Бизнес и власть: пора менять правила игры

Автор: Сергей Пронин, «Таресс»

- Сегодня государство декларирует вселенскую помощь бизнесу. Но что мы имеем на практике?

— Я бы назвал это «помощь в приказе». Вы приходите и говорите: «Товарищ начальник, мне нужны столы, стулья». А у начальника ничего нет, а даже если и есть, то он ничего давать не хочет и говорит: «Я окажу вам помощь в приказе», и в приказе будет написано: такому-то указать, обязать, предупредить, проконтролировать, доложить… — вот это и есть помощь в приказе.

Опытные бизнесмены не обращаются за помощью к государству, потому что так называемая «помощь» для большинства предпринимателей заканчивается увеличением их проблем: для получения бюджетных денег необходимо собрать множество документов, пройти множество процедур, различных проверок. Ни для кого также не секрет, что многие чиновники при этом хотят еще и откат получить. Кроме того, много денег государство обычно не дает, и за каждую копейку придется отчитываться перед несколькими ведомствами, в том числе фискальными и правоохранительными.

На мой взгляд, если государство хочет, чтобы бизнес шел за этой помощью и был благодарен за нее, то правила оказания этой помощи нужно менять, иначе эта помощь так и останется только на бумаге, иначе говоря «в приказе».

- Как-то В. Никонов сказал, что бизнесмены предпочли бы знать 10 правил, чего НЕЛЬЗЯ делать (интервью УП). В чем дело? Правил слишком много, критерии наказания за них толкуются непонятно как или бизнесмены еще не готовы работать по правилам?

- Бизнес имеет разные масштабы или, если хотите, уровни. Есть очень крупный бизнес, который называют часто олигархическим, и к нему относят людей, имеющих осязаемую долю в какой-то отрасли экономики, а иногда и в целом в экономике страны — предпринимателей, чьи доли исчисляются не сотыми процента, а их десятками. У них свои правила игры, которые основаны на неформальных договоренностях с государством, поэтому о них отдельный разговор.

Но есть компании и меньших масштабов: средний бизнес (оборот до 1 миллиарда рублей в год), малый бизнес (оборот составляет 400 миллионов рублей в год) и микро-бизнес (оборот до 60 миллионов рублей в год без учета НДС). Кроме того, я бы предложил ввести новое понятие — нано-бизнес. Здесь мы имеем в виду не бизнес, связанный с нанотехнологиями, и не надо ассоциировать его с А.Б. Чубайсом. Речь идет о более чем миллионе компаний в нашей стране, чей оборот составляет до 20 миллионов рублей с числом работников не более 5 человек. Руководители этих предприятий, а также индивидуальные предприниматели, зачастую люди-практики без высшего экономического или юридического образования. Поэтому им довольно сложно разобраться в налоговой документации. В связи с этим им трудно составлять множественные отчеты, а значит, они должны нанимать соответствующих специалистов, которым необходимо платить деньги, выводя их из не самого высокодоходного бизнеса.

Если бы государство освободило эту категорию компаний и самозанятых от выплаты налогов на предприятие даже на 3-5 лет, люди смогли бы выйти из тени и спокойно и продуктивно работать. Впоследствии целесообразно установить минимальный фиксированный платеж, скажем, 1% от оборота. Тем более что собираемые средства даже не окупают усилия по администрированию этих налогов. Я бы оставил, хотя и в уменьшенном виде, налоги, связанные с выплатой работникам: налог на доход, социальные платежи — это нужно, чтобы люди чувствовали себя полноценными гражданами своей страны, а также могли воспользоваться налоговыми льготами. Эти предложения я изложил в своем выступлении на заседании Генерального совета «Деловой России» 25 мая 2017 года. Очень надеюсь, что они будут услышаны.

Конечно, есть опасение, что некоторые компании начнут дробить свой бизнес, но это достаточно сложно, к тому же 20 миллионов — маленькая сумма и существенного экономического эффекта дробление бизнеса не даст.

- Выходит, что для бизнеса не всегда эффективно работать по правилам?

- Для нанобизнеса — нет. Эти люди решают вопрос безработицы в стране и сами себя кормят, нужно сделать шаг им навстречу. А вот если государство хочет, чтобы налоги платили все, оно должно прежде всего доказать и показать, куда эти деньги идут. Приведем пример. В Ульяновской области средняя зарплата составляет 26 тысяч рублей. По факту люди получают 15-18 тысяч рублей. А если учитывать ежемесячный доход чиновников, который нередко превышает 80-100 тысяч рублей, то как раз выходит средняя зарплата по области — 26 тысяч рублей. Кроме того, в нашей стране в разных ведомствах человек на одной и той же должности получает разную заработную плату. К примеру, уборщица в маленьком магазинчике будет получать не больше 10 тысяч рублей, в «Газпроме» — около 50 тысяч рублей, в госучреждении гарантированно 30 — 40 тысяч. Получается, что одна и та же работа оценивается по-разному. И возникает вопрос — где социальная справедливость? Интересно, что не в коммерции больше получают, а в госструктурах. В том числе и поэтому сегодня самая престижная работа — в органах власти. Хорошие зарплаты и социальные гарантии — это здорово, но почему это достается не всем в нашем так называемом социальном государстве?

Надо устранять эту несправедливость. Это неравенство ведет к перекосам в сознании людей. Многие люди сейчас недовольны, у них не возникает желания сделать наше страну лучше, появляется злость и агрессия по отношению к тем, кто несправедливо живет лучше. Государству стоит об этом задуматься.

- В США работники сами платят пенсионные начисления и налоги. Стоит ли нам переходить к этой системе?

...

Сергей Борисович Пронин — генеральный директор консалтинговой компании «Таресс»; член Генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»; главный эксперт по бизнесу журнала «Управление персоналом».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU