Увольняют на раз-два…

Елена Сорокина

Лента новостей в «Фейсбуке» переполнена размышлениями, воспоминаниями, политическими обозрениями ― смешными, грубыми или претенциозными… Желание показаться оригинальным, общественно активным, глубокомысленным нередко пагубно сказывается на карьере пользователя социальной сети. Работодатели больше не скрывают слежки за подчинёнными в виртуальном пространстве, а, наоборот, подчеркивают, что Интернет ― такое же общественное место, если не трибуна, с которой непозволительно кричать о недостатках компании или шутить о нелюбимом начальнике.

6 сентября портал ura.ru сообщил об увольнении сотрудника таможни зауральского города Петухово после того, как он опубликовал запись о том, что по два-три месяца не выплачивают зарплату, а начальство пьёт и играет в карты в рабочее время. Крик души таможенника можно понять, однако, с точки зрения руководства, поведение подчинённого можно расценить как нелояльное.

Подобных примеров в мировой практике накопилось немало. Несколько сотрудников авиакомпании Virgin Airlines вынуждены были покинуть своё место работы после того, как обнаружилось, что в «Фейсбуке» они обсуждали, сколько раз заменялись различные детали самолетов, а также, что кабины самолетов кишат тараканами.

В России череда громких увольнений по этой «статье» началась ещё в 2012 г., когда стюардесса Екатерина Соловьёва посмеялась над катастрофой Sukhoi Superjet 100 в Индонезии, добавив, что самолёты, мягко говоря, ненадёжны. Подобная учесть постигла и сотрудницу Сбербанка, которая написала в своём микроблоге в «Твиттере»: «Если на стене мелом написать «Сбербанк», у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал? Работает?».

Нелояльность, как и разглашение коммерческой тайны, ― наиболее прозрачный, правомочный повод для увольнения. Однако распрощаться с сотрудником из-за перенесённых в Интернет «разговоров на кухне» невозможно, и это тщательно прикрывается различными юридическими основаниями. Расстаются либо «по собственному желанию», либо по «соглашению сторон».

Социальная позиция отдельного человека, не совпадающая с принципами компании, может подмочить репутацию организации. Так, 1 сентября стало известно о том, что косметическая компания L’Oreal расторгла контракт с первой трансгендерной моделью Манро Бергдорф (Munroe Bergdorf) из-за расистской записи в «Фейсбуке». В ней активистка заявила, что «все белые люди являются расистами». Публикация не осталась без внимания пользователей, которые объявили о намерении бойкотировать продукцию компании. Однако подобное происходит не только с лицами, претендующими на статус «звезды».

Профессор социологии Университета г. Тампа (США) Кеннет Сторей (Kenneth Storey) был «освобождён от обязанностей» после того, как опубликовал в «Твиттере» запись о том, что, по его мнению, ураган «Харви» ― карма, настигшая жителей Техаса за то, что они способствовали избранию Дональда Трампа президентом. Несмотря на то, что преподаватель почти сразу же удалил пост, местное издание опубликовало снимок экрана, что ещё раз доказывает: напечатанное на клавиатуре не вырубишь и топором.

Оскорбить чувства работодателя может не только неосторожно брошенное слово, но и бездумно опубликованное фото. Наиболее часто отличаются неэтичным поведением, как ни странно, медицинские сотрудники. Селфи на фоне находящихся без сознания больных и даже трупов, дополненные оскорбительными комментариями, ― случай далеко не единичный. Однако не только врачи грешат вызывающими оторопь фото. Так, в 2014 г. работники одного из заводов сырной продукции в Омске последовали примеру Клеопатры и приняли молочную ванну. Разумеется, все 11 тонн молока пришлось уничтожить. В итоге предприятие было закрыто по решению суда за нарушение санитарно-эпидемиологических норм.

Несмотря на явно назревшую необходимость обговаривать активность в социальных сетях при заключении трудового договора, по данным портала «Газета.ру», лишь 18 процентов российских работодателей определяют ограничения для сотрудников в виртуальном мире. И если в вопросах дресс-кода и режима рабочего дня руководители идут на уступки, то контроль в виртуальной среде, очевидно, будет становиться только строже. Однако если при отсутствии договорённости сотрудник всё же сочтёт, что увольнение незаконно, то в суде работодателя спасут заранее прописанные принципы компании, где установлено, что организация заботится о своём положительном образе, в том числе в Интернете.

Сотрудникам же, вместо того, чтобы публично жаловаться на коллег, начальство и клиентов, лучше направить свою энергию в мирное русло: расширять круг общения, развивать свою страницу, наполняя её полезной информацией, и оперативно получать комментарии экспертов.