Отсутствие поощрений есть аналог наказания (в малом бизнесе США)

Автор: Екатерина Нова

Как живет малый бизнес в США

Осенью 2016 года Сенат США проголосовал за законопроект по содействию малому бизнесу. К таковому относятся предприятия с количеством сотрудников до 500 человек и годовым оборотом до $7 млн. Суть законопроекта — помощь малому бизнесу посредством финансирования из средств специального фонда. $30 млрд будут распределяться между банками, кредитующими фирмы, занятые в сфере малого бизнеса.

Такое внимание властей США к проблемам частных предпринимателей обусловлено тем, что именно малый бизнес в количестве 7 млн фирм обеспечил стране 100 млн рабочих мест, произвел за прошлые годы 50% продукции страны и активно внедряет инновации. Малые фирмы сотрудничают и с крупными корпорациями, обеспечивая сбыт продукции, обслуживая их и производя для них комплектующие.

Популярность малого бизнеса у чиновников США разделяет и население страны. Результаты социологического опроса показали, что 4 из 5 граждан США считают самыми трудолюбивыми владельцев малых фирм.

В стране с 1953 года работает Администрация по делам малого бизнеса, активно поддерживающая предприятия малого бизнеса.

Несмотря на поддержку правительства и симпатии населения, у малого бизнеса в США сейчас нет возможностей для активного найма персонала. По некоторым данным, в стране не 7, а 6 миллионов реальных малых компаний, где трудится один и больше сотрудников. Из этих 6 млн — в 3,8 млн фирм 4 и менее работника. Около 1 млн фирм дают работу от 5 до 8 человек, 600 тыс. насчитывают от 10 до 19 сотрудников, 500 тыс. компаний предоставляют от 20 до 99 рабочих мест. 90 тыс. предприятий с персоналом от 100 до 499 человек.

Налог на сотрудников и другие налоги, оплата медицинской страховки ложатся на плечи владельцев малых предприятий серьезным бременем.

Как набирают персонал в малых фирмах США


Набор претендентов на вакансию происходит через личные связи, рекламу, кадровые агентства. Иногда правила предприятия требуют обязательного рассмотрения кандидатов из своих же подразделений и филиалов.

Исключая случаи устройства на работу «по знакомству» или другим личным причинам, в большинстве малых фирм при конкурсе на вакансию требуют:

— заполненную анкету;

— письменное заявление (минимум 15 предложений);

— 2 фото — анфас и профиль.

После публикации вакансии в СМИ или на сайтах кадровых агентств кадровой службой или владельцем фирмы выбирается очень небольшой список претендентов.

Далее с ними созваниваются, назначают дату и время собеседования (чаще всего тоже по телефону).

Собеседованию придается очень большое значение. Именно во время него оценивают профессиональные и личные качества кандидата. Серьезное внимание уделяется уровню образования, реальному опыту работы, умению находить общий язык с коллективом. Рекомендации с предыдущих мест работы также внимательно изучаются.

Интересно, что американские руководители скорее предпочтут кандидата с опытом работы в разных компаниях, нежели того, кто проработал в одной фирме много лет. Меняющие рабочие места люди не считаются «летунами». Напротив, их ценят как возможный источник информации о методах и стиле работы конкурентов и как людей, обогащенных разнообразным опытом.

Процесс набора сотрудников в фирмы США подразумевает предварительно точно составленный профиль вакансии. Перечисляются показатели, необходимые для качественной работы. В вакансии дается минимум информации о фирме. Название и адрес сообщается только прошедшим первый этап собеседований кандидатам.

Как правило, американские фирмы выбирают специалистов узкого профиля. По их специальности, и только, возможен и последующий карьерный рост. На собеседованиях, помимо вопросов, помогающих составить психологический портрет кандидата, принято задавать вопросы, касающиеся обязанностей, важных для данной вакансии. Кандидат тестируется строго по параметрам, характерным для конкретной должности. Заходить за рамки требований к вакансии не принято, изучается лишь уровень владения профессией.

Если предполагается физическая работа, обязательно медицинское обследование.

Несколько этапов собеседования нужны для «селекции кадров» — после каждого собеседования часть кандидатов отсеивается. Тем не менее необычные тесты и стресс-интервью, разошедшиеся по миру из США, активно используют и малые, и крупные фирмы страны. Собеседования, помимо сотрудника кадровой службы, проводят и вероятные руководители кандидата, иногда — их будущие коллеги или подчиненные. Решение о принятии на работу принимает руководитель.

Вот, к примеру, как описывает свое трудоустройство системный администратор, год искавший работу по специальности.

Джон отправил бессчетное количество резюме по вакансиям кадровых агентств. При этом, как принято, из информации о компаниях был указан только адрес электронной почты. По отзывам рекрутеров, у Джона было идеальное, подробнейшее резюме, где указывались, помимо профессиональных качеств и умений, и его увлечения, и многое другое.

Примерно через месяц ему начали звонить так называемые персональные менеджеры «хэд хантеры». После короткого разговора менеджеры один за другим прощались и не перезванивали. Из десятков отправленных заявок сработала всерьез лишь одна — на почту пришло письмо с датой и временем собеседования по телефону. На разговор отводилось 20 минут. После первого этапа Джону прислали на почту два больших теста — по профнавыкам и личностный.

Еще через два дня после отправки им письма с заполненными тестами позвонили и договорились о следующем собеседовании, уже при личной встрече. Собеседование проходило с использованием данных из резюме, тестов и анкеты, заполненной звонившим менеджером.

А после Джону сообщили, что ему предстоит пройти еще два этапа собеседования — со специалистом технической службы и руководителем компании. Интересная деталь: Джону предложили сбрить его бороду и подстричь волосы, заявив, что такой неформальный вид может создать компании репутацию несерьезной. После согласия Джона на изменение внешнего вида ему снова прислали огромный тест, который он заполнял несколько часов.

Затем прошел еще собеседование, где узнал, что он — один из трех прошедших отбор кандидатов. И только после этого его пригласили на собеседование, где обсуждалась его зарплата. Бороду на первое время разрешили оставить.

Действие происходило в небольшом городке в штате Флорида, и должность была предназначена для обычного сотрудника, а не для топ-менеджера.

Зарплаты в малом бизнесе

Минимальная зарплата в США, согласно федеральному закону, до 2016 года была равна $7,25 в час, но 14 штатов недавно приняли законы, увеличивающие эту цифру. Программа Fight For $15, гарантирующая поднятие минимальной оплаты в 2 раза, отразилась на малом бизнесе негативно. Стремясь снизить издержки, связанные с принудительным повышением зарплаты сотрудникам, владельцы малых бизнесов начали сокращать персонал, увеличивая нагрузку на оставшихся работников. Только в Вашингтоне поднятие минимальной оплаты труда с $10,50 до $11,50 привело к тому, что 5 тыс. человек оказались уволенными всего за 2 летних месяца 2016 года.

Согласно нововведениям, после 31 декабря 2016 года минимальная оплата труда в малых фирмах (менее 11 сотрудников) повысилась до $10,50. Таким образом, средняя рабочая неделя будет обходиться руководителю в $420 на одного сотрудника.

В Нью Йорке с 2019 года владельцы малых фирм будут обязаны платить $15 за 1 час работы. Опросы показали, что более чем для 30% небольших бизнесов эта сумма станет неподъемной. Если учесть, что за каждый час переработки свыше 8 часов в день принято платить двойную ставку, то ситуация для владельцев малого бизнеса становится еще сложнее.

Минимальная почасовая оплата труда по профессиям

https://www.dol.gov/whd/minwage/america.htm#

Наказания и поощрения

Во многих компаниях США наказанием является отсутствие поощрений. То есть лишение бонусов, материальных или нематериальных, премий, лишение шанса на повышение и участие в принятии важных решений.

В связи с подорожанием медицинских страховок некоторые компании ставят сотрудников перед выбором: занимайтесь своим здоровьем или лишитесь оплаты медстраховки. Активно такой метод используется в отношении курильщиков и часто болеющих сотрудников. А в последнее время внимание стали обращать и на сотрудников с лишним весом. Применяется и увольнение сотрудников, принесших своими действиями материальный ущерб фирме или навредившим ее репутации. Сотрудники должны быть проинформированы заранее о последствиях своих проступков.

Конечно, в малом бизнесе США применяются общепринятые вознаграждения — премии и комиссионные. Кроме того, применяется и система участия в доходах, и оплата по результатам. В малом бизнесе с количеством сотрудников менее 500 этот принцип применяется наиболее часто, и 25% малых фирм используют его многие десятилетия. Суть системы в том, что средства, полученные благодаря улучшению производительности труда, делятся поровну между сотрудниками и фирмой. Весь коллектив компании, начиная от руководителя и заканчивая рабочим, получают один процент. Такой принцип делает разные подразделения и офисы единой командой.

Руководители малых предприятий США, стремясь отметить хорошую работу сотрудников, помимо финансовых стимулов, часто используют систему неденежных бонусов. Например, рабочий отпуск в другой регион. Смена обстановки обычно идет на пользу и сотруднику, и фирме.

Применяются оплаченные кратковременные курсы обучения или повышения квалификации, которыми интересовался сотрудник, они становятся особенно приятным бонусом для сотрудников с не очень высокой зарплатой, как обычно это бывает в малых фирмах. Хорошо работающим сотрудникам предлагают представить фирму на крупных конференциях, если им интересна такая форма поощрения.

Конечно, не все бонусы связаны с работой. Босс может оплатить сотруднику на пару дней номер в отеле с хорошим рестораном и музыкой или подарить сертификат в спа-центр или фитнес-клуб, билеты на концерт или спортивный матч любимой команды. Предпочтения сотрудника при этом выясняются заранее.

Предоставление возможности выбрать удобный график работы, оплата нерабочих дней, оплата времени болезни и крайне редко встречающаяся льгота в малом бизнесе США — оплата декретного отпуска.

Проведение корпоративных мероприятий, экскурсий, выездов на природу.

Вознаграждения, касающиеся улучшения рабочего места, — оборудование офиса эргономичной мебелью, оснащение офисной техникой.

Трудовые споры

Трудовые отношения в США регулируются следующими актами: закон «О справедливых трудовых стандартах», закон «О гражданских правах». В основном, вышеперечисленные законы защищают права владельцев фирм, работникам же гарантируются минимальные права.

Закон «О национальных трудовых отношениях» регулирует отношения профсоюзов и работодателей.

Законодательство США одинаково защищает работников крупных фирм и тех, кто трудится в малом бизнесе. Но сотрудники крупных фирм более защищены вследствие того, что большие фирмы стараются избегать судебных тяжб, которые могут навредить репутации фирмы, да и компенсации в случае выигрыша истца для таких компаний существенны.

Перед тем как идти в суд, у работника есть несколько вариантов действий: нанять адвоката, который будет представлять его интересы, обратиться в Федеральную службу медиации или к частным медиаторам.

С 1947 года в США работает Федеральная служба (далее — Служба) по посредничеству и примирению (Federal Mediation and Conciliation Service). Принимают участие медиаторы в процедуре примирения трудовых споров любой отрасли или компании любого размера, если есть запрос даже одного заинтересованного лица.

В случае неудачи действий Службы медиации можно пригласить нейтральных посредников. Примеры работы частного медиатора можно наблюдать в сериале «Посредник Кейт».

Работает в США и Национальное управление по вопросам трудовых отношений (НУТО), которое рассматривает заявления истцов с точки зрения Национального закона о трудовых отношениях.

Подавляющее большинство трудовых споров в США (90%) решается в досудебном порядке. Это результат выстроенной системы решения таких споров — создание службы медиации, дороговизны и большой длительности (до1,5 лет) судебных тяжб.

Играют роль в защите работников и профсоюзы. Хотя всего 7,5% работников частного сектора состоят в профсоюзах, каждый имеет право в любое время вступить в эту организацию. Профсоюзное движение создало систему коллективных трудовых договоров, и в основном именно этот документ и стоит на страже интересов работников. Почему же в таком случае невелик процент работников малых фирм, состоящий в профсоюзах? Это связано со сложностью регистрации профсоюзной организации в стране, а так как разброс специальностей сотрудников малых фирм очень велик, то профсоюзов просто на всех не хватает.

Екатерина Нова