Я не очень люблю брать на работу топов с сильным персональным брендом

Автор: Ольга Никитина, «Симона»

- Как реально действует в бизнесе персональный бренд — как некий феномен?

- Однозначно существует феномен лидера: от капитана зависит, каким курсом пойдет по морям корабль. Очень много фирм выбрали интересные и необычные направления работы. Но если во главе бизнеса стоят люди (учредители, директор), которые не могут грамотно управлять коллективом, продвигать идею, этот корабль затонет. Поэтому от руководителя зависит практически все. Есть притча, которая часто используется в тренингах, когда тренер задает вопрос аудитории: есть два стада, в одном — бараны, но ими управляет лев, а в другом случае стадом львов управляет баран. Как вы считаете, какое стадо дойдет до намеченной цели? Все почему-то считают, что стая львов дойдет. Ничего подобного. Когда руководит баран, стадо никуда не пойдет. Проще заставить идти вперед или уговорить, пообещав зеленую травку, стаду баранов, которое возглавляет лев.

Ни один серьезный заказчик не будет разговаривать с менеджером, с техническим специалистом, с бухгалтерией — компанию представляют руководители на разных уровнях. Допустим, раньше было купеческое слово. Это не работники купца что-то обещали, а именно сам купец. Феномен лидера и руководителя определяет, насколько его компания будет успешна или не успешна.

- Как катализатор успеха?

- Понятие успех очень размытое. Почему ты успешный человек? Потому что счастлив иметь деньги от наследства и живешь созерцательно, благостно наблюдая за тем, как художник рисует картину? Если мы говорим о бизнесе, под успехом имеется в виду, насколько долго твоя компания на этом рынке и насколько она развивается. Наша компания давно на рынке, хотя, если брать динамику развития, нельзя сказать, что мы идем семимильными шагами, что бизнес растет в геометрической прогрессии. Такого нет. Но если бренд существует на рынке длительное время, завоевал себе репутацию, это говорит о том, что руководитель правильный. Какой бы феномен руководителя ни был, одна из его самых важных задач — правильно подобрать команду.

Если в фирме работает 100 человек, невозможно, чтобы все сто разделяли цели и задачи собственника и были единомышленниками. Если бы они были такими же целеустремленными, харизматичными, активными и позитивными, они бы сами были руководителями и под тобой не работали. Если из ста человек в команде 5 единомышленников, тогда компания будет развиваться.

В моем случае женский фактор сработал: женщины более домовитые, экономные. Исходя из своего жизненного опыта, могу сказать, что женщины в кризис готовы работать, как японцы, в три смены. Часто мужчины в кризисных ситуациях поднимают лапки, теряются, впадают в ступор. Женщина понимает, что у нее есть дети, за которых она ответственна. И она не имеет права расслабляться. У меня много подруг-предпринимателей — у одних бизнес побольше, у других поменьше. Но для них коллектив — это их семья, а они — мамы. Поэтому они продумывают каждый шаг — максимально стараются просчитать контракты, оценивают опасность кредитов, надежность потенциальных партнеров. Женщины, на мой взгляд, намного серьезнее относятся к бизнесу. Я не беру салоны красоты — я говорю про серьезный промышленный сегмент.

Моя хорошая подруга возглавляет завод герметизирующих материалов в Дзержинске. Она выкупила участок земли для своего коллектива. Там они сажают картошку, помидоры, зелень. И коллектив у нее держится, потому что они видят, что руководитель не себе карманы набивает и не на «Бентли» катается, а старается поддержать людей. Особенно это ценно в наше время, когда сложно выживать в рыночных условиях — продукты дорожают, а она хочет, чтобы ее коллектив жил достойно.

Да, руководитель — катализатор успеха, но очень важна роль команды. Важно интуитивно правильно набирать команду. И если набрал команду — помогай своим людям. У нас текучка нулевая по инжиниринговой компании, только если мы сами не уволим кого-то. Хотя мы сложно подходим к увольнению людей: он должен совершить много финансовых и моральных промахов. Если компания предоставляет бесплатные обеды, оплачивает по КЗОТу отпуск, больничные, есть ежегодные премии, бонусные системы, люди будут за нее держаться. Мы специально вызывали бизнес-тренера, чтобы дружно командой разработать стратегию компании, чтобы коллектив понимал, за что он может получить премию, за что не может. Когда люди видят, что руководители о них заботятся, какие бы условия, кризисы не были, они будут ценить такой подход. Несмотря на дефолты, сложные экономические ситуации, важно делать все, чтобы коллектив сохранился, чтобы зарплата была стабильная, чтобы были договоры на будущее.

Я считаю важным постоянно заниматься развитием коллектива — отправлять на курсы для получения сертификата. Недавно мы свое сборочное производство открыли, потому что не всем нужно дорогое оборудование. Допустим, «Сименс» — немецкое качество, но чуть дороже. Количество людей мы не так быстро увеличиваем, но тем не менее оно растет.

- Как кредит доверия?

- Бизнес развивается в разных направлениях. Если партнеры видят политику порядочности, имеют кредит доверия, они будут с удовольствием с вами работать. Если ты один раз подставишь человека, организацию, даже если потом исправишься, репутация будет уже испорчена. Как говорится, ложки нашлись, а осадочек остался. Да, не ошибается тот, кто ничего не делает. Всякие бывают нюансы. Но любая ситуация исправима. С тем же заказчиком можно созвониться, объяснить ситуацию, поговорить.

Приведу пример: на предприятии проходили пусконаладочные работы, есть определенные суммы, сколько они стоят. Но есть еще объективный фактор. Допустим, ты занимаешься ремонтом квартиры и думаешь, что за полгода точно отремонтируешь 40 квадратных метров. Но в итоге получаются другие деньги и другие сроки — кухню не привезли, стройматериалов не было. Та же ситуация при пусконаладке оборудования. Конечно, я могу сказать монтажникам и строителям: «Вы знаете, вы нам должны были сдать объект в эти сроки, я планировала, что своих работников отправлю на другой объект. Это вы виноваты, что нам вовремя не отдали объект для пусконаладки, поэтому, извините, сколько смогу за этот месяц, столько сделаю. На второй месяц у меня есть куда людей перекинуть». Если бы я хоть раз такое сказала, директор завода бы больше со мной не стал разговаривать.

У нас такие случаи были, когда мы должны были за полгода закончить пусконаладку. В итоге на это ушел год, и мы уже практически ушли в ноль. Но директор завода видел, что я прикладываю все усилия. И если другие подрядчики выходили только в одну смену, мы в течение года в 2-3 смены работали, чтобы все наверстать. Это и есть кредит доверия. И сейчас я могу в любой момент позвонить, и директор завода лично меня встречает. А организации, которые в позы встали, им было наплевать на заказчика, на директора завода, их больше нет.

- Как мотиватор к учебе?

- У меня три высших образования — финансовое, экономическое и строительное. Я постоянно учусь, хожу на семинары. Но даже если я бесплатно предложу выучить сотрудников, они не побегут все с радостными возгласами «ой, да, мы хотим…». Ничего подобного. Люди все разные. Кто-то даже если ему заплатят, не пойдет обучаться. И объяснять человеку, что если ты уволишься завтра, то послезавтра попадешь в другую организацию как хороший специалист, если у тебя есть корочки, часто бесполезно. Я делаю ставку на людей, которые хотят учиться. Например, продажников надо обучать в режиме онлайн.

- Как магнит в команде?

- В команде есть несколько человек, которые составляют ядро бизнеса. В бухгалтерии есть свой резерв, в техническом центре свой, у менеджеров свой. Когда ключевые должности заняты неравнодушными, интересными людьми, они притягивают остальной коллектив. Я приглашала фирму, которая проводила опрос — мне хотелось понять, как грамотно мотивировать людей. Мне интересно не просто назначать бонусы к концу года, а выделять премиями и прочими «конфетками» наиболее эффективных сотрудников. Коллективу было не интересно заниматься этим вопросом: «Ольга Юрьевна, вы сами распределяйте премии».

Нанятая фирма провела анкетирование всех сотрудников, которые оценивали по 10-балльной системе, насколько им нравится работать в компании. Получился интересный результат. Те люди, которые проработали 15 лет, сказали, что все плохо, еле работаем и скажите спасибо, что мы в принципе выходим на работу. За это работодатель должен нам еще и платить. Я, конечно, утрирую, но суть понятна. Люди, которые проработали у нас 7 лет, ответили, что в принципе все хорошо. Но работодателю есть над чем поработать — условно говоря, нам на обед дают первое, второе, третье и компот, а могли бы еще и пирожки предложить. 12 лет назад мы каждый год вывозили свою фирму за границу на 2-3 дня. И давно работающие сотрудники сравнивают, что было ранее, а что сейчас. Сотрудники, устроившиеся три года назад, признались, что даже не представляли, что есть компании, обеспечивающие такую заботу о коллективе, такой психологический комфорт: и напоят, и накормят, и по головке погладят. Вывод: к хорошему человек быстро привыкает. «Ветераны» привыкли к определенным отношениям и принимают многие бонусы как должное. А вот новичкам есть с чем сравнить.

Как защита от невзгод?

- По стратегии развития каждый сотрудник оценивает другого. Допустим, менеджер соприкасается с бухгалтерией — сотрудники обоих отделов оценивают друг друга. Кто больше баллов наберет, у того премия выше. Итоги подводятся ежемесячно. И лучшие отмечаются на доске почета. Я каждый раз людям пытаюсь объяснить: «Вы живете не в вакууме, вы на улицу выходите, вы знаете про непростую экономическую ситуацию. Почему же такое раздолбайство?» Они считают, что живут в коммунизме, невзгод никаких нет, все просто замечательно.

Многолетняя работа в стабильной компании вселила в них веру, что все хорошо. Хотя они видят, что много аналогичных инжиниринговых фирм приказали долго жить из-за руководителя или набранных кредитов. Им кажется, что у меня-то все хорошо. И как бы я ни говорила, что давайте скооперируемся, давайте работать не по 8 часов, а на час больше, ничего на них не действует. Время 5 часов — и как в фильме «Служебный роман» — всех как ветром сдуло. Как бы я ни говорила, что на дворе кризис, что надо быть более эффективными, все бесполезно: они знают, что я их от невзгод защищу.

Проблем было множество — с органами, налоговыми, рейдерством. Все этапы, которые обычно проходит предприниматель, я на своем веку пережила. Мы выстояли, так как правда была на нашей стороне. Раз руководитель может все вопросы решить, персонал считает, что бояться нечего. И убедить их работать по-другому, более активно — бесполезно.

- Как инновационный мотор?

- Помните фильм «Как закалялась сталь»? Даже нашу историю взять. Демократия в России не приживется, как бы мы не хотели. Наш менталитет — царь. Есть царь, и есть все остальные. Люди равняются в бизнесе на лидера. Плохое у тебя настроение, хорошее, есть у тебя инновационные идеи или нет — коллектив должен видеть, что у тебя все хорошо как у руководителя, ты просто фонтанируешь идеями. Я то себе отчет отдаю, что 90% этих идей утопические, в финансовом и брендовом плане они не выстоят, но коллектив должен видеть, что идей у меня множество. Командир всегда должен быть в хорошем настроении, на боевом окне и вселять в своих воинов победный дух.

У каждого лидера свой стиль руководства, но со спокойным, флегматичным, просчитанным лидером сложнее, скучнее и рутиннее работать. А когда руководитель живой, этот настрой передается коллективу. Все мои сотрудники знают, что у меня с 7 до 10 каждый день теннис, тренажерный зал. Спорт для меня святое. Меня до 10 утра лучше не трогать. Сотрудники видят, что я серьезно занимаюсь своим здоровьем и собираюсь еще долго быть активной и позитивной. Все люди наблюдают за лидерами: если катается на новой машине — значит деньги в бизнесе есть. Руководители должны обладать мотором, быть вечными двигателями. Ученые доказали, что если человек ведет активный образ жизни, позитивный — к нему будут тянуться такие же партнеры, коллеги, подчиненные.

- Как шанс последней надежды?

...

Ольга Никитина, генеральный директор, собственник компании «Симона».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU