Мы с тобой одной крови

Автор: Тамара Егорова, ГК «Никамед»

- Почему многие бизнесмены считают, что персонал может и обязан разделять с ними их ценности (персонал-то понимает, как делятся вершки и корешки)?

- Встречный вопрос: а может ли процветать компания, в которой трудятся люди, проповедующие разные ценности? Я все чаще вспоминаю книжку, которая произвела на меня впечатление в детстве. Никогда не думала, насколько она будет близка к тому, чем я занимаюсь. Я говорю о «Маугли» Редьярда Киплинга… Помните ключевую фразу — «Мы с тобой одной крови!»? Так вот и в компании, которая стремится к успеху, все сотрудники должны быть «одной крови», т.е. разделять ценности и принципы бизнеса. Только в таком случае она добивается лидерской позиции, выживает в кризис, генерирует инновации за счет вовлеченных в работу сотрудников. 
 
- Насколько большой разрыв между реальной картинкой того, что персонал разделяет с акционерами ценности бизнеса, и картинкой, выдаваемой руководством?

- На мой взгляд, разрыв в представлениях, каким бы он ни был, уходит в прошлое. И причина этого вполне обоснована: владельцы бизнеса заинтересованы в повышении эффективности работы персонала, а для этого только высокой заработной платы недостаточно. Да и доказано уже, что деньги — не мотиватор. Все больше внимания стали уделять душе компании, т.е. корпоративной культуре, которая строится на ценностях компании. 
Корпоративная культура может быть как стратегическим ресурсом, так и существенным тормозом в развитии компании. Ради успеха мы должны научиться искусству соединения профессионализма и души, и задача HR максимально сократить обозначенный вами разрыв, если он существует.
 
- Компания растет, и вчера ценностью было выживание, а сегодня — диверсификация или прибыль. Как быть с этим феноменом?

С ростом компании скорее меняется цель, а не ценность. Ценности позволяют добиваться целей, как часто бы они ни менялись. Гибкость — тоже может являться ценностью бизнеса, и в этом случае у потенциальных сотрудников мы будем искать такую компетенцию, как умение работать в условиях изменений. 
 
- Дэйв Логан в новой книге «ПЛЕМЯ» считает, что навязать ценности персоналу невозможно, если лидеры «племен» внутри фирмы с этим не согласны.

- Да, соглашусь с утверждением. В противном случае мы получим секту.
Тем более бесполезно навязывать искусственные ценности. Они должны быть искренними, иначе в них никто не будет верить и не будет успеха.
В ортопедическом бизнесе особенно важна приверженность ценностям не просто лидеров «племен», а каждого сотрудника. Это определяет успех.

Убежденность в истинности ценностей — лучший мотиватор и драйвер успеха компании.
 
- Кого из сотрудников можно оставить в покое и дать спокойно работать, даже если они открыто игнорируют ценности компании (звезд, узких специалистов...)?

- Я бы не стала говорить об исключениях. В любом случае во главе угла стоят интересы бизнеса, и если данный сотрудник/сотрудники являются ключевыми для достижения целей, нужно найти способ обратить их в свою веру. В качестве примера можно посмотреть на транснациональные компании, в составе которых работают люди разных культур и ментальностей, но при разведении их в функционале и пространстве конфликта с ценностями компании не возникает.

- Насколько выгодно компании бороться за лояльность персонала ценностям бизнеса?

- Я бы сказала, что ценности компании — это один из инструментов в борьбе за лояльность персонала. Лояльный и вовлеченный персонал продуктивнее = эффективнее: по данным статистики 1 вовлеченный сотрудник стоит 6 удовлетворенных. Поэтому работа с ценностями компании выгодна любой по масштабу компании.
Продолжая эту тему, можно добавить слова классика Д. Коллинза: «…Неважно, какие ценности вы выбрали, всегда найдется успешная компания, которая опирается на совершенно иные принципы. Чтобы стать великой, компании не обязательно обладать страстью к клиентам (Sony этого не делает), или уважением к индивидуальности (Disney этого не делает), или качеством (Wal-Mart этого не делает), или социальной ответственностью (Ford этого не делает). Основные ценности существенны, но кажется, не важно, какими будут эти ценности. Суть состоит не в том, какая у вас система ценностей, а в том, есть ли она, знаете ли вы ее, строите ли вы свою деятельность, опираясь на нее, сохраняете ли ее с течением времени». (Жирно)
 
- Какие цели нежелательно провозглашать ценностями бизнеса и почему?

- Мы уже согласились с тем, что ценность — это инструмент достижения цели. А значит, они не должны противоречить друг другу. Успешно развиваются только те компании, в которых присутствует энергия, основанная на твердых убеждениях.

Устойчивость ценностной системы важна не только для организации в целом и ее сотрудников в отдельности. Это важно и для клиентов компании.
Зачастую люди и компании взаимодействуют с брендом или другой компанией на основе совпадения ценностей. Таких союзников в «вероисповедании» сложно обратить в другую веру. А значит, не страшна никакая конкуренция.

- Атмосфера развития — что бы вы включили в ее слагаемые?

...

Тамара Егорова, директор по персоналу ГК «Никамед».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU