Участие в открытом тренинге с лицензионной бизнес-симуляцией начинается от 40-50 тыс. рублей за одного участника от компании

Автор: Андрей Кулинич, создатель бизнес-симуляций, бизнес-тренер

Бизнес-симуляторы — отличная штука в бизнесе, но пока они крайне мало используются. Почему? Об этом и решил побеседовать с экспертом.

Насколько бизнес-симуляторы распространены сейчас в России, используются на практике?

Меньше, чем хотелось бы. на самом деле для образования характерны изначально завышенные ожидания от новых технологий. В докладах и статьях часто прослеживается цитата из фильма «москва слезам не верит»: «А дальше не будет там ни лекций, ни преподавателей, а будут одни бизнес-симуляторы». на самом деле столкнулись с двумя вещами: во-первых, бизнес-симуляция достаточно дорогое удовольствие. если разрабатывать простую бизнес-симуляцию под компанию по запросу — это около 3-5 миллионов, если приглашать тренера с готовой бизнес-симуляцией провести тренинг — цены начинаются от 200-250 тыс. рублей за тренинг-день на всю команду. участие в открытом тренинге с лицензионной бизнес-симуляцией начинается от 40-50 тыс. рублей за одного участника от компании. Это очень серьезная стоимость, что сразу же отпугивает клиента. есть более простые, доступные бизнес-симуляторы, но они не пошли в массы по другой причине. Чтобы управлять и понимать их логику, необходима некоторая техническая подготовка, большинство бизнес-тренеров — гуманитарии, и технологии их пугают. настольные игры для них понятны — с детства в них играли, настольные игры достаточно распространены и там низкая стоимость хода.

А если высокая стоимость, как вы говорите, пугает заказчиков, то можно ли сравнить это с компьютерными программами управления предприятием, так называемыми ERP-системами? То есть бизнес тоже жаловался на то, что они слишком дороги и очень медленно окупаются, ну и, в частности, нам одна компания — крупный застройщик недвижимости — сказала, что они все посчитали, и пока у них средняя зарплата 48 тыс., им выгоднее все это делать по старинке, на простеньких программах. Но есть же компании, кому выгодны бизнес-симуляторы?

— Да есть, безусловно, инвестировать в бизнес-симуляции выгодно. самая большая выгода, что персонал обучается с удовольствием, в игровой форме, нет какого-то принуждения. В игровой форме вы можете пробовать такие решения, которые вы никогда не попробуете в реальной жизни. Принимаете решение и тут же получаете обратную связь. Это может быть как позитивный, так и негативный опыт, но эти эксперименты не способны разрушить ваше предприятие. Те, кто обучался бизнес-симуляцией, они, как правило, гораздо лучше понимают рынок, они не боятся принимать решения уже в реальной жизни. Они более решительны, эффективны, реже ошибаются. Они заранее предполагают, как их решения отразятся на прибыли, понравятся ли клиентам. Это позволяет быть более свободным в управленческих решениях, включать креативность. если проложить параллели с внедрением ERP систем, то очень быстро выросла стоимость труда. и система стала более выгодной. Включился фактор времени и сложности. люди не могли эффективно обрабатывать большие массивы информации без информационных технологий. Те, кто первыми внедрили ERP, получили преимущество. Для последователей это был вопрос выживания, а не прибыли. с бизнес-симуляциями, уверен, будет происходить что-то подобное. Не стоит забывать, что подтягивается молодое поколение, которое уже выросло с компьютерами и с игровыми приставками, и для них игра — это простой, абсолютно естественный и понятный способ обучения. То есть для нас, старшего поколения, очень часто бизнес-игра воспринимается как развлечение, а не как учебный процесс, а молодежь уже вполне серьезно относится к играм и с удовольствием обучается.

Если сравнивать бизнес-симуляторы с симуляторами, скажем, вождения автомобиля, самолета, то какие аналогии у вас здесь всплывают?

— Наверное, ближе к симуляторам, на которых учат непосредственно пилотов, — это тоже игра, смоделированная ситуация. но на симуляторе пилот может попробовать управлять в таких режимах, в которых ему никто никогда бы не дал управлять реальным самолетом, так и в компьютерной симуляции — менеджер может смоделировать для себя абсолютно любую ситуацию. и сейчас бизнес-симуляторы, их логика, достигли такого уровня, что результаты получаются очень близкими к реальным рыночным. То есть, наверное, на следующем шаге мы будем даже говорить с вами не о бизнес-симуляторах, а, скорее, о системах проверки решений менеджеров, когда они перейдут уже из процесса обучения в реальность, то есть вы можете проиграть последствия данного решения. я приведу один такой забавный пример: компания «мТс» примерно год назад решила провести бизнес-симуляцию для своих маркетологов. Компания попросила, чтобы против их менеджеров по маркетингу играли не их коллеги, а роботы. Пока мы тестировали программу, я, честно говоря, был очень встревожен, потому что на всех тестах компьютер стабильно обыгрывал людей. несколько успокаивало, что те, кто принимал участие в тестировании, были, прямо скажем, не совсем маркетологами. и, слава Богу, сама игра прошла хорошо, люди с небольшим преимуществом победили компьютер, но это было непросто, и опять же, если взять ситуацию, когда компьютер начинает стабильно обыгрывать людей, это может привести к серьезным изменениям в управлении бизнесом. Компьютеры начнут заменять людей при принятии тактических управленческих решений.

То есть мы переходим с вами к следующему этапу интервью — в будущем в бизнесе всем управляют роботы?

— На самом деле мы понимаем, что сейчас отдельными системами в бизнесе управляют роботы, и они это делает лучше, чем человек. Давайте возьмем даже такие отрасли, как биржевая торговля: ни для кого не секрет, что 80% торгов осуществляют роботы, и уже соревнуются там не люди, а роботы, потому что человеку уже не хватает скорости реакции для принятия решений о покупке либо продаже, и только робот может успевать — там очень часто есть только доли секунды для принятия решения. если говорим про обычный бизнес, давайте возьмем такой процесс, как прогнозирование, — для многих специалистов модуль предсказаний является черным ящиком. модели зашиты в системе ERP и, фактически, искусственный мозг, интеллект (а там часто используются уже сейчас, например, нейронные сети) прогнозирует ваш объем продаж, и менеджер часто не способен понять, откуда, как и почему были рассчитаны именно эти цифры — он принимает их на веру. Потому будущее в определенной степени уже наступило, мы соседствуем с роботами, правда, это происходит не так, как писали в фантастических фильмах, то есть рядом с нами за столом не сидит что-то с двумя руками, двумя ногами и головой, а этот интеллект вшит в некие подсистемы бизнеса. и здесь надо провести аналогии с опытами распространения «умных домов», которые, в общем, закончились ничем. «умный дом» — это хорошая игрушка, дорогая игрушка для взрослых мальчиков и девочек — похвастаться перед друзьями и соседями, но постоянно управлять этим не будешь. и сейчас изменилась сама концепция — от «умного дома» к «заботливому дому», к «заботливым вещам», когда процесс управления и адаптации происходит незаметно для человека. самый простой пример — это датчик движения, который включает и отключает свет на лестнице, мы его не замечаем, мы привыкли, но реально — это один из самых эффективных и полезных элементов уже «заботливого дома». Поэтому искусственный интеллект и роботы будут окружать нас, заботиться о нас незаметно, через функции, которые они могут делать лучше, и мы чаще всего даже не будем этого замечать. и вернемся к бизнессимуляциям: я думаю, что современные системы способны выявлять дефицит знаний у сотрудников и рекомендовать оптимальные программы обучения. ряд моих бизнес-проектов связаны с машинным обучением и анализом данных. Два последних проекта очень показательны — эти проекты призваны выявить эффективны или неэффективны стратегии менеджеров по продажам на основе тех данных, которые мы фиксируем в CRM, в учетной системе, в которой есть данные о клиентах. и второй проект — это проект предсказания успешности сотрудников внутри компании, когда на основе накопленных данных об образовании, опыте, карьерной траектории и т.д. строится эффективная предсказательная модель, которая позволяет предвидеть, насколько данный сотрудник будет успешным в целом и насколько он может быть успешен на данной позиции. можем пойти дальше — мы совмещаем оба проекта. система может рекомендовать курс либо источники самообучения, который в данный момент данному специалисту будет наиболее полезен, эффективен, даст наибольший результат. и получается, что игра уже способна оценивать результативность и эффективность каких-то наших действий в реальной среде, способна нам подбрасывать какие-то обучающие кейсы, задачи, для того чтобы изменить наше поведение, наши действия, чемуто научить и делает тем самым эффективнее. Это не фантастика, это есть — это то, что происходит уже сейчас.

Я так понимаю, это похоже на снег в августе месяце?

— Нет, это очень быстро развивается, потому что на самом деле уже стоимость внедрения подобных технологий в бизнесе крайне невысока. Прелесть систем искусственного интеллекта, машинного обучения в том, что большинство базовых пакетов, которыми пользуются крупнейшие корпорации, бесплатны. Проблема здесь, скорее, другая, так же, как и с использованием бизнес-симуляции в обучении, в бизнесе — это проблема с персоналом. К сожалению, тех же аналитиков приходится учить, растить — на рынке их нет готовых, причем так же, как с бизнес-тренерами, здесь самая большая сложность — найти человека, который, с одной стороны, понимал бы технику и технологию, а с другой стороны, понимал бизнес, его процессы и т.д. Вот оно — время универсалов, в них остро нуждается бизнес, в них остро нуждается бизнес-образование, ну и отдельные отрасли.

Хорошо, а если бы к вам обратился глава «Газпрома», господин Миллер, с предложением хорошего финансирования создать бизнес-симулятор о том, как составить график открытия новых месторождений газа или, наоборот, их сворачивания, чтобы спрогнозировать, насколько будет востребован газ через 3 года, 5 ,10, через 30 лет?

— Здесь, думаю, даже не нужен бизнес-симулятор в чистом виде, это уже вопрос качества стратегического планирования и управления. можно построить бизнес-симулятор, который позволит оценить те или иные последствия для компании. на примере реальной конкурентной среды создать бизнес-симулятор, который позволяет моделировать результаты решений или внешних событий. например: на 5% поднялась эффективность солнечных батарей, и этого стало достаточно, чтобы они начали вытеснять тот же газ. игра моделирует скорость распространения и скорость внедрения, и здесь есть определенные модели, которые позволяют на них опереться и понять то, что лучше запланировать в будущем и дать возможность, например, тем же руководителям и сотрудникам «газпрома» принимать в рамках подобной внешней среды решения и оценивать, к чему они приведут. и мы можем вбрасывать, подобно симуляторам, на которых учат пилотов, абсолютно разные и порой даже непривычные проявления внешней среды и оценивать возможные последствия. и фактически подобная ситуация уже имела место быть в компании Shell, которая, как считается, в конце 60-х годов одна из первых внедрила деловые игры, в частности, моделирование и планирование. и там как раз, моделируя среду, проводя сценарное планирование, они проигрывали ситуации нефтяных кризисов. Один из сценариев и реализовался в начале 1970-х годов. и компания Shell, безусловно, потеряла на этих кризисах деньги, но так как менеджеры уже эту ситуацию перепрожили, опробовали различные модели и подходы, то компания Shell потеряла существенно меньше, чем ее конкуренты, считай, выиграла.

Поэтому, если мы говорим о «газпроме» и его стратегии, я думаю, не мне советовать, я уверен, что там эти подходы применяются, скорее всего, там используются элементы деловых игр и сценарного планирования.

А можно ли с помощью бизнес-симулятора поиграть: взять одинаковые по размерам частную компанию, нефтяную, допустим, или машиностроительную и государственную и сравнить эффективность?

Нет, здесь есть другие инструменты. знаете, такая забавная история про социальную справедливость: один преподаватель смоделировал следующим образом: ставил мусорку, просил всех скомкать листок бумаги, а парты стояли, как классическом классе, — кто-то ближе, а кто-то подальше. задание было простое: кто попадет шариком из бумаги в мусорку, тот получает экзамен автоматом. и начали возмущаться задние ряды, но не возмущались передние ряды. Так вот, когда наши частные компании попадают в благоприятные для них условия, они ни в коем случае не возмущаются, но когда они оказываются на задних рядах, формируется буря возмущения. Это нормально. Быть государственной монополией – в этом есть свои плюсы и минусы, но тем не менее государство имеет другие критерии оценки эффективности, чем оценка частного бизнеса, и мы понимаем, что абсолютно все вопросы рынок решить не может. но когда мы говорим про оценку эффективности, то, собственно говоря, здесь не нужны бизнес-симуляторы, здесь есть вполне понятные критерии сопоставления компаний, и в части по финансовым показателям, и в части операционной деятельности, и в части, например, инноваций, потому что, если говорить про будущий успех, то успешна не та компания, которая сейчас показывает лучшую прибыль. А та компания, которая более инновационна. Потому что прибыль сегодняшняя — это результат ваших вчерашних правильных действий, но она же не гарантирует и то, что вы будете успешны завтра. Ваше будущее, оно как раз зависит от того, насколько вы интонационно внедряете новые подходы, что-то пробуете. здесь есть один очень интересный парадокс: реально двигателем современных информационных технологий в области электронного документооборота , в области открытых данных, в области анализа этих данных, самым активным игроком у нас как раз является государство, и это — не шутка. например, москвичи, оценили преимущество такого сервиса, как «мои документы», так как сервис достаточно быстро был выстроен. Плохо или хорошо, но мы уже привыкли пользоваться электронными госуслугами. А многие, даже частные компании, и близко не подошли к подобным результатам. не буду говорить за всех, кто-то опережает – их, скорее единицы. Так вот, возвращаясь к нашей теме: чтобы оценить эффективность бизнес-компании есть метрики, которые позволяют провести подобный анализ, но я, наверное, говорю о другом, о том, что компания — это не самостоятельный субъект, компания — это финансовый и бизнес-результат, результат эффективного управления, качества управления. здесь как раз бизнес-симуляторы отлично позволяют оценивать управленческие качества менеджеров, потому что, когда начинается игра, люди играют с азартом, они раскрываются, проявляются в действиях именно так, как чаще всего действуют в жизни, поэтому бизнес-симуляция — это не предмет оценки деятельности компании, но это замечательный инструмент оценки уровня менеджмента компании.

Андрей Кулинич, создатель бизнес-симуляций, бизнес-тренер