью открыт, и я не знаю направлений IT, которые бы были неведомы российскому рынку. Скорее, большинство направлений просто не нужны на российском рынке из-за отсутствия самого понятия «рынок». Новые законы, по сути, полностью закрыли вход на российский рынок для средних предприятий и малого бизнеса, сделав этот бизнес просто нерентабельным. Если во всем мире стараются всячески уменьшать себестоимость услуг IT, то Россия старательно строит непреодолимые препятствия собственному бизнесу и героически переводит бюджетные миллиарды в никуда.

3. Какие американские IT-компании сегодня задают тон инновациям?

- Тон инновациям задают в первую очередь большие корпорации, такие как Apple, IBM, Google, AT&T, Microsoft и многие другие. У каждой крупной корпорации имеется много партнерских программ, участвуя в которых даже маленькая компания может выжить и обратить на себя внимание. Это хорошая возможность для любого стартапа получить стабильные заказы и доходы для того, чтобы начать собственное движение к реализации уже своих идей и целей.

4. Какие имена IT-лидеров и специалистов в США вам интересны? 

- Приходится много встречаться с разными людьми из IT области. Они все великолепные профессионалы. Они все личности. У каждого своя судьба и своя история. Выделить кого-то трудно.

5. Чем вас зацепили? Что интересного предлагают и делают?

- Честно говоря, за общими новостями я, конечно, слежу, но лезть в технологические подробности просто не хватает времени. Как правило, если что-то, что попалось в тексте, имеет какое-то отношение к нашей тематике, то стараешься с этими людьми списаться, созвониться, поговорить, и если это действительно помогает моему направлению, начинаем с этими парнями работать.

6. Верно ли, что IT-специалисты в одной компании долго не работают? 

- И да, и нет. Как и везде — если человек пытается делать карьеру, он переходит с повышением из одной компании в другую. Если специалист вырос, а заниматься тем, чем хочется, возможности в этой компании нет, он идет туда, где ему такую возможность предоставляют, и не всегда при этом с повышением зарплаты. Основная команда, как правило, работает в компании долго, до тех пор, пока верит в своего лидера и в свою, созданную своими руками технологию или продукт.

7. Силиконовая долина — муравейник айтишников. Какими правилами руководствуются компании, выбирая нужных им «муравьев»? 

- Правила те же, что и везде: профессионализм, преданность компании на период работы в ней, умение работать в команде, желание и стремление к росту и дальнейшему развитию.

8. Как строятся системы компенсаций? Фикс и премии? Акции? 

- В каждой компании по-разному. Это вопрос отдельной статьи. Тема максимально закрытая.

9. Соцпакет — это норма или этим тоже привлекают специалистов?

- Если компания предлагает соцпакет, то это уже серьезная и прочно стоящая на ногах компания. Размер и содержание так называемого «соцпакета» могут быть разными, и, конечно, большее количество различных привилегий будет привлекать большее количество претендентов на место в компании. Но я бы не преувеличивал значимость этого фактора в успешности компании.

10. Как лидеры руководят специалистами — как ставятся задачи, как контролируются?

- Есть специальные курсы MBA по этой важной теме, огромное количество книг с различными методиками и стратегиями. Если вы руководитель, то учитесь, выбирайте, пробуйте на своем коллективе, делайте выводы, что работает, а что нет — набирайтесь собственного опыта. Другого пути нет.

11. За что увольняют даже ценных специалистов?

- Такое случается, конечно, не часто. Увольняют за предательство интересов компании, за слив информации и иногда за нарушение этических норм поведения.

12. За 20 лет жизни «там» появились ли у вас американские друзья из числа клиентов? Кто они, и как принято дружить, разделяя бизнес и дружбу?

- Часто бывает дружба между инвестором и лидером компании, в которую тот инвестирует. Она держится изначально на чисто денежных отношениях, но с годами переходит в обычную дружбу, если партнеры сделали совместно успешный бизнес и подняли хорошие деньги.

Просто клиент вряд ли может стать вашим другом. У вас товарно-денежные отношения: вы продаете ему услугу или товар и стараетесь, чтобы клиент купил еще или расширил объем покупаемых у вас сервисов. Партнерские взаимоотношения с другими компаниями тоже с какой-то стороны являются отношениями конкурирующих сторон и тоже не располагают к близкой дружбе. Вообще, с друзьями везде тяжело — и в России, и в США. Я считаю, что это не определяется страной пребывания, а определяется общим состоянием психического здоровья общества в целом.

13. Анализируете ли вы причины ухода с рынка еще вчера успешных IT-фирм? Что это дает?

- Да, конечно, анализируем. Такой анализ всегда полезен. Это дает возможность развиваться и не наступать или по крайней мере учитывать те грабли — ошибки или просчеты, которые были допущены этими компаниями.

14. Какие новые деловые книги вы считаете полезными и важными для понимания бизнеса?

- Относительно новые: «Ангелы, драконы и стервятники» Саймона Экланда — это для тех, кто пытается работать с инвесторами и инвестиционными фондами. В книге подробно рассказывается обо всех нюансах взаимоотношений с инвесторами. Чего опасаться и на что обращать внимание.

«Бизнес с нуля» Эрика Риса — очень подробный рассказ-инструкция по организации бизнеса.

Если применять в России, то надо экстраполировать на российский менталитет и специфику.

Можно пробежать глазами Гай Кавасаки «Стартап» и Дональда Трампа «Мысли по-крупному и не тормози», но для последних двух надо иметь здоровое чувство юмора.

А главное — это набраться терпения и прочитать все-таки «Капитал» Карла Маркса

15. Кто победит на выборах в США?

- Я не помню более грязных выборов. Предсказать пока вряд ли возможно.

Скоро узнаем.

Геннадий Николаевич Клемешев, CEO Kolk Group, Inc.

Беседовала Елена Мамонтова