Правильный руководитель управляет процессами, а не людьми

Автор: Андрей Калашников, ООО «Актуальные управленческие решения»

1. Д. Трамп как управленец — как вы оцениваете его уровень? Справится ли он после управления «джонкой» в 100 членов экипажа с флотилией морских кораблей?

— Из текстов интервью с его окружением и из его собственных высказываний складывается впечатление, что господин Трамп совсем не управленец. Он предприниматель — закончив одну сделку, мгновенно перемещается к другой. По типологии предпринимателей он настоящий «спортсмен бизнеса» — тот, кто ценит возможность побед в конкуренции, достижительность как таковую, прорыв. Для него первенство, лидерство превыше всего. Вечное опережение — их идеал. Самоутверждается своими достижениями. Сможет ли он стать государственником, тем, кто ориентирован на вклад в улучшение общества — посмотрим.

Из интервью:

«Не думаю, что у Дональда есть терпение, интерес или продолжительная концентрация внимания для осуществления «ручного» управления, — говорил бывший консультант Трампа несколько лет назад. — Он просто делец. Он внезапно появляется, а затем перемещается к следующей сделке».

(“I don’t think Donald has the patience, or the interest, or the attention span to be a hands-on operator,” the late Al Glasgow, who worked for Trump as a consultant, told me several years ago. “He’s just a deal maker. He blows in and then he moves on to the next deal.” Источникhttps://www.bloomberg.com/view/articles/2016-07-21/trump-s-never-managed-to-be-a-manager)

Правильный руководитель управляет процессами, а не людьми. Он стремится максимально сократить межличностные взаимодействия и создать стратегический механизм, систему с необходимым уровнем управляемости. В этом американцы преуспели. Как «самый главный босс» и предприниматель Трамп будет много делегировать.

2. По каким принципам вы в вашей практике управления подбирали команду?

— Настоящего «спортсмена-предпринимателя» тяготит необходимость рутинного ручного управления (контроля), поэтому команда достижительного типа станет главной опорой Трампа.

Из личного опыта скажу, что настоящую команду (эффективную) собрать не так легко, как об этом пишут в книгах и рассказывают тренеры различного роста. Потому что упрощая, в целях воодушевления наивных слушателей и читателей (или из-за своего уровня понимания), они часто, не понимая того, искажают.

Интеллектуальный потенциал организации максимально реализуется в командной работе. Главное в командообразовании — если команда не находит такие решения, которые невозможно выработать без команды, значит команды нет.

Признаки команды: постоянство состава; регулярность совместной работы; наличие командных правил; общее дело.

Основные условия создания и существования команд, которым я стараюсь придерживаться в формировании команд:

  • одинаковый уровень креативности членов команды;
  • одинаковый уровень ответственности членов команды;
  • одинаковый уровень профессионализма членов команды;
  • одинаковый уровень коммуникативной компетенции членов команды;
  • одинаковые ценности членов команды;
  • достижительный тип сотрудников и корректное соотношение сотрудников по типам достижительной внутренней мотивации, согласно целям, стоящим перед командой.

Эти условия сложно реализуемы на практике, однако знать их и придерживаться их в работе необходимо.

Другая трудность командообразования (командности) в организации в целом — в согласовании интересов, точнее, в объединении их вокруг целей организации. Давайте не путать персонал, спонтанно сложившийся коллектив и понятие «команда». Руководитель должен определить, кто именно ему нужен для эффективного достижения организационных целей (и, конечно, своих целей, куда же без них) в конкретной существующей или желаемой бизнес-модели. Конечно, есть еще ограничения, среди которых: экономичеcкая целесообразность, позиционирование компании, в том числе на рынке труда, уровень профессионализма существующего коллектива, в том числе акционеров.

3. Чем отличается подбор министров новым президентом от подбора топов в частной компании?

— Не очень знаком с целями, функционалом и продуктом деятельности министров… Думаю, отличие в количестве процессов в управлении и особо остром противоречии между личными и общими целями (это шутка). У министров процессов в управлении и под контролем несравнимо больше, чем у большинства топ-менеджеров частных компаний. Опять же предпринимательский тип у министра скорее вреден для дела, но необходим под определенные цели топ-менеджерам частных компаний.

4. Трампу придется решать конфликты. Что здесь ждать от него?

В силу особенностей Трампа, думаю, его оппонентам придется столкнуться с двумя моделями поведения или видами проводимых им стратегий (по типологии стратегий К. Томаса) — соперничество и компромисс, где соперничество есть навязывание выгодного для себя решения, а компромисс — это завершение конфликта частичными уступками.

5. Как бы вы в целом описали стиль его управления (сколько в нем волюнтаризма, авторитарности, жесткости, компромиссности, умения договариваться)?

— Трамп как-то сказал«В бизнесе сотрудничествоэто основа успеха» (“In business, cooperation is essential to success.” — Donald Trump, "Midas Touch").

Вместе с тем по всем признакам (в том числе языку тела) таких качеств, как жесткость и авторитарность ему не занимать, что для лидера является, безусловно, качествами неотъемлемыми.

Увидим, насколько он изменчив, предсказуем и последователен, точнее, насколько нам это покажут.

Андрей Калашников, ООО «Актуальные управленческие решения»