Сотрудники предпочитают «не замечать» нечистоплотность коллег

Автор: Изабелла Атласкирова, «СааС Проект»

Изабелла Атласкирова, юрист, генеральный директор «СааС Проект»

Почему Мираторг решил рассказать о проблеме, тогда как многие молчат?

― Компания «Мираторг», рассказав о скандале, связанном с возбуждением уголовного дела против бывшего коммерческого директора компании «ТК «Мираторг» Юлии Аксёновой (по статье ст. 201, ч. 2 УК РФ «Злоупотребление полномочиями»), сделала верный пиар-ход, стремясь подтвердить свой имидж компании, нетерпимой к проявлениям воровства и коррупции среди сотрудников. Использование менеджерами компании служебного положения, тем более в корыстных целях, рассматривается компанией как большое зло, о чём заявляют представители компании.

Поэтому громкое дело в отношении коммерческого директора ТК «Мираторг» может рассматриваться руководством компании как лишний плюс к корпоративному имиджу. С другой стороны, с помощью широкой огласки этого дела именно со стороны руководителей компании достигается цель по формированию общественного мнения не в пользу Юлии Аксёновой, и это также имеет большое значение.

Сможет ли Юлия отбиться?

― Как показывает практика, уголовные дела в отношении руководителей такого уровня заводят в подавляющем большинстве случаев только тогда, когда есть надежда довести их до конца и завершить обвинительным приговором. Ситуация с компанией «Мираторг» не исключение. Поэтому Юлии Аксёновой отбиться от претензий высшего руководства компании будет очень сложно. Тем более что компания потерпела убытки в 11,6 млн рублей. Деятельность Аксёновой «тянет» на 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет. Однако компания «Мираторг», скорее всего, подаст к Юлии и гражданский иск о возмещении ущерба.

Смогут ли следователи доказать факт возможной коррупции?

― Такие дела обычно доказываются достаточно легко, так как выявить стороны, участвующие в коррупционных схемах, не так и сложно. Тем более что в коммерческих организациях злоупотребляющие своим положением менеджеры редко предпринимают все необходимые меры для того, чтобы их деятельность не смогли разоблачить сотрудники правоохранительных органов. Будут опрошены возможные свидетели, привлечены участники сделок со стороны мясокомбинатов, которым Юлия Аксёнова реализовывала мясо по заниженным ценам, после чего доказать вину коммерческого директора будет гораздо проще.

Кто виноват в случившемся и как не допускать подобного?

― В случившейся ситуации виновата, безусловно, система управления компанией. Не только для «Мираторга», но и для большинства других российских торговых организаций характерно наличие данных проблем. В коррупционных схемах участвуют многие сотрудники компании, и они предпочитают молчать о них из чувства ложной солидарности. Например, согласно международному докладу EY 2017 г., 52 % сотрудников компаний знают о злоупотреблениях, и 51 % сотрудников предпочитает о них молчать, опасаясь за свою карьеру. Ведь сотрудники среднего и низшего звена зависят от старших менеджеров, от заместителей директоров гораздо больше, чем от высшего руководства и собственников, к которым у них просто нет доступа.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, необходимо повышать эффективность механизмов контроля над деятельностью руководителей подразделений компаний, более интенсивно работать службам безопасности. Процессы ценообразования и выбора контрагентов также должны очень тщательно контролироваться вышестоящим руководством компании. Необходимо проверять все крупные сделки, а также обращать пристальное внимание на деятельность контрагентов с целью выяснения, не являются ли они фиктивными фирмами-однодневками, созданными для реализации мошеннических и коррупционных схем.

О чём обычно молчат акционеры? Или где и как персонал может подворовывать у своей компании по-крупному?

― Обычно большинство компаний не склонны афишировать подобные инциденты из соображений сохранения «доброго имени». В частности, им проще требовать с менеджера возмещения понесённых убытков, в том числе в гораздо большем размере, чем действительно были нанесены убытки, угрожая привлечением к уголовной ответственности.

Ситуация, сложившаяся в «Мираторге», очень распространена среди российских компаний ― за определённые откаты руководители подразделений поставляют продукцию по заниженным ценам реализаторам, «списывают» продукцию под видом бракованной или просроченной. Очень распространена продажа с предельно допустимыми скидками. В результате ту прибыль, которую могла бы получать компания, получает посредник при сделке. Через систему скидок, всевозможных рекламных акций крупные деньги выводятся из компании, и их получают топ-менеджеры.

Наша справка. Компания «СааС Проект» занимается разработкой программного обеспечения, фирменного стиля (брендбук), продвижением в сети Интернет, контекстной рекламой.

Ольга Кошарная