Западные школы не в состоянии составить серьезной конкуренции на отечественном рынке российским лидерам. Интервью с С.Мордовиным

Интервью с С.К. Мордовиным, ректором Санкт-Петербургского Международного Института Менеджмента (ИМИСП)

Сергей Кириллович, на ваш взгляд, как на данный момент складывается ситуация с бизнес-образованием в России? Каковы перспективы развития этой отрасли образования?
- Ситуация с бизнес-образованием в нашей стране развивается неоднозначно. Много проблем, включая проблему качества, трудностей, вызванных как объективными, так и субъективными причинами. Прежде всего, хотелось бы ограничить понятие "бизнес-образование" обучением взрослых россиян, уже имеющих первое высшее образование. Понятно, что такое ограничение весьма условно, но для меня принципиально: предлагаю обсуждать образование, которое слушатели получают осознанно и которое им действительно необходимо сегодня. Основных проблем можно, пожалуй, выделить три:

  • очень высокий неудовлетворенный спрос со стороны бизнес-организаций, объективно вызывающий завышенные цены на услуги бизнес-образования при весьма неадекватном качестве;
  • острая нехватка в России современных преподавателей бизнес-дисциплин, соответствующих модели "глубокое и современное знание предмета + глубокое знание современного российского бизнеса + умение передавать знания и организовывать работу с реальными взрослыми менеджерами в соответствии с современными методиками";
  • государственный контроль бизнес-образования, от которого уже давно отказались не только в индустриально развитых странах, но даже в ряде бывших союзных республик.

    Какую роль в развитии бизнес-образования в России играет РАБО?
    - Российская Ассоциация бизнес-образования вот уже без малого 15 лет пытается играть роль некоего координатора процессов, происходящих в области российского бизнес-образования. Надо отчетливо представлять, что РАБО - это добровольное собрание профессионалов, искренне болеющих за высокое качество подготовки представителей отечественного бизнеса. Наверное, именно поэтому нам удается на протяжении длительного периода времени быть притягательными для самых различных структур, вовлеченных в российское бизнес-образование: от крупнейших университетов и признанных бизнес-школ до небольших консалтинговых компаний, занимающихся прикладными тренингами. Благодаря такому широкому представительству РАБО является единственной признанной ассоциацией, представляющей интересы российского бизнес-образования как в ведущих зарубежных ассоциациях развития менеджмента, так и в российских властных структурах.

    Насколько возможно в условиях небольших коммерческих вузов обеспечить поддержание высокого качества образования, которое предусматривается стандартом МВА?
    - Наверное, мой ответ прозвучит несколько неоднозначно для многих сторонников тезиса о том, что "советская система образования - лучшая в мире". Дело в том, что мы обсуждаем не образование вообще, а бизнес-образование, то есть то образование, которое у нас в России с 1917 года отсутствовало в общепринятом смысле слова. А уж когда мы затрагиваем вопросы такого сложного и элитарного образования, как МВА, то вот в этой области преимущества "небольшого коммерческого вуза" очевидны до такой степени, что я бы предложил для будущих собеседников переформулировать вопрос примерно так: "Насколько возможно в условиях крупных государственных вузов обеспечить поддержание высокого качества образования, которое предусматривается стандартом МВА?" Я бы даже осмелился предложить вариант ответа - очень проблематично, почти невозможно. При этом причин здесь, как мне представляется две: государственная подчиненность и величина вуза. Обе причины объективно определяют невозможность привлекать качественных преподавателей в соответствии с вышеупомянутой моделью (их ставки сегодня практически равны оплате в ведущих западных школах бизнеса) и быстро перестраивать программы в соответствии с быстро меняющимися требованиями. Небольшой коммерческий вуз, каковым и является ИМИСП, эти трудности преодолевает значительно проще.

    Какие наиболее острые проблемы стоят в настоящее время перед российскими бизнес-школами? Могут ли они составить конкуренцию западным школам?
    - Проблемы перед российскими бизнес-школами, естественно, стоят те же, что и перед российским бизнес-образованием. Главная из них - острая нехватка высококвалифицированных преподавателей. При этом под квалификацией я подразумеваю именно все три компонента вышеназванной модели. Именно поэтому при уже относительно большом выборе хороших российских преподавателей основных бизнес-дисциплин на программах первого высшего образования количество "звезд" для программ класса МВА на всю Россию не превышает, наверное, и 50 человек. Что касается так называемых "западных" бизнес-школ, то, во-первых, на российском рынке никто из первой сотни мировых лидеров всерьез не работает. А во-вторых, вопреки сложившемуся мифу, созданному, кстати, не без активного участия некоторых отечественных СМИ, скорее можно говорить о том, что пока именно западные школы не в состоянии составить серьезной конкуренции на отечественном рынке российским лидерам. Причины очевидны: базовые методики, учебники, кейсы - одни и те же; класс отечественных и зарубежных "звезд" примерно один и тот же. Однако при этом у иностранцев нет, как привило, даже представления о среде бизнеса, а языковой барьер создает лишь дополнительные коммуникационные трудности. Одним словом, объективно на российском рынке пять-семь отечественных школ бизнеса, безусловно, не только могут составить конкуренцию западным школам, но в большинстве случаев и выиграют в этой конкурентной борьбе. При этом я говорю именно о российском рынке. На рынках других стран по тем же самым причинам неоспоримо конкурентное преимущество лучших местных бизнес-школ.

    В чем конкурентное преимущество программы МВА ИМИСП? Как вам удается сохранять лидерские позиции при столь сильной конкуренции?
    - Можно было бы ответить коротко - наши программы очень качественные. Ну, а если подробнее, то за этим качеством, во-первых, стоит кропотливая многолетняя работа наших западных партнеров по подготовке преподавателей ИМИСП, разработке дизайна программ, учебно-методических материалов, контролю качества учебного процесса. Во-вторых, - совершенно уникальная для России команда штатных преподавателей, полностью соответствующих модели "глубокое и современное знание предмета + глубокое знание современного российского бизнеса + умение передавать знания и организовывать работу с реальными взрослыми менеджерами в соответствии с современными методиками". В-третьих, многолетний опыт реализации программ МВА, как в английском, так и в русском вариантах для открытого рынка и корпоративных клиентов, среди которых, например, ГАЗПРОМ и UTC (США). Одним из важных преимуществ является, естественно не только российский государственный диплом МВА, но и диплом международный, подписанный европейскими лидерами бизнес-образования SDA Bocconi (Милан, Италия), Henley Management College (Хенли, Великобритания), EM Lyon (Лион, Франция), ESADE (Барселона, Испания). Высокое качество программы МВА ИМИСП подтверждено аккредитацией РАБО и международной аккредитацией IQА.

    Какой вы видите вашу бизнес-школу через пять лет? Через десять?
    - Если говорить о видении, то мы планируем дальнейшее развитие школы и на пять и на десять лет в рамках миссии института: "ИМИСП вносит вклад в процветание российских и иностранных компаний и организаций, умело применяя лучшие образовательные технологии, консультационную практику и исследования в подготовке профессиональных менеджеров". Предполагается дальнейшее расширение географии нашей работы, в основном за счет более активного присутствия в российских мегаполисах. Планируем продолжить активно работать на постсоветском пространстве. Сегодня, например, уже работает филиал "ИМИСП-Европа" в Риге. Несомненно, будет расширяться сотрудничество с ведущими российскими и транснациональными корпорациями. Ну, а главная задача - кропотливая работа по наращиванию основного ресурса любой бизнес-школы - высокопрофессиональных преподавателей, входящих в "звездную" элиту отечественного бизнес-образования. Мы не ставим перед собой цели стать в обозримом будущем неким огромным бизнес-университетом, который, как нам представляется, может привести к потере наших основных конкурентных преимуществ. А вот создание широкой сети элитных бизнес-школ на огромном пространстве России - это, пожалуй, возможно.