Ниша академии - это дорогое, специализированное и очень хорошее образование. Интервью с В.Мау, Е.Карпухиной, М.Казарян

"В процессе обучения я организовал свое дело, в частности, благодаря полученным знаниям", - такая фраза прозвучала из уст не одного выпускника факультета "Национальная экономика", вручение дипломов которого состоялось 1 октября в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Несомненно, высокая оценка полученных компетенций, уровня организации учебного процесса, преподавательского состава - заслуга не только руководства факультета, но и признание лидирующих позиций в сфере бизнес-образования одного из ведущих вузов России - Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Интересно, что, по опросам работодателей, уже не один год именно АНХ принадлежит первенство среди основных вузов страны.
Мы встретились с ректором Академии Владимиром Александровичем Мау и попросили поделиться своим видением будущего бизнес-образования в России, места Академии в образовательном пространстве страны.

Владимир Александрович! Каким вы видите будущее бизнес-образования в России?
- В России, несомненно, будет расти спрос на бизнес-образование, как и вообще на хорошее профессиональное образование. Суть стоящих сейчас перед Россией задач состоит в решительном продвижении в направлении постиндустриального общества - как в экономическом отношении, так и в социальном. Кризис России связан с кризисом индустриализма, и в этом смысле китайско-корейские рецепты нам не подходят ни при каких обстоятельствах, потому что структурно в России совершенно другая экономика. Соответственно, наша образовательная реформа ориентирована прежде всего на подготовку и адаптацию образовательной системы страны к вызовам постиндустриального общества. Общества с быстро меняющимися потребностями и приоритетами. Общества, эффективность которого обеспечивается только благодаря активности, самодеятельности личности каждого человека. А это ставит перед образованием совершенно новые задачи.
Для образования это означает две вещи. Во-первых, значительный акцент в части собственно профессионального образования будет делаться на магистерские программы. В этом смысле это близко к программам МВА. Во-вторых, особенность образования постиндустриального общества состоит в том, что оно становится непрерывным. Если для общества, осуществляющего переход от аграрной модели к индустриальной, главное - это всеобщее образование и особенно высшее образование, то мы уже с 70-х годов ощущаем, что высшее образование, становясь всеобщим, все менее и менее способно выделить человека из ряда себе подобных. Обладание высшим образованием, а постепенно и кандидатской степенью, перестает быть значимым для успешной карьеры. И не потому, что оно девальвируется. Просто, становясь массовым, профессиональное образование в его традиционном виде перестает отвечать вызовам современного общества. Сейчас важна способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и правилам игры. И в этом смысле МВА является, несомненно, элементом непрерывного образования.
Кстати, это отражается на структуре образования. Скажем, у нас помимо собственно МВА (а мы подготовили около половины выпускников МВА в России, если иметь в виду аккредитованные государством программы), есть и более короткие программы порядка 500-700 часов, включая Президентскую программу подготовки кадров (МВА - это более 1200 часов). Наконец у нас есть экзотические программы, не ставшие пока частью государственной системы образования. Это программы DBA (doctor business administration), которые инициировал у нас А.Г. Аганбегян. Они для тех, кто получил разные бизнес-дипломы, но хочет еще раз поработать над собой по индивидуальной программе. DBA - это индивидуальная трехлетняя программа. Человек получает примерно то, что он хочет: курсы, индивидуальные консультации по организации бизнеса, углубленное изучение языка. Естественно, готовится и соответствующая диссертация. Следуя в этом направлении, мы обеспечиваем непрерывность образования в полном смысле этого слова. Ниша Академии - это дорогое, специализированное и очень хорошее образование.

То есть у вас, образно говоря, бутик и в то же время супермаркет образования: клиент может на свой вкус выбрать программу обучения и по названию, и по тематике, и по цене. Как это работает? Какие здесь плюсы и минусы?
- Это на самом деле более глубокий вопрос. А.Г. Аганбегян сформировал действительно эффективную систему. У нее есть недостатки, которые мы со временем преодолеваем. Но база очень эффективна, так как программы живут за свой собственный счет. Это позволяет сделать их окупаемыми и эффективными на рынке. В том числе и дает возможность постоянно обновлять персонал, иметь более агрессивные, динамичные, более молодые кадры. Это часть нашей модели.
Есть, пожалуй, два очевидных недостатка, две проблемы. Одна - это то, что возникает внутренняя конкуренция. Это не очень хорошо. Мы стараемся этого не допускать, не дублировать программы. Но все-таки конкуренция есть. Отчасти она носит исторический характер: возникает одна программа, потом приходит другая, на другом уровне, но примерно для тех же людей. Обе хорошего качества, у обеих сильные лидеры. Закрывать одну из них не всегда оправданно. Таково жизненное противоречие, из которого нет теоретического вывода, но в каждом конкретном случае есть вывод практический.
Вторая проблема состоит в том, что Академия претендует на занятие дорогой ниши. Наше образование дорогое. Мы всегда честно говорим нашим слушателям, что если они хотят купить диплом, то это можно сделать гораздо дешевле в другом месте. Мы стремимся иметь самые дорогие программы на российском рынке. Но это значит, что всегда есть самые дешевые - для нас. Нужно принимать решение относительно их перспектив. Для этого есть ученый совет, есть комиссия по аккредитации. Главное здесь - коллегиальность, недопустимость индивидуальных решений, принимаемых лично ректором. Я, кстати, став ректором, запретил себе принимать решения индивидуального характера. Только общие правила. Должны быть единые правила игры.

Эту систему можно экстраполировать, скажем, на министерства?
- В принципе, в рамках административной реформы мы стараемся разрабатывать модели, позволяющие это осуществить. Это связано с подготовкой регламентов госслужбы, которые позволили бы уйти от принятия чиновниками индивидуальных решений субъективного свойства.

Может быть, эта система принятия решений, которую вы используете в Академии, на крупных государственных предприятиях привела бы к большей их эффективности?
- В принципе, да. Весь политический смысл административной реформы, на мой взгляд, в этом и состоит. Мы должны уйти от индивидуальных решений, произвольно принимаемых чиновниками.

А как вы думаете, со стороны руководителей будет сильное сопротивление внедрению такой системы?
- Вопрос не только в этом. Процесс принятия решений должен быть прозрачен, четко прописан и именно потому не коррупционен. На самом деле вы поднимаете на сегодня один из самых главных вопросов - о повышении эффективности функционирования государственных институтов и снижении уровня коррупции.

Но, с другой стороны, в системе отсутствия индивидуальных решений может расти вал бюрократизации.
- Да, меня упрекают, например, в том, что я внимательно читаю бумаги, которые подписываю. Что я подписываю договор, только имея подпись нашего адвоката и финансового директора, если это финансовый документ. Я не принимаю решений, пока по ним не сформулируют свою позицию мои заместители - проректоры. Ведь мы же - единая команда.

Как вы считаете, при наличии определенного уровня безработицы в России существует ли сейчас в экономике избыточный персонал? Многие экономисты говорят о том, что со вступлением России в ВТО всем придется снижать издержки и сокращать избыточный персонал, потому что будет более жесткая конкуренция.
- Я не понимаю критерия избыточности. Если это в том смысле, что предприятие кто-то заставляет держать лишний персонал, то, конечно, нет. Рационально ли организовано производство - наверное, тоже нет. Собственно, рост 2000-2003 годов в значительной мере опирался на вовлечение незадействованных ресурсов - и людей, и простаивающих мощностей - почти без инвестиций. Инвестиционный рост, сопровождаемый производительностью труда, начался только в 2003-2004 годах. Экономический бум первых трех лет происходил без повышения производительности труда. Это как раз отражает то, о чем вы говорите.
Если у нас и можно говорить об избыточности персонала, то характер ее существенно иной, чем на советских предприятиях. На советских предприятиях не было экономического расчета, но зато была масса неэкономических задач, для решения которых надо было держать избыточный персонал (для тех, кто не помнит или уже не знает, напомню - сельхозработы, овощебазы, ДНД и прочее).
Если же ваш вопрос состоит в том, что, увольняя сейчас избыточных работников, можно увеличить уровень безработицы, то это тоже не так. Если увольнения происходят в растущей экономике, то люди, как правило, находят рабочие места, а безработица носит преимущественно структурный характер. Иное дело, если начинается стагнация, но это уже другая проблема, проблема наличия или отсутствия экономического роста, а не наличия или отсутствия избыточного персонала.

Что будет с нашей экономикой после вступления России в ВТО?
- Ничего плохого не будет. Если бы ВТО имела хоть какое-то негативное влияние, то я думаю, что за 60 лет существования этой организации хоть одна страна бы из ВТО вышла. Однако есть только один прецедент, связанный чисто с политическим фактором. В 50-х годах из ВТО вышел Китай. Потом, правда, 15 лет вел переговоры о возвращении. Вышел он не из экономических побуждений, а из-за изоляционистской политики своих коммунистических вождей.

Конкуренция между вузами России и стран-членов ВТО выведет российское образование на качественно новый уровень?
- Мы можем это только приветствовать. Но конкуренции не будет в силу наличия языкового барьера. Хотя, несомненно, россияне народ очень открытый и склонный к изучению иностранных языков. Это всегда было характерно для России.
Я не очень понимаю механизм конкуренции. Все наши уедут учиться в Англию? Но на какие деньги? Если они разбогатеют так, чтобы всем учиться в Англии, это значит только то, что английский Оксфорд, скорее всего, возникнет у нас.

Есть ли такие планы у Академии народного хозяйства?
- У нас есть программы МВА на английском, немецком и на французском языках. Но есть и кое-какие идеи по качественному прорыву в области бизнес-образования. На самом деле эта главная задача. Мы ведем интенсивную работу в этом направлении.

Ваш взгляд на эффективность президентской программы подготовки управленческих кадров. Деловая пресса пишет о том, что вначале было много шума, а сейчас имидж этой программы поблек.
- Нет, спрос большой. Это программа, близкая к МВА. Она меньше по объему, не дает диплом МВА, но дает в общем неплохое базовое бизнес-образование. Другое дело, что она не очень выгодна учебным заведениям. Это же небольшие деньги по сравнению с другими программами.

Она не может привлечь серьезных преподавателей?
- Как учреждение при Правительстве мы, конечно, привлекаем. Преподаватель имеет долгосрочные контракты. Но это не самое финансово привлекательное направление деятельности. Хотя там есть свои плюсы. Скажем, из президентской программы можно формировать ядро будущих слушателей МВА.
Другая проблема состоит в том, что федеральный бюджет хочет меньше финансировать эту программу и больше передавать на регионы. Регионы, естественно, хотят посылать своих молодых предпринимателей учиться, но не хотели бы за это платить. Но никакой большой проблемы здесь нет.

Академия является абсолютным лидером бизнес-образования в России. Вопрос вам как эксперту. Какие профессии в бизнес-образовании сейчас в избытке, а какие являются перспективными?
- Если вы хотите, чтобы я ответил, что профессии экономистов и юристов являются избыточными, я не отвечу. Потому что то, что готовится под этими названиями, таковым в основном не является. Для получения финансовой устойчивости многие учебные заведения завели программы подготовки экономистов, юристов, менеджеров. Но если назвать лягушку бегемотом, она не станет от этого бегемотом.
Для быстро растущей экономики России в дефиците высококвалифицированные специалисты любых специальностей. Особенно, конечно, серьезные проблемы не с высшим, а со средним специальным образованием. Но это в исключительной мере проблема организации военной службы, а не образования как такового.

Вы готовите деловую элиту России. Каков состав слушателей Академии?
- У нас учатся почти все - от выпускников школ до руководства крупнейших российских корпораций, естественных монополий. Обучающихся по программам второго высшего образования немного. Преобладают обучающиеся на программах МВА, госслужащие и получающие первое высшее образование. Но основное у нас - это МВА. Спрос на наши программы высокий.

Как бы вы сравнили качество бизнес-образования в Англии, в Америке и в АНХ?
- Что касается Англии и Америки - это очень хорошее образование, там находятся лучшие мировые бизнес-школы. Хотя, разумеется, они не составляют основную массу. Чтобы иметь такие школы, готовить таких специалистов, надо, во-первых, иметь эту деловую и политическую среду, которая существует у нас только чуть более 10 лет, соответствующие ресурсы. Рынок бизнес-образования открыт, особенно в части профессоров, и это очень дорогие кадры. И за них надо конкурировать рублем (евро, долларом).

Как вы считаете, какова эффективность команды Путина, экономической прежде всего? Можете ли вы оценить ее перспективы?
- В смысле эффективности и качества я оцениваю экономическую команду Путина в высшей степени положительно. Я знаю, что им сейчас приходится очень трудно, потому что вообще проводить хорошую экономическую политику при высоких ценах на нефть трудно. Это, конечно, главная проблема для нас.

Как бы вы оценили развитие экономики России в отраслевом направлении? Как вы относитесь к тому, что отдельные отрасли экономики должны субсидироваться государством?
- Однозначно негативно. Все, что я писал за последние три года, так или иначе об этом. Причин несколько.
Во-первых, фундаментальная причина состоит в том, что в современном мире выделить ключевые звенья принципиально невозможно. В отличие от индустриального общества начала ХХ века или общества, идущего к индустриальному, или современного Китая, в современном постиндустриальном обществе приоритеты непредсказуемы в принципе. Никто не мог предположить, что NOKIA из производителя галош и древесины станет лидером электроники.
Во-вторых, всегда более богатыми, более финансово состоятельными являются развитые, но отнюдь не обязательно самые перспективные отрасли. Зато они могут "купить билет" на право быть национальным приоритетом, отнюдь таковым не являясь.
В-третьих, реальное узкое место российской экономики сейчас находится не в экономической, а в государственной сфере. Бессмысленно улучшать экономические законы, заниматься экономической ситуацией, радикально не улучшив ситуацию с судами, правоохранительной системой, армией. Собственно, на это последнее время постоянно обращает внимание Президент.
По этой совокупности объективных и субъективных причин я считаю, что государство категорически не должно определять отраслевых приоритетов.
Есть лишь два приоритета, которые несомненны для государства, в том числе для вложения его средств. Это образование и здравоохранение, которым требуются очень серьезные реформы. Эти отрасли являются долгосрочным источником роста, ориентированы на реальный спрос. Спрос, идущий от человека в здравоохранении, вытягивает за собой целую цепочку в исследованиях, разработках, новых технологиях, химии, биологии. Он идет не оттого, что какой-то чиновник или эксперт сказал, что это перспективно, а оттого, что человеку реально нужно.

Вопрос, касающийся налогов. Возможно, ли ввести прогрессивный подоходный налог и освободить предпринимателей от взимания ЕСН, то есть сделать это частным делом граждан?
- Нет. Это абсолютно не администрируемая модель. Налоговый инструмент - это вещь тонкая, которая связана с традициями страны, с лояльностью налогоплательщика, с развитием демократической системы. Это тонкие деликатные вопросы.
Допустим, ввели предлагаемую вами систему, а налоги не платят. Какой следующий шаг - сворачивать бесплатное здравоохранение и образование? Отменять, как в Китае, пенсионную систему?

Прогрессивный подоходный налог возместит и подоходный 13%, и ЕСН???
- А если не возместит? У нас ставка подоходного налога 13%, потому что это реальная эффективная ставка, потому что власть способна собирать 13%. Это столько, сколько можно "проадминистрировать".
Есть люди, которые даже 1% налогов платить не будут. Когда все платят, а не платят 1% или даже 3% налогоплательщиков, то с ними можно бороться. Но если вы, повышая налог, расширяете количество неплательщиков до 80%, то они будут определять правила игры.

К. Бендукидзе сделал большой заказ хэд-хантерам на поиск и привлечение руководителей в его структуры не в России, не на Западе, а в странах Восточной Европы. Как бы вы прокомментировали это?
- Наверное, это дешевле. Российский персонал сейчас дорог. Западный тоже. А у наших бывших союзников зарплаты совсем другие. Несколько человек, конечно, можно найти таким образом. Другое дело, есть ли там такой персонал в нужном количестве.

Я противник бесплатного высшего образования вообще, особенно в том виде, в каком оно сейчас в России.
- Абсолютно с вами согласен. Не могу сказать, что я принципиальный противник, но в нынешней российской ситуации платное образование в государственном вузе хорошо хотя бы тем, что ты точно знаешь, что у тебя не берут взяток. Взятка - это капитализированная оплата за обучение. Если вы можете платить не сразу, а по семестрам, и не за поступление, а за каждый семестр известными долями, это более эффективно и разумно.

Из страны уезжает много людей, которые получали и получают бесплатное образование. По сути, мы инвестируем Запад. По вашему мнению, стоит ли оставлять бесплатное высшее образование?
- Возможность бесплатного образования - это конституционное требование. Будучи противником изменения нашей Конституции, я, безотносительно к проблемам образования, повторяю, что конституционное требование должно выполняться.
Главная проблема: в какой мере институты нашего общества (не вузы, а институты, то есть правила игры) способны обеспечить то, чтобы бесплатно учились действительно нуждающиеся или действительно талантливые. Это длительный процесс, он тоже в значительной мере связан с военной реформой. Вообще, образование без военной реформы, на мой взгляд, рассматривать почти невозможно. Пока поход в вуз - это способ не попасть в армию, у нас будет колоссальная проблема со средним специальным образованием, будет обессмысливание вузовского образования, плюс продолжатся колоссальные искажения рынка труда. Билл Гейтс не создал бы "Майкрософт", если бы был вынужден "косить" от армии и не бросил бы университет, чтобы заниматься своим любимым делом.
Это комплексный вопрос, и он требует длинного ответа. В этом смысле я полагаю, что мы должны четко зафиксировать, кто имеет право на высшее бесплатное образование. Это, по-видимому, победители олимпиад, люди, получившие высокие баллы на объективных выпускных испытаниях. И ЕГЭ в этом смысле интересен. Наконец, это люди, послужившие в армии не менее трех лет по контракту. И качество этого бесплатного образования должно быть высоким. И деньги, которые "бесплатный" студент приносит вузу, должны быть привлекательными для учебного заведения.
А следующие шаги - это четкое понимание разницы между бакалавриатом и магистратурой. Если бакалавриат - это широкое высшее образование по небольшому числу специальностей, то, наверное, мы идем к этой модели. Оно не очень дорогое, и вполне мыслимо его широкое развитие. Магистратура - следующие два года - это образование платное. Но это не значит, что человек должен выложить из своего кармана деньги. Это значит, что система должна опираться на широкую систему грантов, кредитов.
Кредитование должно быть привязано к вузам. В американской системе право на кредит имеет не человек, а человек, поступивший в определенный вуз. У нас есть предложения от банков развивать в АНХ кредитные схемы, потому что выпускники АНХ имеют гарантированно приличную зарплату. Но проблема состоит в том, что пока наше обучение не настолько дорого, а наши студенты или их родители достаточно богаты. По большому счету брать кредит на оплату 5 тысяч долларов в год в России пока не нужно - во всяком случае, на экономических специальностях.

В чем секрет ваших успехов?
- Мы еще не реализовали наши главные идеи. Академия является многопрофильным, не только образовательным, но и аналитическим и консультационным заведением.

Насколько поменялась за последние годы команда преподавателей?
- Мы вводим дополнительные программы, там свои преподаватели. По Москве рынок преподавателей открыт. Во всех хороших школах работают примерно одни и те же преподаватели.

Какой вопрос вы бы посоветовали нам задать министру образования?
- Не боится ли он реформировать систему образования. Что делать в макроэкономике в 1991-1992 годах было, в общем, понятно, имелся огромный опыт десятков стран. Эффективная реформа образования и здравоохранения - это новое, здесь нам все надо выстраивать самим. Образование - это исключительно сложно. Вроде бы хорошая схема, вроде бы понимаешь, что ее нужно реализовывать, но как и что получится в результате? А ведь в начале декабря правительство должно будет принять серьезные решения по этим вопросам.

В настоящее время в Академии более двухсот различных образовательных программ. Как осуществляется управление, в том числе и качеством этих программ, рассказала в интервью Елена Алексеевна Карпухина, проректор по учебной работе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

В одном интервью вы говорили о том, что относите Академию к так называемому предпринимательскому университету. Что значит предпринимательский университет?
- Мы живем в другом мире, мире, которой требует постоянной адаптации к происходящему во внешней среде. Предпринимательский университет - это не просто ответ на внешние вызовы, это новый способ функционирования академического сообщества и университета в целом. Речь идет о совершенно новом подходе к институциальному строительству, требующему особой энергии и деятельности. Ведь подтекст здесь особый - некая ассоциация с термином "предприятие", следовательно, речь идет об активных поисках инновационных подходов к своей деятельности. В Академии - особая культура, культура коллективного предпринимательства. Это не означает, что кардинально изменяются нормы и ценности, характерные для академической деятельности. Речь идет о том, что академическое предпринимательство создает дополнительные ресурсы и инфраструктуру, позволяющие укрепить репутацию университета. В меняющихся условиях нужно управлять движением, вводить новые организационные элементы. Это, если хотите, состояние ума, новый подход к развитию образовательной и научной деятельности.
В настоящее время у нас около двухсот различных образовательных программ. Понятно, что когда существует такое огромное количество образовательных программ, нужно каким-то образом управлять не просто этими программами, а качеством этих программ. Поэтому в вузе существует коллегиальный орган, который мы называем комиссией по внутренней аккредитации.

Насколько серьезна процедура прохождения программой внутренней вузовской аккредитации?
- Каждая программа должна доказать, что она способна обеспечить соответствующее качество, то есть показать, какие преподаватели будут работать, как будет организован процесс, что предполагается иметь в качестве образовательных результатов. Необходимо предоставить наработки по программе - кейсы, методические рекомендации и так далее. Более того, требуются доказательства востребованности и финансовой устойчивости программы, бизнес-план программы обязателен.
Мы изначально закладываем внешнюю экспертизу. Недостаточно просто создать программу. Нужно получить экспертизу как от тех людей, которые работают по более или менее схожей тематике в Академии, так и внешнюю экспертизу от работодателя. Поэтому естественно, что эта процедура не такая простая, но, как правило, критические замечания, которые высказываются, на самом деле только помогают программе. Важно подчеркнуть, что мы работаем не на себя и ради себя, а на нашего клиента, нашего слушателя и работодателей. Жесткая процедура внутренней и внешней экспертизы позволяет Академии удерживать сильные позиции на образовательном рынке. По последнему опросу работодателей, АНХ опять вышла на первое место по востребованности выпускников, и для нас это лучшее доказательство качества академических программ.
Академия, как никакое другое учебное заведение, придает большое значение созданию совместных программ с западными университетами. Учитывая то, что Россия подписала Болонское соглашение, в котором совместным программам отводится особая роль, для нас это серьезная пилотная площадка для вхождения в международное образовательное пространство.
Практически весь мир пришел к тому, что в условиях, когда знания катастрофически быстро устаревают, нужно от чисто знаниевой стратегии переходить к стратегии развития компетентностей, умению учиться самостоятельно. Студенты должны получать не просто знания, но и конкретные навыки. Выпускнику Академии после образовательной программы не нужно переучиваться, он может непосредственно приступить к осознанной занятости, к которой его готовят. И эти вещи в АНХ отрабатываются очень активно.

Вы упомянули сотрудничество с западными бизнес-школами. Какой приоритет для себя вы выбрали в этом направлении?
- Все наши совместные программы были созданы в начале и в середине 90-х годов, когда был принят закон об образовании, и вузам была предоставлена некоторая самостоятельность. Первые законы были очень прогрессивными для университетов, и начало развиваться двустороннее сотрудничество.
Программы, о которых я сейчас говорю, были построены двумя университетами на основе соглашения. Для нас было крайне важно пойти по двум путям развития программ, в первую очередь МВА. С одной стороны, создавать российскую программу МВА. А с другой стороны, посмотреть, как это делается на Западе - технологии, методики, принцип ориентации на конечный результат.
Поэтому в основном наши совместные программы нацелены на понимание того, как действуют американская и британская модели. Причем важно подчеркнуть, что все эти программы аккредитованы профессиональными организациями в США или в Великобритании. Для нас это как некий bench marking, к чему мы должны стремиться и в других программах. Это, вне всякого сомнения, оказывает серьезное дисциплинирующее влияние и усиливает качество других программ МВА. Совместные программы также проходят внутреннюю аккредитацию, причем с нашими иностранными коллегами. Это своего рода семинары для наших преподавателей в аккредитационной комиссии.
При этом есть масса других программ, которые тоже отрабатываются здесь. Это программы в основном магистерского уровня. Есть несколько программ с Манчестерским университетом. Для нас это тоже очень интересно, потому что магистерские программы в Великобритании, так же как и в рамках Болонского процесса, одногодичные. По нашему стандарту они пока что двухгодичные. Поэтому мы рассматриваем себя как пилотную площадку для развития этих магистерских европейских программ.

Как со временем изменяется шкала приоритетов слушателей совместных программ МВА?
- Тенденция очень интересная. В середине 90-х годов, когда только начали создаваться эти программы, для слушателей был важен диплом хоть какого-нибудь иностранного университета, больше ничего их не интересовало. Сегодня все иначе. Слушатели интересуются, во-первых, каков этот диплом, что он дает, признаваем ли он на Западе, насколько высока репутация учебного заведения, предоставляющего подобный диплом, насколько он может быть востребован на рынке. Речь идет о будущей мобильности слушателя, насколько он будет востребован и насколько образование, которое он получает по совместной программе, сделает его более конкурентоспособным.
Недавно проводилось исследование относительно российских и британских программ и ожиданий студентов и слушателей. Интерес к программам растет в связи со вступлением России в ВТО, с повышением конкурентоспособности каждого человека. В то же время у слушателей появляется выбор между качественной российской программой и качественной совместной программой.

Руководители многих компаний скептически относятся к программам МВА и не торопятся оплачивать обучение своих топ-менеджеров. Они считают, что такие долгосрочные вложения не всегда окупаются. Насколько оправданы такие опасения?
- Есть несколько пластов этой проблемы. Во-первых, диплом МВА еще достаточно новый, поэтому работодатели к нему относятся настороженно. В Москве этот диплом уже стал котироваться, в первую очередь потому, что 70% учебных заведений, осуществляющих подготовку по программе МВА, находятся в Москве и в Питере.
Во-вторых, не надо сбрасывать со счетов и такую проблему, как внутренняя конкуренция выпускников со знаниями МВА и их работодателей. Это проблема и выпускников Гарварда, которые возвращаются в Россию. Они не всегда могут найти соответствующую работу. С одной стороны, это объясняется тем, что реалии бизнеса абсолютно разные. А с другой стороны, знания, полученные на Западе, не всегда востребованы здесь. Если же человек приходит с качественной российской программы МВА и многое знает, он не всегда может найти общий язык с работодателем, у которого нет системного мышления бизнеса. Ведь программа МВА, помимо всего прочего, - это еще и нахождение общего интернационального языка бизнеса. Поэтому я бы не сбрасывала со счетов эту ревность, нежелание иметь рядом с собой слишком квалифицированного подчиненного. Но это вопрос времени.
Я наблюдаю эту тенденцию и вижу, что большое количество работодателей оплачивает обучение сотрудников по нашим программам, особенно если направляют не в первый раз. Как правило, в образовании действует не прямая реклама, а "беспроволочный телеграф", когда одни слушатели рекомендуют программу другим и работодатели присылают на следующий год все больше слушателей на разные программы. Когда программа вызывает доверие, тогда не возникает никаких проблем ни с оплатой, ни с признанием диплома.

Ваше мнение о новой программе "Национальная экономика".
- Для нас это был своего рода эксперимент. Со временем мы будем думать о том, чтобы развивать это направление, давать самые разные специализации на факультете национальной экономики. Может быть, будем думать и о высшем образовании.

Первый набор студентов по программе второго высшего образования "Национальная экономика" состоялся в 2001 году. За несколько лет существования программы интерес к ней возрос многократно, что достаточно показательно, при существовании ряда аналогичных программ в других столичных вузах, да и в целом конкуренции на рынке бизнес-образования. О секрете успеха программы в интервью рассказала Маргарита Альбертовна Казарян, руководитель программы "Национальная экономика".



Расскажите, пожалуйста, о новой программе, ее целях? Почему было выбрано именно это направление? Насколько оно востребовано?
- Программа "Национальная экономика" ориентирована на подготовку специалистов высшей экономической квалификации, способных эффективно решать управленческие задачи в институтах государственной власти, в территориальных органах управления экономикой федерального и муниципального уровня, в экономических службах коммерческих предприятий и некоммерческих организациях различных форм собственности. При открытии программы самой главной проблемой было определиться, какого экономического направления специалисты необходимы нашей стране в столь сложный период. Современные реалии экономики востребовали людей, способных реализовать масштабные задачи. Эти задачи диктуются экономическим вызовом страны и решаются на уровне государства, правительства - глобализация, вхождение в ВТО и так далее. Экономическое развитие предопределено объективными причинами. Поэтому нужны специалисты, которые смогли бы адекватно и эффективно выстроить национальную экономику.
Именно специализация "Корпоративный менеджмент" ориентирована на определение места отдельно взятой компании в общем экономическом пространстве страны. Сегодня все понимают, что эффективный бизнес можно построить только на основе разработанного стратегического плана развития. Не может быть бизнеса однодневного, как это было еще 3 - 5 лет назад. Сейчас любой бизнес работает на перспективу. Бизнес-руководитель должен иметь специальное образование, уметь стратегически мыслить, прогнозировать и при этом оперативно реагировать на изменяющуюся внешнюю среду. Какие бы мы ни построили планы, какие прогнозы ни сделали бы, рыночная среда очень динамична. Поэтому управленец может достичь больших успехов только при умении быстро адаптировать внутренние возможности компании к рыночной ситуации. Естественно, для этого ему нужны опыт и знания.
Несомненно, молодые кадры нужно готовить сегодня, но в реальную экономику нынешние студенты придут завтра, послезавтра, через 5 - 6 лет. А высококлассные специалисты уже сейчас необходимы. Поэтому прежде всего мы для себя поставили задачу подготовки руководителей для государственных органов власти и для различных отраслей бизнеса.

Каким сегодня должен быть руководитель топ-уровня?
- Безусловно, у него должен быть опыт работы в той или иной области. Соответственно, ему нужно дать навыки, современные знания, адаптированные к реалиям нашего времени. Мы поняли, что наша программа нацелена на успешных людей и на людей, которые стремятся к успеху. В соответствии с этим выстроен весь учебный процесс, набор дисциплин, подбор преподавательского состава и организация учебного процесса. Все ориентировано на контингент людей, которые учатся для того, чтобы реализовать свои, может быть, самые амбициозные планы. Самое главное - определить цель. В зависимости от цели пути достижения могут быть разными. Если хочешь быть первым, у тебя должно быть самое лучшее образование, ты должен выбрать самую лучшую специальность, самую лучшую среду для общения. Все шаги должны быть продуманы и направлены на достижение именно поставленной цели. Когда достигаешь эту цель, появляются новые непокоренные вершины успеха.

Какие формы обучения предлагаются студентам по данной программе?
- Программа предлагает две формы обучения - вечернюю и заочную. На вечерней форме обучаются как раз те молодые целеустремленные люди, которые ясно представляют себе путь достижения успеха в жизни. А на заочной форме обучаются уже состоявшиеся, достигшие успеха люди, занимающие определенные позиции в бизнесе и в органах власти. На нашем факультете учатся и государственные служащие - мэры городов из разных регионов страны, и представители реального бизнеса - директора компаний, предприятий различных отраслей.
Мы понимаем, что, с одной стороны, аудитория студентов разноплановая с точки зрения опыта и базового образования. А с другой стороны - она едина, потому что все они нацелены на получение современных экономических знаний. И если вначале казалось, что будет сложно их объединить, то потом, наоборот, сложилась уникальная творческая атмосфера, открывающая возможности обмена знаниями, опытом.
В процессе общения наших студентов завязываются деловые контакты, важные и полезные в бизнесе. Появляются новые поставщики, покупатели, компаньоны, общие дела. Когда вместе учишься - начинаешь доверять человеку, узнаешь его возможности и, таким образом, складываются хорошие деловые партнерские отношения. Это очень важно.

Что касается образовательной программы и набора дисциплин, каковы основные приоритеты?
- По окончании обучения выдается государственный диплом о высшем экономическом образовании, поэтому при составлении учебного плана руководствуемся государственным стандартом. В настоящее время государственный стандарт позволяет гибко варьировать содержательную часть программы за счет включения дисциплин по выбору. В рамках этих блоков для нас широкое поле деятельности: программа "Национальная экономика" предоставляет самое актуальное и самое нужное с учетом специфики Академии. Учитывая особенности аудитории, подбирается соответствующим образом и преподавательский состав.
В первый раздел учебного плана входят естественнонаучные, математические дисциплины. В рамках вузовского компонента, где есть дисциплины по выбору, мы предложили такие дисциплины, как психология делового общения, иностранный язык для бизнеса, современные информационные технологии в бизнесе, конфликтология. Даже этот блок адаптирован к нашей аудитории. Все эти программы ориентированы на практиков. Что касается блока общеэкономических дисциплин, то наш конек и наша гордость - экономика современной России. Читает эту дисциплину А.Г. Аганбегян. Вряд ли кто-то может лучше рассказать об экономике современной России. Это человек, который принимал участие во всех этапах развития российской экономики, поэтому его лекции уникальны, редки и проходят необыкновенно увлекательно. Он уделяет очень много внимания общению со студентами. Курс завершается письменными работами, каждую из которых Абел Гезович проверяет и дает личные комментарии. Наши студенты оставляют их себе на память.
Цикл специальных дисциплин позволяет овладеть знанием основных концепций развития и функционирования национальной экономики, методов управления экономическими процессами, выработать навыки по решению конкретных задач, дать возможность овладеть современными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития.
Причем обучение проводится как в лекционной форме, так и в форме бизнес-семинаров, деловых игр, которые вызывают очень эмоциональный и живой интерес у наших студентов.
В Академии есть традиция приглашать яркие, известные личности в области бизнеса, политики и науки. Проходят публичные лекции, в которых принимают участие наши студенты. На этих встречах обсуждаются события, происходящие в стране. Организовываются круглые столы по самым актуальным экономическим и политическим вопросам.
Хочу подчеркнуть, что помимо теоретических курсов и фундаментальных знаний, которые получают наши студенты, большой упор делается на практически ориентированные дисциплины. Сегодня теория нужна, чтобы понимать то, что происходит на практике.

Вы стараетесь приглашать к преподаванию практиков?
- Блок специализированных дисциплин в основном читают преподаватели, которые занимаются практической деятельностью. Конечно, найти таких преподавателей - это проблема: не всегда теоретик может быть хорошим практиком, а хороший практик не всегда знает, как передать свой опыт и правильно сориентировать людей методологически, выстроить свою речь в преподавательском стиле.
Мы стараемся объединить главное из двух противоречивых тенденций высшего образования, а именно получение полезных знаний наиболее технологическим способом и при этом сохранить классические академические подходы.

Какие специализации предлагаются программой "Национальная экономика"?
- Есть несколько специализаций. Наиболее востребованная и актуальная - это корпоративный менеджмент. Видимо, сочетание национальной экономики и корпоративного менеджмента оказалось удачным. В числе дисциплин по данной специализации - реструктуризация, реинжиниринг, корпоративные финансы, бизнес-планирование, основы управления проектами, стратегический менеджмент.
Мы готовим управленцев, людей, которые занимают или в ближайшей перспективе будут занимать самые высокие должности. Для них очень важно понимать особенности российской экономики, ее место в мировой экономической системе. Специализация корпоративный менеджмент предполагает подготовку руководителя, способного эффективно решать управленческие задачи в таких масштабах.
В перспективе рассматривается возможность открытия новых, на наш взгляд не менее перспективных специализаций, таких как экономика и право, региональная экономика, экономика и политика.

1 октября состоялось вручение дипломов первому выпуску студентов данной программы. Как вы оцениваете перспективы программы?
- Дипломы вручены выпускникам первого набора 2001 года. Те, кто получили наш диплом, уже достигли одной вершины. Они поставили цель получить самое современное, самое лучшее образование - и достигли ее. Уверена, что впереди у них должны появиться еще более трудно достижимые вершины. Благодаря полученным знаниям покорить новые вершины им будет легче. Нужно ставить амбициозные планы и при этом быть реалистами.
С каждым годом контингент учащихся увеличивается. Но мы сейчас не ставим задачу экстенсивного развития - набирать больше людей. Наоборот, численность групп остается та же. Появляется конкурс, более внимательный и жесткий отбор. Желающие у нас учиться проходят тестирование и собеседование. Поэтому с каждым годом контингент студентов становится все более отобранным и интересным. А так как есть спрос на образовательную программу такого уровня, значит, у нее будет успешное будущее.

Обучение по аналогичным программам сегодня предлагают в Москве несколько вузов. В чем основные конкурентные преимущества именно вашей программы?
- Основное конкурентное преимущество - это наш вуз - Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, которая по праву является лидером в области бизнес-образования. Уникальный профессорско-преподавательский состав и самая современная образовательная программа. Во-первых, мы стремимся к тому, чтобы студенты получали знания из первых рук - от наших преподавателей, которые являются авторами учебников. Получается очень гармонично, потому что все ссылки идут на уже признанные учебники, нет расхождений в теории. Естественно, всех своих студентов мы обеспечиваем литературой и программой по каждому курсу. Дополняет лекционный материал авторские методические разработки в виде раздаточного материала.
Во-вторых, важным дополнением к учебному процессу является возможность общения и обмена опытом среди самих студентов. Повторюсь, что сама по себе специальность национальная экономика - актуальная, перспективная, очень нужная. Знания нацелены именно на понимание российской экономики, ее преимуществ, ее исторического опыта, культурного наследия, потенциала и возможностей развития.

Насколько изменилась Академия за эти годы?
- Трудно сказать, что она как-то принципиально изменилась. Просто чувствуется, что Академия очень интенсивно развивается. Это видно и внешне - ремонт, оснащение, самая современная техника в аудиториях. Но главное - широкий спектр образовательных услуг самого высокого качества. Начиная от краткосрочных семинаров, продолжая традиционным высшим образованием, наверное, лучшими программами МВА и совершенно уникальной программой DBA.
В Академии царит деловая атмосфера. Мы даем бизнес-образование, поэтому сами должны быть успешными в области бизнеса в образовании. Ты не можешь быть неуспешным и при этом рассказывать, как можно и нужно стать успешным человеком. Успех нужно демонстрировать на своем примере, тогда все воспринимается совершенно по-другому.