Поздно пить Боржоми (неудачники бизнеса в Америке)

Автор: Седа Каспарова

Бизнес-провалы США в 2016 году

Закат эры сланцевой нефти, продажа Yahoo, убытки почтовой службы. Наибольшие потери ушедший 2016 год принес крупнейшим игрокам заокеанского бизнеса. Во главе списка — нефтяная промышленность. Бизнес-аналитики без колебаний называют торможение отрасли крупнейшей экономической неудачей года.

Сланцевые мечты

2016 год поставил крест на планах США о независимости от мировых поставщиков энергоносителей. Выйдя на рынок с проектом «сланцевой революции» в 2002 году, страна наконец сняла 40-летний запрет на экспорт нефти. Сланцевая лихорадка достигла своего максимума в 2015 году, когда прирост добычи составил рекордные 290%. Золотой весной того года нефтяники ежедневно откачивали более 5,5 млн баррелей нефти. Эксперты были единодушны: Америка сместит с нефтяного пьедестала Россию и Саудовскую Аравию, а увеличение объемов сланцевой добычи превратит Штаты в нетто-экспортера. Страна шла к самому низкому за последние 10 лет показателю по импорту энергоносителя…

Сегодня же промышленники сокрушенно признают, что уже через 7 лет после объявления о старте сланцевой программы бизнес приказал долго жить. Больнее всего сланцевый кризис ударил по известному производителю природного газа — Chesapeake Energy. Последним прибыльным годом для флагмана отрасли стал 2006-й. Причиной тому, по мнению аналитиков исследовательского Института Брукингса в Вашингтоне, стала чересчур высокая себестоимость получения ресурса. Только приступив к делу, нефтяники осознали — революционная технология добычи быстро истощает скважину, и в первый же год объемы выкачиваемой нефти падают на 40%. Чтобы не терять темп, приходилось бурить больше и чаще, направляя по $8,5 млн на одну скважину. К стоимости конечного продукта прибавлялась очистка сырья и последующая транспортировка. Чтобы увеличить государственную поддержку и объемы кредитования программы, промышленники, по мнению ряда западных экспертов, намеренно занижали и продолжают занижать себестоимость добычи. Но даже при нынешних расценках в $55 за баррель предложение нефти превышает спрос на 1–1,5 млн баррелей в сутки. Прогнозисты уверенно называют 2016 год началом заката эры сланцевой нефти в США. По их подсчетам, в 2020 году Америка достигнет пика добычи, что вызовет ее переизбыток на внутреннем рынке, а вслед за ним — обвал цен на бензин.

Прощание с Yahoo

В ушедшем году официально объявил о продаже основного бизнеса портал Yahoo. Новый исполнительный директор компании Марисса Майер не оправдала возложенные на нее инвесторами надежды. Акционеры окончательно разуверились в шансах Yahoo вернуться в список лидеров отрасли.

Стартовавший в 1994 г. проект студентов Стэнфордского университета Джерри Янга и Дэвида Фило поначалу задумывался как простой гид по всемирной сети (World Wide Web, или WWW). Но, став популярным в студенческой среде, каталог быстро распространился и за пределами университета. Годом позднее Янг и Фило официально зарегистрировали свой проект под именем Yahoo.com. Собрав в своем каталоге более 10 тыс. сайтов, Янг и Фило создали на сайте почтовый сервис, снабдили главную страницу новостями, ссылками партнеров и полезными сервисами, превратив Yahoo в самый популярный портал Интернета. Успех был недолгим. Выбирая между развитием внутренних технологий и поисковой системы, руководство Yahoo сделало ставку на последнюю, решив купить начинающий Google. В Yahoo были готовы предложить быстро растущему проекту $3 млрд вместо запрошенных $5 млрд. Google отказался. Несколькими годами позднее недальновидность управляющих Yahoo также помешала компании приобрести Facebook, Myspace, Instagram и видеохостинг Youtube. Борясь за низкую цену на стадии торгов, Yahoo раз за разом проигрывал, приобретая лишь многочисленные, но бесперспективные стартапы. Чтобы продержаться на плаву, компания долгое время занималась развитием медийного контента. В итоге в 2010 году Yahoo оказались в глубоком кризисе, проиграв ставшему интернет-гигантом Google. А через два года компанию возглавила… экс-вице-президент Google Марисса Майер. За 13 лет службы в корпорации Майер приложила руку к созданию интерфейса Gmail, новостного агрегатора Google news и поисковой системы картинок Google images, пополнив свой банковский счет на $300 млн. Неудивительно, что от такого активного лидера ждали чудес. В первый же день вступления в должность Майер заявила, что планирует вернуть Yahoo в «большую четверку» — Apple, Google, Facebook и Amazon и ей это почти удалось. В 2013 году Yahoo стал самым востребованным порталом в мире, увеличив объем собственных средств почти вдвое. Но уже в 2014-м Майер вынуждена была признать, что найти секрет успеха компании пока не удалось. Майер бралась за развитие мобильных приложений, медийного направления, тратила миллионы долларов на приобретение стартапов, прав на эксклюзивную трансляцию спортивных мероприятий и ток-шоу, но так и не сумела окупить затраченные средства и увеличить интерес аудитории к компании. В 2015 году компания стала убыточной во многом из-за списания стоимости активов. Пытаясь сократить расходы, в Yahoo уменьшили штат вдвое, объявив о закрытии своих зарубежных офисов в Дубае, Мехико, Буэнос-Айресе, Мадриде и Милане. В 2016 году руководству компании стало очевидно — спасти проект может только его продажа. В ходе торгов портал Yahoo приобрел один из крупнейших операторов США — телекоммуникационная компания Verizon. Сумма покупки составила $4,83 млрд.

Гигант Uber и его рекордные убытки

Революционер в области перевозок по итогам 2016 года потерпел невиданные убытки. Ушедший год аналитики компании без преувеличения называют провальным. Uber technologies только за первое полугодие не досчитались более $1,27 млрд. Одной из ключевых причин убытков, по мнению главы финансового департамента Uber Готама Гупта, стали войны конкурентов и… водители, точнее, их дотирование. Не секрет, что компания тратит немалые деньги на выплату субсидий и бонусов для привлечения новых таксистов. Но особенно сильно по стабильности Uber ударил китайский рынок. Конкуренцию с местным перевозчиком Didi Chuxing выдержать оказалось невозможным. Миллиардные потери Uber China вынудили руководство компании пустить свое дочернее подразделение с молотка. Покупателем стали Didi Chuxing, согласившиеся инвестировать в Uber Global $1 млрд. По мнению бизнес-прогнозистов, аналогичная участь ожидает и индийский филиал Uber. Проигрывает компания и на местном рынке. Несмотря на то, что в распоряжении Uber почти 90% всего рынка перевозок США, потери его главного конкурента, компании Lyft, пропорционально меньше — $50 млн в месяц. Война за клиентов, а, следовательно, финансовая нестабильность и убытки ожидают Uber еще в двух кварталах. Между тем деньги Uber Technologies в прямом смысле принадлежат народу — банкам, фондам, частным лицам. Среди акционеров компании значатся Benchmark capital, Goldman Sachs Group и даже глава Amazon.com Джефф Безос. Инвесторы продолжают поддерживать компанию долларом, в то время как скептики от бизнеса ставят под сомнения сам факт дальнейшего существования Uber. С момента основания компания потеряла почти $4 млрд.

Недоставленное письмо

Пожизненная страховка почтальонам и онлайн платежи. Что подкосило почтовую службу США.

Почтовая служба Соединенных Штатов — USPS (United States Post Service), созданная в 1775 году, претерпевает крупнейший в истории кризис. В 2016 году структура потеряла почти $5,5 млрд. Несмотря на кажущуюся второстепенность почтового дела в США, именно в этой сфере занята большая часть работников госсектора страны. Почтовые отделения Соединенных Штатов обрабатывают до 40% мировой корреспонденции или полмиллиарда писем, посылок и бандеролей ежедневно. На службе у USPS сотни тысяч фургонов, речной флот, собственные самолеты, а в середине прошлого века в штате отделений были закреплены даже ездовые собаки. Почту в стране доставляли всегда и всюду без перебоев, аккурат до наступления эры онлайн-платежей и интернет-торговли. Американские почтмейстеры, не сумев сориентироваться в новых технологиях, уступили место конкурентам UPS и FEDex. Теряя живые деньги, вплоть до 2006 года USPS все еще оставались в лидерах. С принятием же Конгрессом США закона «О модернизации и повышении надежности почтовой службы» их надежды рухнули. Помимо того, что Конгресс возлагал на себя контролирующую функцию, закон обеспечивал работников, вышедших на пенсию, правом на медицинскую страховку на протяжении 75 лет после отставки. Это означало, что в течение 10 лет USPS предстояло выплачивать в пенсионные фонды более $5 млрд ежегодно. Пытаясь сократить расходы и выйти из пике, почтамт пошел на крайние меры — повысил стоимость отправки письма на 1 цент (с 44 до 45) и отменил доставку писем в выходные дни. Учитывая то, что регламент работы почты, равно как и расценки, не менялись последние несколько десятков лет, американцы восприняли это едва ли не как национальную трагедию. Пытаясь сохранить средства компании, глава USPS Патрик Донахью принял непопулярное решение ликвидировать 15 000 убыточных отделений и сократить 120 000 рабочих мест. Издание Time уже окрестило последние события «потрошением почты». Несмотря на то, что за прошедшие 10 лет почта США не досчиталась более $60 млн, в новом году здесь ожидают увеличения числа отправлений на 12%. По крайней мере за счет праздничных дней и сезонных распродаж.

Из минуса в плюс

На фоне потерь акул экономики неудачи стартапов выглядят менее внушительно. Тем не менее в 2016 году свою работу прекратили несколько видных проектов, «выстреливших» и продержавшихся на рынке несколько лет. В большинстве своем стартапы — мобильные приложения, быстро реагирующие на запросы рынка. Им даже на закате жизненного цикла удается продать свой бизнес и оказаться в плюсе. Среди самых предприимчивых — проект Mailbox — почтовый клиент, приобретенный компанией Dropbox. Собрав на краудфандинговой платформе более $5 млн в 2012 году, он был выкуплен Dropbox за $100 млн спустя лишь три года.

Между тем обозреватели в наступивший 2017 год смотрят с оптимизмом. На днях стало известно, что избранный президент США Дональд Трамп совместно с основателем всемирно известной платформы Alibaba group Джеком Ма планируют создать в США миллион рабочих мест. Вакансии внедрят на уже существующих американских компаниях малого бизнеса проекта Alibaba, чтобы оттуда вести продажи товаров китайским потребителям.

Седа Каспарова