Многие работают у нас, несмотря на то, что могли бы продать свой труд дороже

Автор: Сергей Семененко, Фонд храма Христа Спасителя

Интервью с исполнительным директором Фонда храма Христа Спасителя Сергеем Семененко.

Фонд был создан в 1994 году как организация чисто финансовая с единственной задачей — поиск средств для строительства храма Христа Спасителя. Тогда в ней трудилось всего около 20 энтузиастов. В 2000 году строительство было закончено, встал вопрос об организации эксплуатации храма, тогда-то на базе Фонда объединились все службы. Теперь около 500 специалистов и менеджеров фонда подчиняются Совету попечителей во главе со Святейшим Патриархом и мэром Москвы.

- Есть ли у ваших сотрудников принципиальные отличия от сотрудников других организаций?

― С точки зрения организационно-правовой формы мы некоммерческая организация. Наша уникальность заключается в том, что мы занимаемся эксплуатационным обслуживанием и обеспечиваем безопасность культового объекта ― главного православного собора России. Хотя наша организация светская, к работникам предъявляются требования, связанные с этикой поведения, внешним видом и так далее, потому что, когда наши люди работают, они не должны создавать проблем той деятельности, ради которой построен храм ― богослужебной.

Храм Христа Спасителя ― это прежде всего Дом Божий. Люди приходят сюда молиться, общаться с Богом. И, конечно, мы в своей работе не должны ни мешать им, ни смущать какими-то своими неумелыми, нетактичными действиями. Прежде всего эти требования касаются сотрудников, которые контактируют с прихожанами, с посетителями храма. Это сотрудники охранного предприятия, которые с нами работают по договору, сотрудники клининговой компании, которые занимаются уборкой храма, ну и, конечно, наши экскурсоводы, администраторы ― те, кто встречает и принимает всех приходящих в храм Христа Спасителя.

В нашей эксплуатационной организации представлены практически все специальности, которые есть в городском хозяйстве Москвы: электрики, сантехники, теплотехники, связисты, специалисты по компьютерам и т. д. Специфика нашей организации несильно отражается на профессиональных обязанностях сотрудников. Мы ответственны за большое здание площадью 56 тысяч квадратных метров, насыщенное современным оборудованием: 16 лифтов, пищеблок, химчистка, система видеонаблюдения, несколько систем конференц-связи. В комплекс входят два храма ― храм Христа Спасителя и Преображенская церковь, которая находится под храмом.

Старый храм Христа Спасителя стоял на холме, нынешний построен на так называемой стилобатной части. В ней расположен целый комплекс помещений, в том числе Преображенская церковь, музейно-выставочное пространство, Зал церковных соборов, который используется как концертный зал; подземный гараж и технические помещения, связанные с обеспечением вентиляции, кондиционирования и т. д. Мы обслуживаем не только богослужения, у нас работают люди самых разных профессий.

- Какие основные правила должны соблюдать ваши сотрудники?

― Естественно, корректность и доброжелательность в общении с посетителями и прихожанами. Даже к техническим сотрудникам, когда они находятся в помещениях, могут обратиться люди. Задавая вопросы, люди не делают разницы — священник это или электрик. Если наш сотрудник способен и готов ответить, он отвечает, если нет ― направляет к тому, кто может ответить компетентно и по существу.

Конечно, есть требования, связанные с внешним видом. Работник должен в первую очередь быть чистым и опрятным. У нас есть специальная форма одежды для сотрудников службы эксплуатации. Кроме того, внешний вид не должен вызывать, как мы в церкви говорим, «смущения» у людей. Сотрудники охраны специально работают в гражданских костюмах, чтобы не было излишней «милитаризованности». Известно, что в храме мужчина не должен носить головной убор. Поэтому головные уборы, входящие в спецодежду в соответствии с правилами охраны труда, наши люди носят, когда работают на улице. В общем, наша организация руководствуется всеми нормами законодательства, в том числе и трудового.

- Кто ваша команда управления?

― Аппарат управления у нас достаточно компактный: директор, три заместителя и начальники управлений: главного энергетика, главного теплотехника, связи, содержания здания и помещений и коммерческого управления, которое занимается организацией и проведением мероприятий.

- Если вы куда-то уезжаете, что-то меняется в работе организации?

― Каждый руководитель привносит что-то свое, поэтому не надо кривить душой и говорить, что если первое лицо уезжает, то ничего не меняется. У меня есть заместитель, который остается исполнять обязанности. Это главный инженер, потому что мы главным образом эксплуатационная организация. Он имеет солидный опыт, давно работает в храме Христа Спасителя, давно работает инженером, и, в отличие от меня, имеет инженерное образование. Я же гуманитарий, и, конечно, эти особенности отражаются на стиле руководства. Но главное ― не меняются требования, которые мы предъявляем к нашим сотрудникам, и не меняются задачи в обеспечении деятельности.

- Можете описать свой управленческий стиль? У вас все «автоматизировано» или приходится переходить на «ручное» управление и где-то что-то «подкручивать»?

― Есть такая юмористическая формулировка: «Лучшая форма доверия ― это контроль», я сторонник этой точки зрения. Если руководитель формулирует задачу, показывает направление работы, а затем теряет интерес и не контролирует в режиме реального времени исполнение поставленной задачи, то скоро задачи не то что не будут выполняться, а будут попросту сразу игнорироваться.

Однако один человек, каким бы профессионалом он ни был, может ошибаться. Кроме того, у нас очень многогранная с точки зрения направлений деятельности организация, и один человек не может обладать всем багажом необходимых знаний и опыта для того, чтобы во всех случаях принимать компетентное решение.

Основная задача директора ― объединить людей, выслушать всех и, может быть, даже вызвать какой-то спор. Но, естественно, основное, конечное решение принимает руководитель. Если есть необходимость, докладываем своему руководству ― у нас есть совет попечителей храма Христа Спасителя, который возглавляют Святейший Патриарх и мэр Москвы. Но решение должно быть основано на знании дела, а для этого необходимо привлечь компетентных специалистов, имеющих опыт и образование.

Если же я вижу, что сотрудник где-то что-то не так сделал, какое-то решение в рамках своей компетенции принял неправильно, несколько раз предлагаю задуматься ― мягко, корректно и демократично. И только если сотрудник все же не понимает, в чем проблема, вынужден ставить его в жесткие рамки.

- Раз уж заговорили про жесткие рамки, есть ли у вас какие-то меры наказания?

― Каких-то специальных мер наказания нет. Все они описаны Трудовым кодексом Российской Федерации. Мы строго следим за тем, чтобы не ошибаться в применении законодательства. Мы, хотя и техническая, эксплуатационная организация, но храм Христа Спасителя привлекает пристальное внимание средств массовой информации. Ни одна наша ошибка не останется незамеченной.

Один из основных инструментов и стимулирования, и поощрения, и наказания ― это, конечно, премиальные. Наказания у нас бывают нечасто, но, когда руководители подразделений подают премиальные записки, каждый получает оценку своего труда: как относился к своим служебным обязанностям, насколько добросовестно выполнял, насколько был активен или, наоборот, безразличен.

- Говорят, что на подводных военных лодках наказаний нет вообще…

― На корабле чрезвычайно высок авторитет командира, потому что все понимают, что от его компетенции, от его характера, от его умения управлять кораблем и коллективом зависит выживаемость. Но, говоря о полном отсутствии наказаний, несколько утрируют: можно списать с корабля ― вот и наказание. Конечно, всё бывает: коллектив большой, сказать, что все люди идеальные, все идеально работают, ни про руководителя, ни про подчиненных нельзя.

- Соцсети и персонал… Люди приходят домой и могут в соцсетях что-то не то написать… Или ваши люди другие?

...

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU