Цифровизация позволяет на порядок лучше общаться с клиентами

Автор: Илья Кашпаров, «Астерос»

- Цифровизация — что это на самом деле в применении к бизнесу?

- Если кратко, то цифровизация (или цифровая трансформация) — это функциональная стратегия бизнеса, нацеленная на оптимальное взаимодействие людей и цифровых устройств. Ее цель — в повышении скорости принятия деловых решений, расширении информационного поля для ведения бизнеса, снижении издержек на производство, создании корпоративной бизнес-культуры и формировании информационной среды, в которой отдача от человеческого капитала на предприятии будет максимально высокой. В идеальном случае цифровизация — это сбалансированный коктейль из передовых информационных технологий, развитых навыков их использования и культуры принятия управленческих решений в организации. Термин «культура» в этой фразе является ключевым. Она определяет отношение к информации как к ценному активу, предъявляет высокие требования к ее качеству, предполагает определенный жизненный цикл и, как следствие, максимальную степень отдачи от ее использования.

- Кому еще долго удастся игнорировать тренд времени? Например, бизнесу по выделке кожи?

- Трендом это было 7-8 лет назад, во времена первых моделей iPhone, сегодня это уже сформировавшаяся реальность. Согласитесь, сложно игнорировать нечто, что уже не только вокруг нас, но и в нашем сознании, образе жизни. Основа любой компании — это компетентные сотрудники, у которых уже есть устойчивые потребности к цифровому общению, ведению дел с помощью цифровых технологий. Даже небольшим крафтинговым компаниям по производству уникальных кожаных изделий, как в вашем примере, стоит задуматься как минимум о том, как с помощью цифровой трансформации позиционироваться на рынке, найти своего потребителя, взаимодействовать с ним, настроить процессы под используемую модель продаж. Возможно, это продажи через Instagram, а возможно, и через более персонализированные каналы общения со своими клиентами.

Более крупным компаниям необходимо прежде всего качественное управление себестоимостью, среда для координации работы множества людей и инструменты для оперативного принятия деловых решений.

Мир сегодня стал совсем небольшим, он сжался уже даже не до нескольких часов полета между континентами. Благодаря «облакам», мобильным устройствам, системам видеоконференцсвязи и телеприсутствия он буквально умещается под кончиками ваших пальцев. Молодое поколение сотрудников уже воспринимает это как данность, в то время как ограничение информационных потоков ассоциируется с лишением персональной свободы, изоляцией, покушением на творческую активность и приватность. В этих условиях внедрение цифровых моделей управления бизнесом и опора на командное творчество и защищенные коммуникации становится драйвером успешности ведения дел.

- Какие плоды должна принести цифровая трансформация — по каким показателям оценивать ее способность помочь бизнесу, а не стать лишней финансовой нагрузкой?

- Цели и результаты цифровой трансформации в каждой конкретной компании могут быть разными в зависимости от ее профиля, положения на рынке, модели продаж и иных факторов. Так или иначе, важно заранее планировать эти изменения так, чтобы можно было измерить финансовый результат. Насколько снизятся издержки на производство при автоматизации тех или иных процессов? Насколько уменьшится время (читай, стоимость) подготовки управленческой отчетности, позволяющей принимать оперативные и стратегические решения? 

Лишней финансовой нагрузкой в виду потенциально высокой стоимости владения IT цифровая трансформация может стать в том случае, если изменения не продуманы с точки зрения основной стратегии бизнеса и не положены в конкретные планы совместных действий внутренних заказчиков и IT. В этом случае можно потратить деньги на что-то, что заведомо не «взлетит», а, напротив, ляжет тяжелым финансовым бременем на баланс организации. 

- С цифровизации каких бизнес-процессов или направлений деятельности компании нужно начинать прежде всего?

- Не стоит путать цифровизацию как функциональную стратегию развития бизнеса и автоматизацию бизнес-процессов, представляющую собой один из инструментов реализации этой стратегии. Если говорить о бизнес-процессах, то основной принцип прост: автоматизацию нужно планировать «от клиента», а не от бэкофиса. Основной фокус в данном случае должен быть на тех процедурах, которые участвуют в основной цепочке создания добавленной стоимости. Я имею в виду основной бизнес-процесс, позволяющий больше зарабатывать и меньше тратить. Мое личное видение состоит в том, что цифровизация должна в первую очередь положительно влиять на лояльность заказчика, его желание поддерживать деловые отношения именно с вами.
Поэтому имеет смысл начинать с того, что повышает ценность вашего бизнеса в глазах клиентов.
Второй, не менее важный аспект, — автоматизация планирования, контроля себестоимости производства и качества товаров и услуг. 

- Кто должен быть «драйвером» цифровизации и объединять усилия всех? Можно ли и надо ли назначать на этот процесс ответственного?

- Цифровая трансформация — это большой и многоаспектный проект даже для компаний среднего масштаба, его невозможно успешно реализовать без команды и опыта проектного управления. В зависимости от целей, задач и масштаба такого проекта его директором может быть либо CIO, либо HR-директор, либо сам CEO. В любом случае это триумвират ответственности: за цели и логику организационных преобразований, адекватность IT-инструментов, поддержание мотивации персонала к восприятию данных изменений.

- Кто и как должен оценивать готовность персонала к цифровизации?

- Не самый простой вопрос для краткого ответа, но постараюсь. Тут есть два аспекта: общая готовность организации к цифровым переменам и готовность конкретных ответственных лиц управлять критически важными информационными потоками. Первый аспект — это тема для взаимодействия HR и CIO. Второй аспект — тема для владельцев информации. Цифровая трансформация в любом случае опирается на внедрение и использование IT- технологий, которые после передачи внутреннему заказчику становятся инструментами бизнеса. Да, функция IT должна уметь услышать требования бизнеса, трансформировать их в адекватный инструмент, обучать ключевых пользователей и обеспечивать им должный уровень поддержки. Но только сам бизнес может нести всю полноту ответственности за результат применения IT-инструментов: качество данных, своевременность их внесения, принятие решений на основе отчетности. Таким образом, здравая культура использования IT, особенно в крупных организациях, предполагает наличие центров компетенции бизнес-процессов в соответствующих подразделениях. Эти центры компетенций должны опираться на экспертизу самых опытных и мотивированных пользователей «цифры». В моей практике есть опыт построения таких институтов ключевых пользователей, именно их стоит рассматривать в качестве главного рефери для оценки готовности персонала к управлению той или иной информацией в организации. В идеале в этот процесс должны быть вовлечены руководители среднего звена соответствующих подразделений, представители функций HR и IT.

- Можно ли научить дремучую в IT компанию соответствовать цифровизации? Как?

...

Илья Кашпаров, глава дирекции по бизнес-администрированию, группа «Астерос»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU