Люди — золотой ресурс цифровой трансформации бизнеса

Автор: Полина Хабарова, «КРОК»

«Трансформируйся или умри!» — под таким девизом прошел Dell EMC Forum 2016, одно из значительных IT-событий России. Внедрение digital-технологий в бизнес-процессы и жизнь общества — это не просто новый тренд в их развитии. Цифровая трансформация — насущная необходимость и единственный путь, по которому мы все идем в новое будущее.

- Какой выбор делает большинство российских компаний — в пользу цифровой трансформации или работы по старинке?

– Я могу рассказать об опыте «КРОК» и поделиться своими мыслями на эту тему. На мой взгляд, digital-трансформация неизбежна — если бизнес не поменяется, то просто не сможет существовать в перспективе ближайших 10 лет. Нецифровых компаний не останется, даже если мы говорим о традиционных секторах — нефтянка или металлургия, — которые сейчас только думают, как подступиться к digital. IT- и медиа-компании уже далеко впереди. И речь не об изменениях одних инструментов, а о трансформации подхода к ведению бизнеса. Меняется портфель услуг, которые компании предоставляют клиентам.

- Цифровая трансформация — это эволюция или революция?

– Для «КРОК» ближе эволюция в силу особенностей нашей корпоративной культуры. Если у вас хватает сил, ресурсов и желания пойти ее путем, выбирайте ее. Хотя наверняка есть компании, которым ближе революционный подход, который требует более жестких мер и потерь.

Важно помнить, какую стратегию вы бы не выбрали, посмотрите вокруг, изучите опыт тех, кто уже перешел в цифру, и адаптируйте его под себя. Особенно полезны кейсы digital-born компаний, которые изначально родились цифровыми — Google, LinkdIn, Facebook, Amazon.

- По результатам исследования Oxford Economics, больше всего цифровой трансформации подвержены IT-компании, меньше всего — госсектор. Как это объяснить с точки зрения HR?

– Не всегда, во многом эти процессы зависят от культурного кода и экономики конкретной страны. Если говорить о России, то HR-функции долгое время в принципе не существовало в нашем госсекторе. Были только высококлассные специалисты по кадрам, которые, безусловно, хорошо знали законодательство и все необходимое в рамках кадрового учета. Если же говорить про зарубежный опыт, есть страны, в которых госсектор первым пошел в цифру, например, Австралия. Причем там это произошло значительно раньше бизнеса, на блокчейнах была построена система операций между человеком и государством.

- Цифровизация в России — в чем специфика?

– Все от бедности. Цифровая трансформация — длительный процесс, особенно в случае эволюционного пути. Он требует значительных инвестиций, причем не только денежных и временных, но и кадровых. По сути, мы полностью пересматриваем бизнес, перестраиваем его изнутри. Нестабильная экономика и постоянно меняющаяся политическая обстановка не располагают к постепенным изменениям, а тормозят процесс. В странах с более стабильной экономикой и политикой это происходит менее болезненно.

- Кто является центром цифровой трансформации в компании, ее инициатором и двигателем?

– Я считаю, что это собственник бизнеса и CEO при поддержке HR. Дальше эта тема спускается на уровень digital-лидеров и остальных сотрудников. Я знаю, что некоторые компании выделяют внутри отдельную роль Chief Digital Officer. Чаще всего ее может выполнять IT-директор, который становится наставником для заказчиков по IT-продуктам.

- Какую роль в цифровой трансформации играет HR?

– Любая трансформация затрагивает изменение четырех параметров: процессов, технологий, людей, культуры. За счет управления внутренними процессами HR влияет на последние два категории — культуру и людей. Даже вопрос технологий так или иначе зависит от нас — HR влияет на работу сотрудников IT-департамента, а значит опосредованно и на развитие технологии. В «КРОК» генеральный директор, он же собственник, Борис Бобровников решал вопросы верхнего уровня, HR работал с ним в тесной связке, затем к изменениям подключились остальные топ-менеджеры компании, дальше — digital-лидеры в функциях и проектных командах и только потом остальные КРОКовцы. HR был погружен в процесс постоянно.

- Digital-лидер — кто он такой, откуда берется, как вырастает?

– Это человек, который отлично разбирается в технологиях, смотрит на любой процесс через цифру, обладает определенным набором компетенций. Есть два пути появления digital-лидеров в компании. Радикальный метод — нанять digital-евангелистов с рынка и погрузить в свой бизнес. КРОКу ближе другой подход. Мы обучаем действующих сотрудников быть digital. Для этого в компании есть программы для коллег из разных направлений и уровней. Сейчас у нас в разработке годовой курс «Я — digital», который позволит всем сотрудникам погрузиться в цифровой контекст.

- Верно ли, что цифровой трансформации мешает в первую очередь человеческий фактор?

...

Полина Хабарова, заместитель генерального директора по работе с персоналом IT-компании «КРОК».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU