Репутация вуза нарабатывается годами

Автор: Аркадий Марон, Международный Еврейский институт

- Как ответить на запрос бизнеса получать студентов с практическими навыками в работе?

- Исследования, проведенные, в частности, с участием Высшей школы экономики, показывают, что большинство работодателей ставят на первое место выпускников со знанием профессиональной области. Опыт работы, вопреки распространенному мнению, находится далеко не на первом месте. Скорее всего, на первом месте он находится у тех, кто формально в отделе кадров занимается этими вопросами. Поэтому я считаю, что лучшее направление, связанное с бизнесом, — это давать студентам теоретические знания в выбранной профессии. Надо давать учащимся возможность совмещать теорию и практику. В противном случае они оказываются обычными работниками, а практика — она дает не знания, а навыки, зачастую неверные. Понятно, что если фирма плохая, то навыки и знания будут далеко не правильными.

Вузам нужно составлять хороший учебный план и учить студентов тем вещам, которые он предполагает. Я считаю, что разговоры в стиле Райкина «забудьте то, чему вас учили» являются несерьезными. 

- Привлекаете ли вы практиков бизнеса?

- Да, конечно. Это обязательное условие даже по стандартам образования. Преподавание — это отдельная профессия, и, конечно, в первую очередь мы приглашаем тех, кто готов провести целиком курс. Также мы устраиваем мастер-классы ведущих бизнесменов, преподавателей и ученых. Раз в месяц мы приглашаем в наш институт гостей, которые проводят для студентов подобные мероприятия. Например, два последних мастер-класса: у нас выступал ректор РЭШа, и буквально сразу за ним выступал Вадим Богданов (компания «Богданов и партнеры» — золотой партнер Microsoft), а между ними выступил профессор израильского института Махон Лев.

- Надо ли и как мотивировать самих студентов на то, чтобы они на выходе имели более приемлемые для экономики знания?

- Мотивировать студентов можно, только лишь заинтересовав их. Потому что главная ошибка педагогов и родителей, начиная от детского сада, заключается в том, что они думают, что дети готовятся к жизни. Это не так — они живут. Нужно, чтобы студент сам хотел получать образование. Занятия должны быть на хорошем уровне, а после занятий он должен иметь возможность свои знания применить.

Есть разные уровни подготовки. Мы готовим бакалавров так, чтобы они смогли выйти и работать наемными работниками. Когда человек после бакалавриата идет в магистратуру, он должен сам понимать, что ему нравится, и соответственно выбирать направление подготовки. Вот яркий пример: есть специальности «программная инженерия» и «бизнес-информатика». Это вполне хороший вариант, когда ты бакалавр программной инженерии, когда ты умеешь работать руками, и магистр бизнес-информатики, когда ты способен грамотно поставить задачу и потом понимать, как ее будут программировать.

- Какие фундаментальные знания при этом важно не потерять и дать студентам?

- Фундаментальные знания — это понимание методов науки — где она может быть применена, а где нет. Если говорить конкретно о тех, кто учится на экономике, то понятно, что для них главное не столько аппарат (потому что не во всех экономических задачах аппарат работает), они должны изучить математическую культуру и понимать, где какие методы применять. Например, не применять теорию вероятности, когда надо проанализировать уникальный проект.

- Стажировки в компаниях — идут ли на это компании, и какие, и готовы ли к этому студенты?

- Стажировки вещь хорошая. Конечно, не все компании заинтересованы в том, чтобы терять свое время и работать со студентами. Мы стараемся отобрать компании, где готовы работать со стажерами, и предлагаем туда своих студентов. Например, IBM. Компания, которая понимает, кого они берут. Студенты работают по 4 часа, условия оговариваются заранее.

- Что делать с такой проблемой: многие выпускники вузов не могут выдержать 8-часовой рабочий день?

- Я не вижу в этом проблемы, я вижу проблему в другом: человек должен воспринимать корпоративную культуру. А корпоративная культура бывает разная. Например, в Роснефти или Сбербанке она одна, а в компании Glance — совершенно другая. А задача вуза и непосредственно преподавателей заключается в том, чтобы студент начал это понимать. Во всех учебных учреждениях существует даже отдельный курс лекций по корпоративной культуре и этике.

- Почему в «Гугл», где 10 тысяч кандидатов на 1 вакансию, текучка как везде?

- Я могу только предположить, что из-за такого количества претендентов на одно место происходит случайный отбор кандидата: отсекают очень плохих, а из оставшихся выбирается некто. Но в таком случае нет совершенно никакой гарантии, что выбранный кандидат будет эффективен в работе. А второе — в большой компании вертикальный рост не развит, а потому работники делают свою работу какое-то время, а потом уходят с хорошим резюме, что у них есть опыт работы в большой компании.

- Каких выпускников предпочитают компании?

...

Аркадий Марон, Международный Еврейский институт

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU