Реально ли устроиться в компанию Google?

Автор: Богдан Нечаенко

Автор, конечно, немного идеализирует картину, но истина в том, что пока ни одна российская компания не может создать такой поток желающих работать в ней (кроме крупных госкомпаний, но это иная история), а многие хотели бы. И акционеры ставят перед HR такие задачи, выделяют ресурсы и не понимают, почему такого потока нет. Что этот поток дает компании (УП писал об этом год назад)? Дает много идей от новичков и даже от кандидатов. А компании тщательно фиксируют все интересное.

В последние несколько лет такие гиганты IT-индустрии, как Facebook и Google, заметно повысили свой престиж в глазах любого человека, «зависающего» на сайтах с вакансиями. Это относится не только к людям, традиционно связанным со сферой IT — программистам, вебмастерам, разработчикам приложений, но и представителям многих других профессий — маркетологам, менеджерам, рекрутерам, графическим дизайнерам и даже лингвистам. Постараемся разобраться, с чем связан феномен огромного конкурса на рабочие места в компании Google. В 2011 году южноафриканское рекрутинговое агентство JobVine опубликовало интересную инфографику, иллюстрирующую процесс трудоустройства в компанию Google. В ней указано, что на 2011 год компания нанимала от 4000 до 6000 человек, получая более миллиона откликов на вакансии ежегодно: А в 2015 году глава HR-отдела Google заявил в интервью, что число соискателей уже перевалило за 2 миллиона, а число новых назначений осталось прежним (около 5000 в год). То есть в среднем шанс обычного человека устроиться на работу в Google равен 400 к одному. Отметим, что всего 10 лет назад (в 2006 году) весь штат компании составлял около 5000 сотрудников, а за 5 лет их число возросло более чем в 5 раз

В чем же следует искать причины такой бешеной популярности вакансий Google? Конечно, часть успеха и популярности IT-компаний строится на имидже их харизматичных руководителей и основателей — Билла Гейтса (Microsoft), Марка Цукерберга (Facebook), Ларри Пейджа и Сергея Брина (Google). Общественное мнение считает их вестниками технологического прогресса, а их миллиардные банковские счета свидетельствуют о прибыльности IT-индустрии. К слову, четверо из первой десятки рейтинга Forbes 2016 года связаны с IT (Билл Гейтс, Джефф Безос, Марк Цукерберг, Ларри Эллисон), причем имя главы компании Microsoft уже далеко не в первый раз занимает почетную первую строчку. Однако вернемся к обычным сотрудникам Google. Действительно ли их уровень заработной платы позволяет «быть счастливыми, мотивированными и не думать о материальных проблемах», как заявляют боссы компании? Взглянем на эту статистику за 2016 год:

5 из 5 смайликов говорят сами за себя. Как видно, женщины в Google в среднем получают немного меньше мужчин. При этом даже у них минимальный порог заработной платы превышает 55 000 долларов в год (более 4500 в месяц) — далеко не каждая IT-компания в США может похвастаться такими показателями. Если же говорить о представителях высшего звена — это ведущие разработчики, директоры по маркетингу, старшие менеджеры по технологиям, руководители отделов и т.д., то у них нижний порог заработной платы находится примерно на отметке $150 000 в год. Что впечатлит почти любого человека, не работающего в нефтяной компании. Следует добавить, что Google как компания, ценящая своих сотрудников превыше всего, предусматривает и многочисленные «дополнительные преимущества» (по-английски perks), нацеленные на поддержание их материального и духовного благосостояния. На сайте журнала Inc перечислены лишь некоторые из них:

  • бесплатное 2- или 3-разовое питание;

  • возможность использовать продукцию компании до ее выхода на рынок;

  • возможность приводить домашних питомцев на работу;

  • бесплатная круглосуточная техническая поддержка;

  • массаж на работе;

  • оплачиваемый отпуск и пособие по уходу за детьми;

  • пособие по смерти (родственники получают половину зарплаты сотрудника в течение 10 лет!);

  • бесплатный фитнес;

  • правило 80/20 (сотрудник имеет право 20% рабочего времени тратить на собственные проекты в компании).

Естественно, все эти бонусы распространяются только на сотрудников, работающих в штате и на территории работодателя.

Статистика — вещь упрямая. В сентябре 2016 года были опубликованы результаты опроса более 1000 сотрудников Google. Примерно 97 процентов опрошенных дали наивысшую оценку своему работодателю по различным критериям. Вот некоторые из их высказываний:

«У нас много уникальных преимуществ и классных бонусов», «Все необходимое оборудование и ресурсы всегда под рукой», «Я горжусь тем, что здесь работаю», «Я могу без проблем получить лишний выходной, если это необходимо».

Вы все еще не уверены, что отправите в Google свое резюме? Последний довод в пользу компании призван убедить интеллектуальных снобов, что лучшего места работы им не найти. Один из принципов компании при найме на работу — талант или потенциал сотрудника, а не набор конкретных навыков, необходимых для той или иной должности. Вот некоторые из вопросов, которые вам могут задать на собеседовании в Google:

«Сколько мячей для гольфа поместится в школьный автобус?»

«Сколько настройщиков пианино в мире?»

«Как разработать план эвакуации для Сан-Франциско?»

Звучит интригующе, не так ли? Возможно, цель всех этих вопросов — не что иное, как проверить способность человека взяться за решение какой-либо проблемы и предложить свой вариант ее решения. Это одно из тех качеств, которые весьма ценятся в Google. Не менее важно и другое — своевременно устраниться от решения проблемы, когда в вас больше не нуждаются.

Ну и напоследок еще немного статистики. Рассмотрим таблицу, показывающую число новых рабочих мест и наймов сотрудников в США (данные за 2015 и 2016 годы).

Как видно невооруженным глазом, информационная индустрия далеко не в первых рядах (76 000 новых рабочих мест в ноябре 2016 года).

Для сравнения взглянем на другие отрасли, работа в которых считается престижной:

в финансовой сфере — 332 000 новых рабочих мест;

в образовании и здравоохранении 1 120 000;

в сфере досуга и гостеприимства 725 000;

в розничной и оптовой торговле — около 830 000.

В итоге становится понятно, что сфера IT, которая входит в информационную индустрию, просто не в состоянии вместить в себя всех желающих в ней работать. Такие компании, как Google и Facebook, являющиеся флагманами IT-индустрии, не могут позволить себе постоянно нанимать новых сотрудников на одни и те же должности ввиду своей специфики. Отсюда и неимоверное число собеседований (раньше в Google их было около 30, сейчас оптимизированная система подбора персонала позволяет уложиться в 10), нетрадиционные вопросы HR-менеджеров и прочие тернии на пути к звездам.

Информационные и интернет-технологии в нынешнее время переживают настоящий бум. Несомненно, сфера IT еще многие годы и десятилетия будет одной из самых престижных для молодых специалистов. Пример Google, Facebook, Youtube, Twitter и многих других успешных IT-проектов будет вдохновлять не одно поколение стартаперов, желающих повторить успех своих предшественников из Кремниевой долины.

Несомненно, конкурс на рабочие места в Google будет всегда. Конечно, мы не знаем, насколько на него повлияет престиж IT-индустрии в целом. Одно можно сказать точно — 97% «гуглеров» очень довольны своей работой, и поэтому хочется искренне пожелать этой компании самых лучших и преданных сотрудников.

Источники:

www.jobvine.co.za/what-does-it-take-to-get-a-job-at-google/

www.forbes.ru

www.theguardian.com/technology/2015/apr/04/how-to-get-job-at-google-meet-man-hires-fires

https://careers.google.com/

http://www.payscale.com/research/US/Employer=Google%2c_Inc./Salary#by_Job

https://www.bls.gov/jlt/

http://www.inc.com/business-insider/best-google-benefits.html

http://reviews.greatplacetowork.com/google-inc