Шаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из сил

Автор: Клаудиа Маурер, Синг Ми Ши

Дисциплина

Не напрягайтесь по каждому поводу, а только тогда, когда нужно.

Прилежание или самоотдача?

Кунг-фу переводится как «тяжелая работа». Однако мастера Шаолиня не говорят о напряжении ради результатов. Их цель — достичь подлинного мастерства с помощью непрерывного труда. Дисциплина помогает им проявлять свои внутренние качества и силу. Что вы понимаете под дисциплиной? Прилежание в том, чем вы занимаетесь? Или самоотдача в том, как вы этим занимаетесь? Делаете ли вы это для себя? Или скорее для других?

Мастера Шаолиня заняты не урожаем, а уходом за садом. Если при вскапывании почвы, посеве и выращивании, поливе и прополке ты целиком и полностью отдаешься процессу и находишься в гармонии с собой, тогда получается, что сад цветет как бы сам по себе, естественным путем. Существует красивое выражение: «Трава не растет быстрее, если ее тянут». Эта форма контроля является иллюзией. Тот, кто концентрируется только на урожае, не работает с усердием и радостью и лишает этим самым себя удовольствия и хороших результатов. Внутренняя дисциплина питается самоотдачей делу, а не одним только прилежанием. Таким образом, мы не позволим многообразию задач сбить нас с толку, а сфокусируемся на главном.

Дисциплина дается легко, если человек страстно увлечен делом.

Только тогда она обладает двигающей и поддерживающей энергией, которая приносит нам радость уже на пути к цели. Ведь согласно концепции Шаолинь не настолько важно прийти к цели, сколько наслаждаться дорогой к ней и каждый день работать над собой. Дисциплина в принципе делает возможным это путешествие. Кто постоянно совершенствуется, однажды станет лучшим из тех, кем может быть.

Многие люди считают себя слишком или, наоборот, недостаточно дисциплинированными. Одно не лучше другого, поскольку оба варианта происходят от уверенности в необходимости что-то отдавать, потому что другие этого требуют. Следовательно, любое действие подпитывается не тем, что необходимо на данный момент, а ожиданиями. Они часто давят на нас так сильно, что дисциплина становится каторгой, поскольку мы ищем оценку наших действий и признание вовне. Мы сами предоставляем другим людям право судить о наших результатах. Это создает внутренний дисбаланс, поскольку оправдания или борьба с критикой стоят невероятной траты энергии, которую можно было бы применить лучше и рациональнее. Что кажется в перспективе более болезненным: ощущать себя несостоятельным и быть недовольным? Или решиться на перемены?

Чтобы достичь истинного мастерства, мастер Шаолиня непрерывно тренируется и дисциплинирует себя только ради себя самого. Он берет от своего учителя все, чему можно научиться, и упражняется. В результате такой подход к работе автоматически перестает ощущаться как дисциплина, хотя по сути это она и есть. Во время боя мастер Шаолиня не думает о напряжении или неудобстве, даже если знает, что вечером будет валиться с ног от усталости. Дисциплина означает: «Делать. Делать. Делать. Учиться. Учиться. Учиться. Упражняться».

«Упражняться. Упражняться. Делать. Делать. Делать. Изучать новое. Изучать новое. Изучать новое…» И все это, чтобы самосовершенствоваться. Он просто знает, что делает правильно, и день ото дня становится лучше. А вы сможете понять это состояние по ностальгии, которую испытаете в отсутствие дела, которому посвятили долгое время.

Ключом ко всему является терпение.

Птенец появляется из яйца, если его высиживать, а не разбивать.

Китайская мудрость

Если вы делаете все правильно, то не будете испытывать напряжения во время тренировочного процесса. Тогда весь ваш организм — ваши мысли, ваши чувства, каждая клетка вашего тела — оказывается запрограммированным на действие. И так вы сможете увидеть свой прогресс.

Практическое задание. Тест кунг-фу

С сегодняшнего дня ежедневно проверяйте мотивы вашей дисциплинированности вопросом:

В чем я хочу достичь мастерства сегодня?

Сила или бессилие — вопрос дисциплины

Ложная дисциплина ведет к бессмысленной борьбе, поскольку мы с неохотой выполняем одну задачу за другой. Как только один враг побежден, нас уже подстерегает другой. Либо прошлое тянет нас назад, потому что мы чего-то не достигли. Или будущее пугает нас, поскольку мы непрерывно думаем о том, какие обязанности нам предстоит еще выполнить. Таким образом, мы не рационально используем нашу драгоценную энергию, а растрачиваем ее понапрасну, чтобы противостоять незримому противнику по имени напряжение. В результате перфекционизм, комплексы и сомнения в себе, несговорчивость, зависть к тем, кто с легкостью преуспевает, поиск виноватых и неконтролируемая агрессия, конфликты и так далее. Зачем всё это? Этот бой против себя самого вы можете только проиграть, поскольку вы не только не отдаетесь делу полностью, но вам оно даже не нравится.

Правильная дисциплина дает вам только приятные ощущения. Мы внимательно выбираем для себя одно задание за другим, наш разум сосредоточен, освобождается пространство для развития. В результате удовлетворенность, потоковое состояние *, хорошие показатели,

* Состояние, когда человек полностью включен в процесс, которым занимается.

уравновешенность, уверенность в себе, хорошие отношения, победы и так далее.

Практическое задание.

Правильно действовать — вопрос

правильной дисциплины

Пересмотрите свое отношение к дисциплине. Пожалуйста, имейте в виду, что откровенность ваших ответов определит уровень вашей сознательности. Только если вы действительно продумали каждый ответ и отвечаете за свои слова, ваш ответ будет правдивым. В противном случае вы только растратите попусту драгоценную энергию.

•Как часто вы думаете на работе «Ах, скорее бы всё уже закончилось!», «Вот бы работа была уже сделана!»?

•Ожидаете ли вы, чтобы лучше бы кто-то другой взял на себя неприятное задание вместо вас? Или приступаете к своей работе немедленно?

•В каких ситуациях у вас возникает чувство, что вы работаете на износ или впустую?

•В какие моменты вопрос дисциплины не встает вообще?

•Какие цели, которые вы себе ставите, вы считаете чрезмерными?

•Какие задачи вызывают у вас мысль «Я это не смогу!»?

•Как вы реагируете, когда работа начинает на вас давить?

•Что вы видите на пути к цели: камни преткновения или положительный опыт?

•Что должно произойти, чтобы вы смогли организованно и мужественно взяться за трудные задачи или поставить перед собой завышенные цели?

•Что может вас отвлечь от выполнения важного задания, для которого требуется строгая дисциплина?

•Сколько энергии и дисциплины вам требуется, чтобы оправдывать ожидания окружающих?

•Почему вам доставляет радость завершить какое-то большое дело или вычеркнуть пункт из списка задач?

•Что напрягает вас больше: то, что вы еще не сделали, или то, что вы делаете прямо сейчас?

•Что вы наблюдаете, когда видите себя в процессе борьбы с дисциплиной?

•Что вы могли бы изменить, чтобы приступать к работе с вдохновением и рвением?

•Как вы можете сделать свой рабочий процесс радостнее и полезнее для здоровья, чтобы не отвлекаться от него?

Боевые тренировки являются важным аспектом учебного процесса монаха Шаолиня, необходимым для развития правильного отношения к дисциплине. Занимаясь упражнениями с большой страстью и упорством, монахи-бойцы учатся не сдаваться, несмотря на все напряжение и внутренние протесты. Со временем развивается естественная дисциплина, которая делает ненужными любые бои: ни против других, ни против самих себя. Ложная дисциплина, напротив, ведет к бессмысленной борьбе, поскольку позволяет силе или бессилию завладеть человеком, что в обоих случаях приводит к чувству неполноценности. Мы боремся против «врага», потому что он заставляет нас почувствовать мнимую собственную несостоятельность. В этой борьбе мы пытаемся убедить его в обратном. Поэтому такая борьба безнадежна, так как мы не контролируем свои эмоции. Дисциплина как решительность делает нас стойкими и собранными.

Пока дисциплина будет основываться на страхе, тревоге или неуверенности, будет перевешивать импульсивный и иррациональный образ действий. Такие чувства подобны горячему камню, который мы вынимаем из огня и кидаем в нашего противника: первыми, кто обжигается, становимся мы сами.

Для мастеров Шаолиня не так важно самому одолеть противника и одержать победу — это стоит на самом последнем месте. Они сражаются, чтобы защитить себя, избежать ран или одержать общую победу. Таким образом, тема дисциплины поднята у них на высший уровень, поскольку они всегда ищут смысл и благородные мотивы в своих действиях. Это философия воина.

Благородный воин определяет свои мотивы как можно раньше и в идеале заканчивает противостояние еще до того, как начнется бой. Он не покоряется силе противника, которого вовсе не хочет победить. Он использует свою силу и дисциплину, чтобы понять собственный образ мыслей и изменить его. Высшее искусство состоит в том, чтобы закончить бой до его начала. Это относится как к борьбе с другими, так и к внутренним разногласиям с самим собой. Многие люди не умеют вести бой с самим собой, поэтому они не знают своих возможностей. Ведь тот, кто не знает своей силы, чувствует себя слабым и неуверенным в себе. В результате он направляет свое внимание не на себя и свой собственный потенциал, а на мнимые недостатки других людей. Противник, с которым вы сражаетесь, олицетворяет врага внутри вас. Вы боретесь не с ним, а с самим собой.

Практическое задание.

Мышление кунг-фу вместо борьбы кунг-фу

Станьте для себя лучшим спарринг-партнером, чтобы контролировать использование своих сил, вместо того чтобы растрачивать их в бессмысленной борьбе. Изменить свой образ мыслей возможно, только поняв его. Вступите в бой со своим внутренним противником, используя ваши аналитические способности.

Постоянно задавая себе вопросы, вы можете выяснить реальные мотивы негативных или агрессивных мыслительных процессов и заставить себя действовать правильно:

•За что вы боретесь?

•Какие мотивы и импульсы вами руководят?

•Чего вы ожидаете от этой борьбы?

•Какие средства вы используете для борьбы?

•К каким вашим собственным качествам отсылает вас то, чего вы не можете терпеть или даже ненавидите в вашем противнике?

•Чем вы рискуете ради этой борьбы?

•Какими опасностями она может вам грозить?

•Кем вы хотите быть в этой борьбе?

•Что вы получаете, постоянно находясь в состоянии борьбы?

•Откуда вы знаете, что ваша борьба ведет к желаемому результату?

•Что бы сказали о вашей борьбе люди, которые вами восхищаются?

•Откуда вы знаете, что борьба закончена?

•Какой опыт вы получаете в борьбе?

•Чему вы можете научиться от своего противника?

•Как вы можете завершить бой до его начала?

•Как бы вы посмотрели на то, чтобы больше никогда не бороться?

Чем неувереннее мы себя чувствуем, тем больше мы хотели бы контролировать и тем больше мы боремся. Способы, с помощью которых мы пытаемся скрыть нашу неуверенность, влияют на течение и ожесточенность нашей борьбы. Поэтому проще и здоровее противопоставить себя собственной не уверенности и этим избежать жесткой борьбы, чем расходовать попусту драгоценную энергию на победу в бесперспективной борьбе.

Кодекс Ву Де: добродетели правильного поведения

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU