Сердце HRD должно биться ровно

Автор: Надежда Мюганен, Новоладожский судостроительный завод

Какое место в приоритете департаментов успешные лидеры бизнеса обычно отводят HR-отделу?

- На самом деле все зависит от структуры и определенных ценностей предприятия. Потому что кто-то считает персонал самой большой ценностью в бизнесе. Но некоторые лидеры меряют работу исключительно финансовыми, материальными успехами предприятия. На мой взгляд, работа с персоналом важна, потому что, когда персоналу уделяется должное внимание и забота, сотрудники гораздо более мотивированы и работают не только за свою зарплату или за другие материальные вознаграждения, но и для удовольствия. Такой подход повышает эффективность труда достаточно серьезно, развивает корпоративную культуру, делает коллектив более сплоченным, командным.

В этом случае сотрудники могут задержаться, когда это необходимо, без дополнительной оплаты. Могут взять на себя дополнительные функции, если чувствуют, что это ценится и вознаграждается руководством. Мне кажется, персонал — если не правая, то левая рука директора или собственника. Как сказал один из собственников, с которым я работала: «У моего генерального директора есть правая рука — это директор по продажам, левая рука — главный бухгалтер, а меня он назвал сердцем». Думаю, что это очень точное определение: отдел персонала, департамент по персоналу — это сердце, душа компании, то, что вселяет жизнь в ее работу.

- Как часто успешный лидер обычно общается с HRD? И сколько он должен общаться в идеале?

- Тоже зависит от мнения лидера на этот счет. Если компания небольшая, то зачастую вопросы решаются сию секунду, в течение 15 минут. В таких бизнесах есть один HR, один собственник — он же директор и руководитель продаж. Тогда лидер будет постоянно советоваться с этими людьми и решать с ними же вопросы по ходу дела. Если структура большая и очень разветвленная, то такое общение происходит реже. На мой взгляд, оно должно происходить в среднем раз в неделю. Если мы имеем в виду директора.

А если мы имеем в виду собственника, который стоит над директором, то такое общение может происходить реже — раз в месяц или в квартал, в зависимости от того, какой установлен порядок отчетности перед высшим руководством. Считаю, что минимум раз в неделю должно быть плановое общение — совещание, подведение промежуточных итогов, корректировка работы, чтобы правильно действовать далее.

Мы, как правило, собираемся с руководителем раз в неделю на совещание, чтобы обсудить все пункты и планы работы — что сделано, что откладывается, какие мероприятия или коррективы вносятся в план. Кроме того, регулярно общаемся по телефону, по электронной почте — это происходит в течение рабочей недели. Часто рабочие вопросы, которые возникают здесь и сейчас, нельзя отложить в долгий ящик и ждать их решения неделю, в таком случае может состояться внеплановая летучка, на которой могут присутствовать и другие руководители подразделений. Считаю, раз в неделю требуется объемное, плановое совещание, а живое рабочее общение происходит постоянно, по мере необходимости.

Какие проблемы HRD не может решать без одобрения лидера бизнеса?

— На самом деле их довольно много. Например, если в компании есть неформальный лидер, который может как плохо, так и хорошо влиять на компанию. Он может плохо влиять на коллектив, но при этом он — ценный сотрудник. Соответственно, с ним нельзя расстаться без одобрения лидера. Точно так же и с руководителями из топов. HR может заметить, что с топом, руководителем высшего звена происходит что-то не то — он перестал быть эффективным. Попрощаться с ним без одобрения лидера нельзя.

Так же невозможно и принять на работу руководителя высшего звена, топ-уровня без согласования с руководителем. Нельзя изменить штатное расписание без директора, создать или упразднить подразделение, организовать внеплановое мероприятие в рабочее время, ввести в работу регламентирующий документ по компании или какой-то процесс, который существенно изменит организацию всей работы предприятия. Это также касается серьезных затратных проектов. И изменение кадровой политики компании не может произойти без одобрения лидера. И в этом плане лидер и HR идут в тандеме — рука об руку в одной упряжке. Таких вопросов довольно много. На самом деле все зависит от полномочий, которыми директор наделяет HRD. Я привела примеры из своего личного опыта взаимодействия. 

- HR вырос из отдела кадров (как финансовый — из бухгалтерии), но не пора ли выделить из HR отделы — например, отдел развития талантов и, может быть, какие-то другие?

...

Надежда Мюганен, руководитель отдела управления персоналом Новоладожского судостроительного завода (представительство в Санкт-Петербурге).

Вопросы задавала Ольга Кошарная

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU