Истинные причины увольнения топ-менеджеров

Автор: Александра Лыжина

Мифы и легенды, а также предрассудки и предубеждения относительно жизни и работы менеджеров высшего руководящего звена рождаются и живут по своим законам. Изменения в структуре топ-менеджмента зачастую являются плодородной почвой для дискуссий и независимых расследований. В официальных источниках компании информация публикуется весьма сдержанно и шаблонно; в прессе, наоборот, слишком сгущают краски, стараясь привлечь читателя очередным «скандалом».

Скорее всего, истина будет посередине или «где-то рядом». Узнать реальную ситуацию попробуем с помощью данных международных исследований и опираясь на знания экспертов в области подбора персонала высшего управленческого звена.

Мифы об увольнениях топ-менеджеров

Миф 1. Топ-менеджеров увольняют крайне редко

В 60-70-х годах XX века корпоративная культура подразумевала, что каждый выбирает профессиональную деятельность и место работы один раз и на всю жизнь. Поэтому производственный стаж в одной компании, как правило, измерялся десятилетиями. В XXI веке текучесть кадров значительно возросла, и в среднем продолжительность работы в одной организации составляет порядка 5 лет. Более того, некоторые психологи даже советуют менять работу с определенной периодичностью для «поддержания тонуса», «расширения кругозора», а также «улучшения материального положения за счет нового работодателя».

Данный подход считается вполне естественным в отношении рядовых сотрудников, в том числе менеджеров среднего звена. Однако, как бы удивительным это ни казалось на первый взгляд, но топ-менеджеры не являются священными животными и не обладают статусом неприкосновенности. Они точно такие же сотрудники компании, отличаются только уровнем ответственности за управленческие решения и материальным вознаграждением. Согласно статистике, которая ежегодно публикуется на сайте strategyand.pwc.com, в 2000-2015 гг. в среднем уровень текучести кадров высшего управленческого звена в общемировом масштабе составил порядка 13-14%.

Безусловно, увольнение топ-менеджера достаточно дорогое удовольствие и может иметь юридические тонкости. Существуют примеры в международной практике, когда все совокупные выплаты в значительной мере превышали уровень вознаграждения, если бы топ-менеджер продолжал руководить компанией. Так, уход Джилл Барад из «Маттел» в 2000 году обошелся компании в 50 млн долл. Согласно публикации Bloomberg, для финансирования данных выплат «Маттел» должна увеличить ежегодный объем продаж кукол Барби на 600 тыс. штук на протяжении 10 лет. Тем не менее высокий уровень «отступных» вовсе не гарантирует сохранение за менеджером должности в течение многих лет.

Миф 2. Основная причина увольнения — плохие финансовые показатели

Если компания не выходит на плановые финансовые показатели, в этом, естественно, виновато руководство. Однако если бы решение действительно подчинялось данной простой математической модели, то, скорее всего, текучесть кадров на уровне высшего руководства была бы значительно выше и определялась, в том числе, трендами экономического развития как отдельной страны, так и мировой экономики.

К такому выводу пришел Марк Мерфи, основатель и генеральный директор американской компании Leadership IQ на основании опроса 1087 членов советов директоров из 286 государственных и частных компаний, а также различных некоммерческих организаций. Детали исследования будут рассмотрены далее.

Почему на самом деле увольняют топ-менеджеров

Ошибок не совершает только тот, кто ничего не делает. Топ-менеджер, каким бы профессионалом он ни был, тоже может ошибаться. Однако совет директоров и акционеры готовы прощать ошибки до тех пор, пока не будет исчерпан кредит доверия.

http://www.strategyand.pwc.com/ceosuccess

https://www.bloomberg.com/news/articles/2000-09-10/commentary-ceo-pay-nothing-succeeds-like-failure

http://www.leadershipiq.com/blogs/leadershipiq/35353153-why-the-ceo-gets-fired-change-management-and-more

Ошибок не совершает только тот, кто ничего не делает. Топ-менеджер, каким бы профессионалом он ни был, тоже может ошибаться. Однако совет директоров и акционеры готовы прощать ошибки до тех пор, пока не будет исчерпан кредит доверия.

По данным Leadership IQ доверие можно потерять по следующим причинам:

Источник: Leadershipiq.com

1. Плохое управление изменениями

В настоящее время сложно найти компанию, в которой не происходит никаких изменений. Любое изменение — это всегда стресс для сотрудников (большой или маленький), так как даже к положительным изменениям необходимо адаптироваться, чтобы оценить все преимущества. Успех от внедрения изменений во многом зависит от того, насколько положительно к ним настроен персонал, от готовности принять данные изменения. Правильный настрой сотрудников — задача топ-менеджера.

2. Незнание своего покупателя

Заинтересованность топ-менеджера в развитии компании проявляется в том числе в том, насколько хорошо он знает целевой рынок, интересы своих покупателей. Если такой заинтересованности нет, то компания дальше развиваться не сможет.

3. Сокрытие плохих показателей или игнорирование реальной обстановки

Топ-менеджер опасается сильной негативной реакции на плохие показатели или отрицательные результаты работы своих подчиненных, поэтому предпочитает просто о них умалчивать. Однако любая тайна в конце концов раскрывается, и в этом случае последствия могут быть гораздо более серьезными.

4. Много слов, мало дела

Не всегда красивая презентация о новой стратегии и будущих успехах компании, которую показывают на заседании совета директоров, претворяется в жизнь. Причина тому — неумение предпринимать конкретные тактические шаги по реализации стратегии. Как бы это ни показалось странным, но среди топ-менеджеров тоже есть такие случаи.

Дмитрий Лютенко, эксперт компании ГК «Результат», к этому списку добавил бы «отсутствие желания и мотивации у топ-менеджера предпринимать дополнительные усилия, если в целом и так все хорошо». Однако, как он отмечает далее, данный фактор присутствует в российской практике, и нет уверенности, что он не может быть так же характерен в других развитых странах.

Виноваты могут быть обе стороны

Невыполнение топ-менеджером целевых показателей может быть обоюдной виной, если перед топ-менеджером была поставлена невыполнимая задача или не было предоставлено достаточно полномочий, инструментов или информации для выполнения задачи.

Кроме того, как отмечает Дмитрий Лютенко, эксперт компании ГК «Результат», совет директоров не всегда фактически готов к изменениям, ради которых был назначен новый топ-менеджер. По этой причине все идеи и инициативы последнего не находят должной поддержки и одобрения.

Мавр сделал свое дело — мавр может удалиться

Как правило, слово «увольнение» носит негативный характер. Это не удивительно, так как инициатором является не сам сотрудник, а его руководство.

У компании, как и любого другого живого организма, есть свои этапы развития. В процессе своей деятельности компания может менять свой размер, превращаясь из местного производителя в международного гиганта. Как отмечает издание CIO.com 1, навыки управления небольшой компанией существенно отличаются от тех, что должны быть у менеджера крупной компании.

В этом случае либо менеджер, который ранее имел опыт руководства только небольшой компанией, вырабатывает у себя навыки управления на новом уровне, либо уходит.

Анастасия Егунова, руководитель направления подбора «Финансы, Бухгалтерия, Аудит» кадрового агентства Penny Lane Personnel, также отмечает, что в случае ухода генерального директора вместе с ним, как правило, уходит и вся нижестоящая команда топ-менеджеров. Однако это вовсе не означает, что они плохо справлялись со своими обязанностями. Просто конкретному бизнесу их услуги больше не требуются.

Пресловутый человеческий фактор

Показаниям исследований и статистики следует доверять с осторожностью, вспоминая устоявшееся выражение: «Есть большая ложь, есть маленькая ложь, а есть статистика». Когда дело касается взаимодействия людей друг с другом, человеческий фактор нельзя исключать. Более того, степень его важности не стоит недооценивать. Как бы ни был разумен человек и как бы ни пытался поступать рационально, часть решений так или иначе принимается исходя из психологического состояния на определенный момент времени.

Нельзя забывать и про скандалы, которые накладывают тень на честь и достоинство топ-менеджера, что косвенно проецируется на общий имидж компании. В таком случае увольнение — это своего рода вынужденная мера, продиктованная необходимостью поддержания доброго имени и положительной репутации компании в глазах общественности. Так, например, в августе 2010 года покинул свой пост Марк Херд, топ-менеджер компании Hewlett-Packard.

Таким образом, исследование Leadership IQ, безусловно, достойно внимания. Однако, как отмечает Игорь Лубкин, партнер кадрового агентства Top Executive, на самом деле каждый случай увольнения топ-менеджера уникален и индивидуален, у него есть свои особенности и тонкости. Даже несмотря на то, что интервью в исследовании проводилось за закрытыми дверьми в условиях полной конфиденциальности, искренность ответов все-таки гарантировать нельзя. Поэтому результаты исследования имеют столько же ценности, что и показатель «средней температуры по больнице».

http://www.cio.com/article/2386784/ceo-role/7-ways-to-get-your-ceo-fired.html

Александра Лыжина