PR для ритейловой сети

Автор: С. Пашутин

Положительный имидж является одним из необходимых атрибутов респектабельного бизнеса, особенно в сфере розничной торговли. Это обусловлено усилением конкуренции и, соответственно, возросшей озабоченностью компаний к тому, как они воспринимаются на рынке и в обществе в целом. Становится все более очевидным, что приличная репутация торговой розничной фирмы, безукоризненное соблюдение этических норм ведения бизнеса, то, как она выглядит в глазах окружающих, или ее благоприятное впечатление – все это является залогом устойчивого, значительного и продолжительного успеха фирмы и составляет ее позитивный корпоративный имидж.

 

Формирование имиджа компании обычно является сферой деятельности службы PR, выполняющей важные функции по созданию во внешней среде условий, обеспечивающих долговременный коммерческий успех для конкретной организации. Все дело в том, что благоприятное впечатление – это не застывший образ, а находящийся в постоянном движении хрупкий и дорогостоящий товар. Для его построения требуется много времени и усилий, в то время как лишь небольшая ошибка может создать негативное впечатление о компании.

Основная цель PR, помимо информирования общественности о деятельности фирмы и внушения к ней доверия, – это создание дружелюбной среды. То есть формирование соответствующего окружения, которое будет отличаться лояльным поведением в отношении организации и не станет препятствовать ее тактическим ходам на рынке и стратегическому развитию в целом. Что позволяет в итоге избежать социальных и прочих потрясений, а также облегчить переход к новым производственным отношениям.
Не секрет, что ритейловый бизнес, особенно продуктовый, – это зона повышенной ответственности, а значит, и особого общественного интереса. Решения, которые принимаются участниками продовольственного рынка, касаются жизни тысяч и миллионов людей. В связи с чем даже одна ошибка может иметь весьма серьезные негативные последствия. И вполне естественно, что ко всем событиям на рынке продуктов питания привлечено чрезмерное и/или пристальное внимание. Поэтому практически невозможно адекватно реагировать на изменения настроений в обществе без использования PR-технологий. Последние способны кардинальным образом трансформировать существующие стереотипы или нейтрализовать негативный эмоциональный настрой широких слоев общественности и пристрастной целевой аудитории.

Что касается этической стороны пиаровских приемов, о которых сейчас очень много говорят, то эта проблема больше лежит в области технологической открытости или, как сейчас говорят, в «прозрачности», а не в противопоставлении «чистых» технологий «грязным». Прежде всего, это объективное и честное информирование общественности о разных сторонах деятельности конкретной организации. При этом необходимо соблюдать чувство меры – никто ведь не требует абсолютно всех сведений, а сами способы подачи специально отобранной, правильно дозированной и тщательно выверенной информации не должны быть слишком заметными и навязчивыми, что раздражает и может смазать хорошее впечатление от грамотно проведенной PR-акции. То есть успех PR-мероприятий определяется только величиной квалификации, уровнем профессионализма и степенью творческого подхода PR-технолога, а также его гражданской позицией, но вовсе не существованием, доступных исключительно для избранных, каких-то секретных манипуляций. В самом общем виде проведение PR-мероприятий предусматривает обязательное соблюдение ряда следующих ключевых этапов:
1. Первоначальный анализ ситуации.
n Описание проблемы, требующей решения с использованием PR-технологий.
n Анализ значимого окружения (различные лица и организации), вовлеченного тем или иным образом в PR-кампанию, то есть выявление и изучение целевых групп, способных повлиять на решение проблемы.
n Постановка цели PR-кампании (по результатам проведенного анализа) с описанием предпочтительных итоговых достижений по позиционированию продвигаемого продукта (изменение стереотипов, сознания, представлений, отношения, поведения людей, их приоритетов и пр.).
2. Концептуальная разработка продвигаемых положений по позиционированию PR-продукта, то есть формулировка задач, решаемых в ходе PR-кампании.
n Главная идея и образ, отражающий нужную ситуацию, подходы к их изменению.
n Определение мотивации, присущей данной целевой группе, то есть выявление потребности с высоким уровнем интенсивности, заставляющей искать пути и способы ее удовлетворения.
n Выявление стереотипов, свойственных конкретной целевой аудитории, и приемы их коррекции.
3. Разработка адекватных сообщений с их последующей трансляцией разным целевым группам.
(Задуманные результаты в виде желаемых действий целевых групп являются следствием донесения до них определенной информации, или иначе – сообщения. Распространение структурированного по форме и содержанию сообщения предусматривает степень воздействия на аудиторию, ее желаемый охват и частоту появления. Для каждой целевой группы разрабатываются свои сообщения, которые отвечают определенным задачам и соответствуют принятым в данной группе понятиям, а также учитывают побудительные мотивы, способные вызвать нужную ответную реакцию.)
4. Выбор и обоснование методов и каналов подачи информации, адекватных целевым аудиториям, для получения запланированных результатов от PR-кампании, то есть определение инструментов продвижения задуманных положений (или выбор средств PR).
n Каналы личной коммуникации (прямое общение друг с другом, а также по телефону, через Интернет или посредством личной переписки).
n Каналы неличной коммуникации (общение без личных контактов или обратной связи, осуществляемое через СМИ, телерадиовещание или наглядную рекламу).
n Мероприятия событийного характера (презентации, пресс-конференции, специальные мероприятия, церемонии торжественного открытия организации или какой-либо новой программы, выставки и т.д.).
n Средства локального и избирательного воздействия, рассчитанные на специализированные аудитории.
(В ряде случаев последние из вышеназванных средств оказываются более полезными, так как могут способствовать передаче нужного сообщения людям, живущим в конкретном регионе либо принадлежащим к определенной профессиональной или социальной группе и имеющим общие интересы.)
5. Анализ ресурсов PR-кампании с коррекцией технологических приемов в зависимости от временных или финансовых ограничений при ее проведении, то есть исходя из реальных возможностей предприятия.
6. Составление стандартного календарного плана по реализации мероприятий PR-кампании.
В силу своей универсальности подобная схема PR-кампании с незначительными модификациями может быть адаптирована практически для любого бизнес-проекта. Применительно к ритейловому бизнесу особенно актуальной она окажется для обеспечения быстрого и комфортного вторжения торговой розничной структуры на новую сбытовую территорию. Так, например, проведение PR-кампании окажется наиболее востребованной акцией при реализации ритейловых проектов, предусматривающих хотя бы частичный передел сфер влияния. Например, в ходе приватизации или дружественном либо недружественном поглощении магазинов при создании розничных сетей, причем уже на самых ранних этапах – при декларациях о намерениях. Масштабы отрицательных последствий при этом не ограничиваются только ущемлением коммерческих интересов многих участников рынка. Они могут затронуть и способны всколыхнуть общественное внимание, далеко не равнодушное к силовым методам или недобросовестным акциям по захвату социально значимых сегментов продовольственного рынка. В свою очередь, без проведения опережающих и нейтрализующих PR-мероприятий осуществление сбытовой стратегии у данной сетевой компании будет значительно затруднено.
Не обойтись без использования PR-технологий при открытии нового магазина или выстраивания розничной сети на уже сложившемся рынке, где ритейлеру предстоит столкнуться с жесткой конкуренцией старожилов. В принципе это наиболее эффективный и цивилизованный рыночный способ мягкого и безболезненного разрешения «конфликта интересов» среди задействованных в нем участников продовольственного рынка. Конечно, существуют гораздо менее затратные, эволюционные способы реализации бизнес-проектов. Однако в плане территориального охвата, то есть при расширении ритейловой сети, подобной нерасторопностью, вызванной стратегией постепенного вхождения, не преминут воспользоваться более агрессивные конкуренты, и тогда придется вкладывать уже значительно больше средств только для того, чтобы удержать ранее завоеванные рыночные позиции.