Проблема выпускников реальна, и с этим надо что-то делать

Автор: Ирина Макова, БКК «Коломенский»

Ирина Макова, HR БКК «Коломенский».

- Почему Тиньков столь категоричен? Неужели так слабы выпускники?

- Настолько категорично, как Тиньков, я бы не говорила. Но то, что выпускники не подготовлены к работе в реальном секторе — в банках, на производстве — это действительно так. С этим я согласна. В российских вузах в основном теоретическое образование, и это касается всех вузов, не только экономических и финансовых. Все учебные программы построены без участия студентов в реальных рабочих процессах. Поэтому, когда они оканчивают институт, они не представляют, что их ждет в реальной жизни. Но считают себя при этом специалистами. Закончив престижный вуз, они думают, что сейчас их с распростертыми объятиями все компании возьмут. Потом натыкаются на сложности и разочаровываются.

Зимой в московской мэрии проходило пленарное заседание, на котором в том числе обсуждались вопросы действующих механизмов подготовки кадров. Проблема неподготовленности выпускников к реальной работе, отсутствия у них практических навыков есть на многих предприятиях.

Я думаю, что вузы и компании должны объединяться в плане подготовки будущих специалистов. Особенно профильные вузы — «Банковское дело», «Пищевое производство», «Менеджмент», «Управление персоналом». Компании должны активно участвовать в процессе обучения, если хотят получить себе подготовленные молодые кадры. Надо преподавать прикладные спецкурсы силами опытных работников предприятий, проводить семинары, практикумы, позволяющие выпускникам не быть оторванными от действительности, организовывать своими силами практику для студентов на предприятиях и в компаниях. Потому что у нас абсолютно не организована практическая работа в стенах вузов.

То есть должно быть тесное взаимодействие между образованием и бизнесом. Как оно может быть реализовано? Разными способами. Главное, что пора уже начинать действовать. Иначе мы так и будем брать выпускников на самые низкие позиции и затем долго переучивать. Или же они будут работать не по специальности, а пойдут туда, где они смогут более легким способом получить деньги.

- Какой процент выпускников этого года сможет быть интересен бизнесу (с конкурентными зарплатами)?

- Я не компетентна в этом вопросе, так как не располагаю статистикой. Но если мы говорим о том, сколько готовых специалистов придет после вуза к работодателям, в банки, то ответь — ноль. Все выпускники могут начинать карьеру только с низшей ступени и затем постепенно развиваться с разной скоростью и разной успешностью. Именно как готовые специалисты, выпускники не интересны, только как начинающие. Если их подготовкой занималось конкретное предприятие, если они идут на должность, навыкам которой обучались — тогда они еще могут претендовать на звание специалиста и конкурентную зарплату, но таковых единицы.

- Покорность работодателю и лояльность — есть ли и в чем разница между этими понятиями? 

- Покорность и лояльность — конечно, разные вещи. Покорность — это черта характера, сформированная теми или иными событиями, ситуациями. А лояльность — это позитивное отношение к определенной компании.

- Как выявить потенциально непокорных выпускников вузов? 

- Выявить потенциально непокорных выпускников вузов можно. Главное — понять, какие задачи стоят: вам надо найти «слугу», покорного исполнителя или полноценного, эффективного работника. Я думаю, что это выявляется в ходе первичной беседы. Если HR, проводящий собеседование, имеет навык проведения интервью, навык работы с соискателями, он увидит по определенным критериям отбора, кто перед ним — непокорный или покорный. Достаточно задавать вопросы, чтобы понять, насколько человек креативен и активен — это даже в хобби выражается. Узнайте, насколько он любит высказывать идеи, вмешиваться в бизнес-процессы. Если нужен более глубокий анализ, то можно организовать входящее тестирование.

- Когда стоит закрыть глаза на непокорность и даже, наоборот, считать удачей привлечение такого специалиста?

- Непокорность нужна тогда, когда это не простой исполнитель. То есть человек не просто перепечатывает, как секретарь-машинистка, готовые документы. А когда решает, пусть на своем небольшом уровне, определенные вопросы или предлагает идеи. Когда он должен быть мотивирован на работу и развитие. Покорность хороша в редких случаях, а непокорность нужна во всех креативных профессиях.

- Тиньков собирается организовать бизнес и готовить себе кадры в вузах. Реально ли и надо ли заниматься не своим делом?

- Если работодатель хочет заполучить квалифицированные, подготовленные, готовые работать сразу после диплома кадры, он должен участвовать в их подготовке. Если Тиньков собирается организовать свое учебное заведение, то почему бы и нет. В конце концов, каждый институт организуется не педагогом и не специалистом, а менеджером. Поэтому такой подход имеет смысл. Но то, что образование надо менять, переводить его в более прикладное русло, я с этим согласна на сто процентов.

Наша справка. БКК «Коломенский» работает с 1956 года. Занимается производством хлебобулочных и кондитерских изделий. Имеет собственную лабораторию. Сайт компании http://kolomenskoe.ru/

Беседовала Ольга Кошарная