Порядочность лидера как точка спора

Оксана Вражнова, председатель правления группы компаний «МИЭЛЬ».

— «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.М. Ушакова определяет порядочность как честность, неспособность к низким поступкам. Соответственно, это значит, что у порядочного человека сильно развито чувство справедливости, и он всегда поступает по совести, исходя не из своих личных корыстных побуждений, а действует во благо компании. И при этом всегда отстаивает профессиональные интересы своих сотрудников, понимает общий вектор жизни всего коллектива. Порядочность лидера проявляется и в общем стиле руководства компанией, и в методах решения конфликтов, и в принятии решений, и в доверии своим сотрудникам. При этом порядочность идет рука об руку с авторитетом.

Андрей Карпенко, руководитель «Центра медицинского права» в Москве.

— Полностью согласен. Порядочность — синоним честности. Я искренне считаю, что нужно быть предельно честным со своими сотрудниками и со своими клиентами.

Дмитрий Садиков, руководитель отдела экспортных продаж ООО «Мультидом Трейдинг».

— Не соглашусь, так как для любого лидера, как и для бизнеса, ключевой показатель — это эффективность. Порядочность лишь один из инструментов взаимодействия в коммуникациях, отвечающий за долгосрочную командную работу. Она может лишь косвенно и частично быть связана с эффективностью. Если верить публикациям экспертной прессы, в статистиках кадровых агентств среди основных качеств кандидата, заявляемых работодателями, порядочность встречается крайне редко.

Александр Апазов, президент ПАО «Фармимэкс»

— Президент совершенно справедливо отметил именно честное отношение к делу. Я тоже считаю главными качествами лидера порядочность и достоинство и ставлю их рядом. Порядочность важна и в отношениях с близкими, и с окружающими, и в отношении к интересам своей страны. Почему считаю важным еще и достоинство? Потому что достоинство — то качество, которое в самых трудных ситуациях позволяет человеку оставаться порядочным и сохранять то самое лучшее, что было заложено в него с детства.

Порядочность выражается в честном отношении к делу и проявляется в профессионализме. Потому что, если человек занимается теми вопросами, в которых он не грамотен, это уже не порядочно. Каким бы человек ни был успешным, он должен жить своей профессией и любить свое дело. Это может проявляться в чувстве удовлетворенности от сделанного или в радости от благодарности других людей за твою работу.

Самые благодарные профессии в этом плане связаны с медициной. Вы себе не представляете, какая светлая благодарность исходит от людей, которым ты оказал помощь в сохранении жизни и здоровья не только их самих, но и их близких. А ты от этого испытываешь высшее удовлетворение.

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Фонда стратегического управления Management Development Group, Inc.

— Не понимаю этого термина и критерия, потому что его нельзя оцифровать. В данном случае у меня возникает множество вопросов — является ли порядочным, например, вытаскивание все время господина Сердюкова? Порядочно ли, что у нас перепиливается рынок под Роттенберга? Является ли порядочным существование «Газпром Нефтегаза» — компании, которая не отчитывается перед государством. Является ли порядочным внесение блогера Соколовского в список террористов? Все знают, что это сделано чиновниками. Напомню, что все законы подписывают высшие руководители, в том числе, президент РФ, поэтому он несет всю полноту ответственности за то, что в этой корпорации творится.

Как раскрывается порядочность в спорных ситуациях?

Оксана Вражнова:

— Безусловно, в любом коллективе, даже самом позитивном, возникают конфликты — как межличностные, так и производственные. И если руководитель избегает их решения или, напротив, подливает масла в огонь, то говорить о высоком уровне его авторитета и порядочности не приходится. Руководитель должен быть в курсе возможных или уже случившихся разногласий, не закрывать на них глаза, ожидая, что все урегулируется само. А методично и конструктивно работать с проблемными зонами, исходя из лояльности подчиненных и ориентируясь на достижение стратегических целей. И здесь важно учитывать как интересы отдельно взятого сотрудника, так и коллектива в целом, который решает задачи компании.

Порядочность проявляется и в способности руководителя принимать решения взвешенно, оперативно, компетентно и ответственно, но те решения, которые находятся именно в его зоне ответственности, а не подчиненных, даже если он считает, что так будет проще. Немаловажную роль играет и его умение признавать свои ошибки. Если сотрудник аргументировано доказывает свою точку зрения, хоть она и идет в разрез с мнением руководителя, и начальник понимает, что она верна, он должен уметь принять это. При этом сотрудник видит, что его инициатива и аргументации не игнорируются, и это, несомненно, повышает авторитет руководителя в его глазах.

Андрей Карпенко:

— Практически нет таких спорных ситуаций, где не нужна была бы порядочность. В остальных случаях это называется «военной хитростью».

Дмитрий Садиков:

— Порядочность в рабочей среде мною воспринимается прежде всего как честность в отношении своих слов и поступков. Поэтому в любой спорной ситуации сотрудник должен говорить прямо и честно для достижения наилучшего результата для своей компании. Даже если он виноват. В противном случае все его действия будут направлены на личную выгоду в ущерб другим, в т.ч. и своему работодателю. Также непорядочность не позволит установить доверительные командные взаимоотношения.

Александр Апазов:

— Президент совершенно справедливо отметил именно честное отношение к делу. Я тоже считаю главными качествами лидера порядочность и достоинство и ставлю их рядом. Порядочность важна и в отношениях с близкими, и с окружающими, и в отношении к интересам своей страны. Почему считаю важным еще и достоинство? Потому что достоинство — то качество, которое в самых трудных ситуациях позволяет человеку оставаться порядочным и сохранять то самое лучшее, что было заложено в него с детства.

Порядочность выражается в честном отношении к делу и проявляется в профессионализме. Потому что, если человек занимается теми вопросами, в которых он не грамотен, это уже не порядочно. Каким бы человек ни был успешным, он должен жить своей профессией и любить свое дело. Это может проявляться в чувстве удовлетворенности от сделанного или в радости от благодарности других людей за твою работу.

Самые благодарные профессии в этом плане связаны с медициной. Вы себе не представляете, какая светлая благодарность исходит от людей, которым ты оказал помощь в сохранении жизни и здоровья не только их самих, но и их близких. А ты от этого испытываешь высшее удовлетворение.

Дмитрий Потапенко:

— Есть понятие закона для решения спорных ситуаций. Мы все ищем волшебные пилюли, а они звучат всего лишь в двух фразах: равенство всех перед законом и закон един для всех. Необратимость наказания, если быть точнее. У нас не работают эти институты, поэтому мы изобретаем симуляторы, которые что-то начинают отражать, а нужно всего лишь отладить работу закона, суда и прокуратуры. В нашей мастерской до фига ржавых инструментов, которые мы активно используем вместо того, чтобы иметь крестообразную отвертку, стамеску и молоток.

Меняется ли это понятие во времени и в разных компаниях?

Оксана Вражнова:

— Само по себе понятие порядочности лидера во времени не изменяется, но это не означает, что все лидеры безусловно порядочны или всегда порядочны. Бывает и так, что лидер ставит свои амбиции выше интересов компании. И продолжает ей руководить. В таком случае климат в коллективе не способствует комфортной работе, но бывает, что сотрудники к этому привыкают и продолжают работать в тех условиях, которые есть. А бывает и так, что для достижения каких-то благих целей приходится поступать непорядочно по отношению к сотрудникам. Если это краткосрочно, то, как правило, на производительность труда не оказывает существенного влияния. Можно сказать, что в условиях нашего сложного и многогранного общества сама суть термина «порядочность лидера» стала очень условной, подстраивающейся под обстоятельства.

Андрей Карпенко:

— Для меня это понятие не меняется во времени и не зависит от компании, в которой работаешь. Это стиль жизни. В конечном итоге это мое «имя». Именно поэтому я считаю неправильным накручивать счет клиенту за аренду помещения и прочие хозяйственные расходы. На мой взгляд, главная цель бизнеса — оказывать честные и качественные услуги. В идеале бизнес должен нести и социальную ответственность. Да, была ситуация, когда клиент получил услугу и ее не оплатил — пришлось поменять формат взаимодействия. Когда ты честен сам, ждешь того же и от других.

Дмитрий Садиков:

— Фундаментальные основы порядочности не меняются, меняется лишь риторика человека с изменением его статуса. В нашем менталитете почему-то принято повышать градус авторитарной составляющей управления при повышении должности, равно как и позволять себе игнорировать данные слова или обещания. Тогда как порядочный руководитель любой масти, прямо и честно объяснив причину своих поступков, может добиться искренней лояльности своих подчиненных. Понимающие и идейные сотрудники — самый мощный драйвер роста для любой компании.

К сожалению, в разных компаниях создается внутренний микроклимат взаимоотношений, который, как правило, пестует верхушка руководства. А еще печальнее, что человек, как индивид, со временем адаптируется в любой среде.

Александр Апазов:

...

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU